Элементы налогообложения

Система налогов и сборов в Российской Федерации

Глава 2 НК РФ посвящена системе налогов и сборов в Российской Федерации. В данном случае речь идет именно о платежах, которые различаются между собой. Законодатель не использует термин «налоговая система», так как он может толковаться более широко, например, как совокупность платежей или система налоговых органов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные, местные.

Федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Исключение составляет положение об установлении специальных налоговых режимов, которыми могут предусматриваться особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 – 15 НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональными признаются налоги, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местными признаются налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, кроме того, они обязательны к уплате на территориях этих субъектов. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

В экономической литературе отмечается, что налоговая система как совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, а также методов их построения, должна отвечать следующим принципам (сформулированы А. Смитом): нейтральности, справедливости, простоты расчета.[7]

Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков.

Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы государства и интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Это предполагает использование набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

В странах с федеральным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам РФ.

Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, являются одним из самых эффективных инструментов воздействия на экономические процессы и предполагают широкое применение налоговых льгот приоритетным отраслям промышленности и крупным экономическим проектам.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены:

- налогоплательщики;

- элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога;

- в необходимых случаях – налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В данном случае речь идет о потенциально возможной обязанности организаций и физических лиц, признаваемых законодателем плательщиками тех или иных налогов и сборов, а не об обязанности по уплате конкретной суммы налога или сбора, которая в соответствии со ст. 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.[8]

Права и обязанности налогоплательщиков установлены соответственно в ст.ст. 21 и 23 НК РФ. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно главе 4 НК РФ налогоплательщик может участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя.

Объект налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения – это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход, или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговая база необходима именно для исчисления налога, но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог.

Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам устанавливается НК РФ. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ).

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ; по региональным и местным налогам – соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 с. 55 НК РФ).

НК РФ устанавливает общие правила определения налогового периода для случаев создания, ликвидации или реорганизации организаций (п. 2 – 4 ст. 55).

Порядок исчисления налога представляет собой определение суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии со ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается:

- на налогоплательщика (по общему правилу);

- на налоговый орган или налогового агента (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Например, Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. 05.04.2009) «О налогах на имущество физических лиц» закреплен порядок исчисления налогов налоговыми органами (ст. 5).[9] В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление[10], в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (ст. 57 НК РФ). НК РФ содержит следующие способы указания сроков уплаты налогов и сборов:

- определение календарной датой;

- истечение периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями;

- указание на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию;

- указание срока в налоговом уведомлении, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Порядок уплаты налогов и сборов установлен ст. 58 НК РФ. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, региональных и местных налогов – соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя, который вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ; по региональным налогам - НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах; по местным налогам – НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Не допускается установление индивидуальных льгот. При этом запрет на индивидуальный характер касается норм законодательства о налогах и сборах, определяющих и основания, и порядок, и условия применения льгот по налогам и сборам.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

При возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, необходимо исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.[11] Конституционный Суд РФ выразил следующую позицию по данному вопросу: предоставляя налогоплательщику право, НК РФ не обязывает его отказаться от использования налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов. Однако, осуществляя соответствующий выбор, налогоплательщик вправе требовать реализации только того механизма предоставления налоговой льготы, который закреплен в законе. При этом … законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования.[12]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: