Профессиональный цикл. Базовая часть. Модуль 1. «Отечественная филология».
Курс истории русской литературы начала 20 века является частью общей дисциплины «История русской литературы 20 века». Он призван интегрировать в сознании учащихся не только представления о стиле произведений писателей этого периода и целых школ, но и знания по философии, теории литературы и зарубежной литературе. Студент должен иметь представление о содержании философских идей, оказавших влияние на формирование художественных концепций серебряного века (В. Соловьева, Н. Федорова, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра), уметь соотносить их с важнейшими социально-историческими событиями в России, повлиявшими на сознание творческой интеллигенции рубежа двух веков (убийство Александра I, революция 1905 года, Первая мировая война), сопоставлять литературные течения и отдельные произведения русских писателей с типологически близкими литературными явлениями зарубежной литературы (французский символизм, итальянский футуризм).
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№
| Темы,
разделы
| Всего часов
| Виды подготовки
| Самост. работа
|
Лекции
| Практические
занятия
| Самост. работа студентов
| КСР
|
| Единство и противоречия "серебряного века".
|
|
|
|
|
|
| Символизм как умонастроение.
|
|
|
|
|
|
| Символизм как мировоззрение. Его становление как школы.
|
|
|
|
|
|
| Возрождение мифа в творчестве старших и младших символистов.
|
|
|
|
|
|
| Пути эволюции творчества А. Белого и
А. Блока.
|
|
|
|
|
|
| Кризис символизма. Пути преодоления.
|
|
|
|
|
|
| Акмеизм и наследие символизма.
|
|
|
|
|
|
| Рождение русского авангарда (кубо-футуризм, эгофутуризм, поэты группы "Центрифуга").
|
|
|
|
|
|
| Новизна идейно-стилистических исканий в дореволюционном творчестве
В. Маяковского.
|
|
|
|
|
|
10-11
| Специфика "народолюбия" в литературе "серебряного века".
|
|
|
|
|
|
| Кризис народнических идеалов в творчестве писателей реалистов и философии "веховцев". Общественная позиция "Сатирикона".
|
|
|
|
|
|
| Развитие демократических традиций литературы 19 века в творчестве писателей общества "Среда" и "Знания". Творчество М. Горького.
|
|
|
|
|
|
| Творчество Л. Андреева.
|
|
|
|
|
|
| Доэмигрантское творчество И. Бунина.
|
|
|
|
|
|
| Творчество А. Куприна.
|
|
|
|
|
|
17-18
| Драматургия "серебряного века".
|
|
|
|
|
|
Всего (часы)
|
|
|
|
|
|
|
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
| Название разделов (тем)
| Краткое содержание раздела (темы)
|
| Единство и противоречия "серебряного века".
| Объем понятия "серебряный век", проблемы изучения данного литературного периода в современном литературоведении. Духовный климат эпохи (Русский космизм, "Вехи", влияние европейского идеализма, с одной стороны, и некрасовских традиций, марксистских идей – с другой). Общая характеристика двух ведущих стилистических направлений (модернизма и реализма). Их соотношение между собой и с предшествующей традицией.
|
| Символизм как умонастроение.
| Отечественные предпосылки его возникновения как школы. Поэзия В. Соловьева как продолжение его философии. Его роль в становлении русского символизма. Новизна поэтической системы К. Случевского. Жизнетворчество К. Фофанова.
|
| Символизм как мировоззрение. Его становление как школы.
| Влияние идеи Ф. Ницше и техники французского экспрессионизма на творчество модернистов. Пути современного искусства в понимании Н. Минского, Д. Мережковского и В. Брюсова. Художественный метод Д. Мережковского (трилогия "Христос и Антихрист"). Поэтическое становление В. Брюсова (теоретические изыскания и широта практики).
|
| Возрождение мифа в творчестве старших и младших символистов.
| Мифотворчество Ф. Сологуба в поэзии и прозе. Уровни прочтения романа "Мелкий бес". Новизна понимания мифа в творчестве В. Иванова. Корпус античных и библейских образов в его поэзии, их соотношение ("Кормчие звезды", "Прозрачность"). Значение образов-архетипов в творчестве "соловьевцев" (А. Белый и А. Блок периода "Аргонавтов").
|
| Пути эволюции творчества А. Белого и А. Блока.
| Точки соприкосновения и моменты отталкивания. Отрицание себя прежнего как способ художественного развития в прозаическом и стихотворном творчестве А. Белого. Единство пути лирического героя в трилогии "вочеловеченья" А. Блока.
|
| Кризис символизма. Пути преодоления.
| Проблема назначения искусства в публицистике А. Блока, В. Иванова, В. Брюсова в начале второго десятилетия ХХ века. Художественные открытия И. Анненского, их влияние на последующее развитие современной поэзии. Поиск своего лирического "я" женской поэзией в начале второго десятилетия нового века ("Вечерний альбом", "Волшебный фонарь" М. Цветаевой, "Вечер", "Четки" А. Ахматовой, "Скифские черепки" Кузьминой-Караваевой).
|
| Акмеизм и наследие символизма.
| Теоретическое обоснование нового направления (Гумилев, Городецкий, Мандельштам). Ницшеанские мотивы Н. Гумилева. Значение архитектурной семантики в "Камне" О. Мандельштама. Тенденция прозаизации в раннем творчестве А. Ахматовой ("Вечер", "Четки", "Белая стая").
|
| Рождение русского авангарда (кубо-футуризм, эгофутуризм, поэты группы "Центрифуга").
| Значение и место авангардной практики в европейском искусстве. Особенности русского футуризма. Тенденция примитивизма в творчестве В. Хлебникова. Его эксперименты в области стихотворного языка. Их влияние на поэтику В. Маяковского, Б. Пастернака, Н. Асеева.
|
| Новизна идейно-стилистических исканий в дореволюционном творчестве В. Маяковского.
| Проблема лирического самоутверждения и эпического начала. Эмоциональная агрессия любовной лирики. Сатира как прием публицистики. Жанровое своеобразие ранних поэм ("Облако в штанах", "Война и мир", "Человек").
|
10-11
| Специфика "народолюбия" в литературе "серебряного века".
| Эволюция славянской темы от стилизации (Городецкий "Ярь", Бальмонт "Жар-птица") к онтологическому осмыслению Хлебниковым и воплощению крестьянского космоса в поэзии Клюева, Есенина, Клычкова. Значение архаической, диалектной лексики в творчестве футуристов. Эксплуатация фольклорных жанров и приемов в произведениях Д. Бедного. Творческие установки А. Ремизова. Своеобразие художественной манеры. "Областнические мотивы" в прозе писателей реалистов. (Пришвин, Чапыгин).
|
| Кризис народнических идеалов в творчестве писателей реалистов и философии "веховцев". Общественная позиция "Сатирикона".
| Тема "бездорожья" русской интеллигенции в прозе В. Вересаева. Проблема духовной состоятельности нового поколения у Гарина-Михайловского. Социальный психологизм Сергеева-Ценского. Осмысление итогов первой русской революции в сб. "Вехи". Трансформация обличительной сатиры 19 века в иронию (Саша Черный, Тэффи). Юмористические приемы А. Аверченко.
|
| Развитие демократических традиций литературы 19 века в творчестве писателей общества "Среда" и "Знания". Творчество М. Горького.
| Новизна героев ранних произведений Горького. Традиции романтизма и философия босячества. Эволюция героя-индивидуалиста в человека общественного ("Фома Гордеев", "Трое", "Мать"). Понимание коллективизма ("Исповедь") в контексте богоискательских настроений А. Богданова, А. Луначарского. Политическая сатира "Русских сказок" и социальные идеалы "Сказок об Италии". Концепция активной личности в повестях автобиографической трилогии.
|
| Творчество Л. Андреева.
| Значение экзистенциальной проблематики в разрешении темы "маленького человека". Традиции Чехова и Достоевского. Стилистическое своеобразие прозы. Эволюция психологизма от конкретной детали к обобщающей условности ("Красный смех", "Губернатор", "Рассказ о семи повешенных"). Значения парадокса в раскрытии социально-нравственных коллизий героев ("Жизнь Василия Фивейского", "Тьма", "Иуда искариот"). Концепция российского революционизма в романе "Сашка Жегулев". Полемика с М. Горьким.
|
| Доэмигрантское творчество
И. Бунина.
| Проблема национального самосознания в повестях о деревне. Их своеобразие в контексте литературы о крестьянстве. Концепция естественного человека, ее значение в разрешении вопросов любви, инстинкта, смерти ("Худая трава", "Сны Чанга", "Легкое дыхание", "Игнат", "Человек из Сан-Франциско" и др.). Стилистические особенности прозы. Ориентализм. Традиции Пушкина в поэзии Бунина.
|
| Творчество А. Куприна.
| Значение нравственного конфликта в осмыслении армейского и общественного уклада дореволюционной России ("Дознание", "Ночлег", "Поединок", "Молох"). Принципы идеализации положительных героев. Традиции романтизма в разрешении темы искусства и любви ("Гамбринус", "Гранатовый браслет" и др.). Роман "Яма" в контексте творческих воспитательных установок Куприна-писателя.
|
17-18
| Драматургия "серебряного века".
| Преображение чеховских традиций в драматургии М. Горького и писателей общества "Знание" (Найденов, Юшкевич, Чириков). Типы героев, конфликт социально-бытовой драмы Горького ("На дне", "Варвары", "Враги", "Дачники"). Реформация драмы в цикле философско-драматических "представлений" Л. Андреева. ("Жизнь человека", "Царь Голод"). Метод, система символов в экспрессионистских трагедиях "Черные маски", "Анатэма". Концепция "театра будущего" в "Письмах о театре", ее воплощение в пьесах "Анфиса", "Екатерина Ивановна", "Мысль". Эстетические основы символистской драмы Блока, Сологуба, В. Иванова. Влияние Метерлинка, Ибсена. Соотношение лирического и эпического начал в драматургии раннего Маяковского. Драматургия В. Хлебникова.
|