Философская антропология
1) Специфика и проблема периодизации
2) Классическая философская антропология: М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен.
3) От философской антропологии к социальной.
Философская антропология
1. Всегда – как предмет философии.
2. Новое время: Мир àЧеловекàОбщество
«Проблемы человека в Западной философии» (литература к доп. прочтению)
М. Шелер (1927 год) – «Положение человека в Космосе»
Три трактовки человека:
А) Античная – тело и разум
Б) Библейская – образ и подобие конституирующий принцип
В) Научная – человек – венец природы
1) Растения – чувственный порыв
2) Животные – инстинкт (это врожденнаяпрограмма действий в значимых ля биологического вида ситуациях):
а)пища б)жилье
в)партнер г)самосохранение
Практический интеллект – это способность видеть связи между вещами и предвосхищать будущий опыт.
3) Человек – дух (это экзистенциальная независимость от всего живого, свобода от давления и принуждения жизни).
Культура
Природа à Идеация (порождение идей)
Х. Плеснер, «Ступени органического и человека»
1) Растения à не центрированы
2) Животные à Центрированы, автономны, обладают зачатками представления о картине мира.
3)Человек à эксцентрированы: а. – рефлексия; б. – аффект; в. – творчество и взаимопонимание.
Три закона Плеснера:
1. Закон естественной искусственности
2. Закон опосредованной непосредственности
3. Закон утопического местоположения
Арнольд Гелен, «О систематике антропологии»
Теория ретардации (замедленного развития)
1) Hard 2) Soft
Деятельность
Знание меняет представление о мире.
1. Условия формирования социальной антропологии.
2. История становления
3. Социально-антропологические концепции и методологии на примере работ М. Мосса, К. Леви-Строса, А. Шютца, Ж.М. Шеффе.
1) На появление социальной антропологии повлияли:
- внутрифилософские основания перехода к социальной философии
Вольтеризм, Шопенгауэр (четыре основные формы существования и развития человека, его связь с культурой и историей), Кант, Гегель.
-Экзистенциальный кризис
С. Кьеркегор, экзистенциализм (философия жизни)
Ф. Ницше, «Идея о морали отношений между людьми»
Зарождение позитивизма (Огюст Конт, старался искоренить субъективизм)
Неклассическая наука – конец 19го – начало 20го веков. Крах классических представлений.
Укрепление нового типа общественных отношений. Индустриализация.
Этнография (становление)
Э. Дюрклейм, М. Мосс.
Конструирование той или иной общности – это принципиальное отличие социальной антропологии в противовес антропологии классической.
Этнографические исследования стали основой для нового представления о человеке. Человек и окружающая его реальность больше не имеют сущности, а конструируются.
2) История становления
О. Э. Дюрклейм, М. Мосс.
К. Леви-Стросс популяризировал термин «социальная антропология», созданный М. Моссом.
Дюрклейм и Мосс сравнивают различные культуры. Для них встает проблема антропоцентризма, а затем и европоцентризма.
Бронислав Малиновский – функционализм (структурный), применяемый в антропологии.
А. Шютц. Ученик Э. Гуссер (феноменолог). Феноменализм – виток социальной антропологии.
Ж. М. Шеффер (1952-…) «Конец человеческой исключительности», «Тезис человеческой исключительности».
3) М. Мосс, «Эссе о даре»
Б. Малиновский, «???»(не смогла разобрать)
Философская аксиология
(учение о ценностях)
Зародилась в девятнадцатом веке.
1. Ценность как философская проблема
2. Основные подходы в аксиологии
3. Ценность как политическая проблема. Парадоксы толерантности.
1) Ценность – это форма отношения человека к общезначимым культурным нормам и образцам; все, что имеет для нас значение.
Д.А. Леонтьев, «Понятие «Ценность» Опыт, реконструкция»
Три проблематики:
- Отношение ценности к вещам (предметам)
А) Ценность – мера полезности вещей
Б)Ценность – абстрактные формы, сущности к вещам не сводимы и из вещей не выводимы.
-Спор о происхождении ценностей
А) Ценность – это всегда продукт индивидуального мироотношения
Б) Ценность – продукт коллективного мироотношения.
-Спор о способе существования ценностей
А) «Голова» индивида (душа)
Б) Трансцендентное (выходящее за пределы нашего опыта) основание
Подходы:
1. Аксиологический психологизм: В. Вундт; Ф. Брентано. Ценности, выводимые из внутреннего мира человека.
2. Аксиологический нормативизм: М. Вебер; В. Дильтей
3. Аксиологический трансцендентализм: Г. Лотце; В. Виндельбанд; Г. Риккерт.