Социальная антропология

Философская антропология

1) Специфика и проблема периодизации

2) Классическая философская антропология: М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен.

3) От философской антропологии к социальной.

Философская антропология

1. Всегда – как предмет философии.

2. Новое время: Мир àЧеловекàОбщество

«Проблемы человека в Западной философии» (литература к доп. прочтению)

М. Шелер (1927 год) – «Положение человека в Космосе»

Три трактовки человека:

А) Античная – тело и разум

Б) Библейская – образ и подобие конституирующий принцип

В) Научная – человек – венец природы

1) Растения – чувственный порыв

2) Животные – инстинкт (это врожденнаяпрограмма действий в значимых ля биологического вида ситуациях):

а)пища б)жилье

в)партнер г)самосохранение

Практический интеллект – это способность видеть связи между вещами и предвосхищать будущий опыт.

3) Человек – дух (это экзистенциальная независимость от всего живого, свобода от давления и принуждения жизни).

Культура


Природа à Идеация (порождение идей)

Х. Плеснер, «Ступени органического и человека»

1) Растения à не центрированы

2) Животные à Центрированы, автономны, обладают зачатками представления о картине мира.

3)Человек à эксцентрированы: а. – рефлексия; б. – аффект; в. – творчество и взаимопонимание.

Три закона Плеснера:

1. Закон естественной искусственности

2. Закон опосредованной непосредственности

3. Закон утопического местоположения

Арнольд Гелен, «О систематике антропологии»

Теория ретардации (замедленного развития)

1) Hard 2) Soft

Деятельность

Знание меняет представление о мире.

1. Условия формирования социальной антропологии.

2. История становления

3. Социально-антропологические концепции и методологии на примере работ М. Мосса, К. Леви-Строса, А. Шютца, Ж.М. Шеффе.

1) На появление социальной антропологии повлияли:

- внутрифилософские основания перехода к социальной философии

Вольтеризм, Шопенгауэр (четыре основные формы существования и развития человека, его связь с культурой и историей), Кант, Гегель.

-Экзистенциальный кризис

С. Кьеркегор, экзистенциализм (философия жизни)

Ф. Ницше, «Идея о морали отношений между людьми»

Зарождение позитивизма (Огюст Конт, старался искоренить субъективизм)

Неклассическая наука – конец 19го – начало 20го веков. Крах классических представлений.

Укрепление нового типа общественных отношений. Индустриализация.

Этнография (становление)

Э. Дюрклейм, М. Мосс.

Конструирование той или иной общности – это принципиальное отличие социальной антропологии в противовес антропологии классической.

Этнографические исследования стали основой для нового представления о человеке. Человек и окружающая его реальность больше не имеют сущности, а конструируются.

2) История становления

О. Э. Дюрклейм, М. Мосс.

К. Леви-Стросс популяризировал термин «социальная антропология», созданный М. Моссом.

Дюрклейм и Мосс сравнивают различные культуры. Для них встает проблема антропоцентризма, а затем и европоцентризма.

Бронислав Малиновский – функционализм (структурный), применяемый в антропологии.

А. Шютц. Ученик Э. Гуссер (феноменолог). Феноменализм – виток социальной антропологии.

Ж. М. Шеффер (1952-…) «Конец человеческой исключительности», «Тезис человеческой исключительности».

3) М. Мосс, «Эссе о даре»

Б. Малиновский, «???»(не смогла разобрать)

Философская аксиология

(учение о ценностях)

Зародилась в девятнадцатом веке.

1. Ценность как философская проблема

2. Основные подходы в аксиологии

3. Ценность как политическая проблема. Парадоксы толерантности.

1) Ценность – это форма отношения человека к общезначимым культурным нормам и образцам; все, что имеет для нас значение.

Д.А. Леонтьев, «Понятие «Ценность» Опыт, реконструкция»

Три проблематики:

- Отношение ценности к вещам (предметам)

А) Ценность – мера полезности вещей

Б)Ценность – абстрактные формы, сущности к вещам не сводимы и из вещей не выводимы.

-Спор о происхождении ценностей

А) Ценность – это всегда продукт индивидуального мироотношения

Б) Ценность – продукт коллективного мироотношения.

-Спор о способе существования ценностей

А) «Голова» индивида (душа)

Б) Трансцендентное (выходящее за пределы нашего опыта) основание

Подходы:

1. Аксиологический психологизм: В. Вундт; Ф. Брентано. Ценности, выводимые из внутреннего мира человека.

2. Аксиологический нормативизм: М. Вебер; В. Дильтей

3. Аксиологический трансцендентализм: Г. Лотце; В. Виндельбанд; Г. Риккерт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: