Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания
7. Методы эмпирического познания (also вопрос билета)
8.
9. Метод индукции, метод наблюдения, метод фиксации, метод описания, метод систематизации, метод гипотезы, научный эксперимент (итог, завершение научной деятельности и самая важная фаза). Идеализация и воспроизводимость — два основных принципа построения эксперимента. Eg. Мысленный эксперимент, модельный эксперимент.
10.
11. Теоретический уровень:
12. Всеобщие методы анализа
13. Диалектика (учение о единстве и борьбе противоположностей — каждая система и мир в целом внутренне противоречивы, и борьба внутри них приводит к развитию) Принципы — развития и взаимосвязи. Первый принцип раскрывается в трех законах, первый в скобках. Второй закон — взаимного перехода качественных характеристик в количественные. Третий закон — закон двойного отрицания, переход тезиса в антитезис и в синтез.
14. Метафизика («после физики», статика, отрицание принципа развитие, исследование не развивающегося объекта, изолированного от окружающего мира, без взаимосвязей с ним)
|
|
15. Определяют общую генеральную линию (методологию) научного исследования. Определяют в конечном счете модели научного познания.
16. Общие методы (см. след. лекцию).
17. Частные методы (для специальных научных дисциплин) Картозия 2008г «».
Когда мы говорим о познании, нужно говорить не только о методах, но и о путях и способах познания.
Путь – это источник познания.
Нельзя отождествлять чувственное познание с эмпирическим, а рациональное познание с чувственным.
Лекция 11. О методах научного исследования. Продолжение. (13/03/2012)
Ученый исследует общие законы природы. Наука не отвечает на вопросы, почему и для чего происходят те или иные процессы. Когда ученый начинает рассматривать нравственные проблемы – он уходит из сферы своей деятельности и начинает заниматься философией. Философские методы выполняют общую методологическую функцию.
1. Анализ. Это мысленное расчленение целостного предмета или процесса на составные части.
2. Синтез – соединяет расчлененные части процесса.
3. Абстрагирование. Все научные теории пользуются методом абстрагирования (и идеализации). Это отвлечение от несущественных для данного исследования свойств и отношений исследуемого предмета. «Никогда я не стану от внешних тел требовать чего либо иного чем величина, фигура, количество… Я думаю, что если бы мы устранили уши, языки, носу, то остались бы только фигуры, числа, величины… но не звуки, вкус… что просто является пустыми именами» - Галилей. Абстрагирование применяется и для формирования предмета научного исследования. Это же касается и научных фактов. Научный факт – это не отдельное событие, это всегда элемент теории. Научный факт отличается тем, что он является результатом абстрагирования от действительности. В результате абстрагирования происходит упрощение мира – объективное соответствие с задачами исследования.
|
|
4. Идеализация – создание на основе абстрагирования предметов, которые не существуют в объективной действительности.
5. Метод аксиом. Аксиома – некоторые принципы, которые принимаются ученым и научным коллективом без логического обоснования в силу ясности, отчетливости и прозрачности.
6. Метод обобщения. Обобщение происходит на эмпирическом уровне (посредством индукции).
7. Метод аналогии. Перенос свойств одного объекта на объекты, существующие в других условиях.
8. Метод моделирования. Особый метод научного исследования. Близок и идеализации, но более близок к реальности.
Научный закон – является элементом научной теории. В реальной действительности существуют закономерности. В науке они оформляются в научные законы.