Введение.
Формы паранаучного знания.
Границы современной науки.
1. Наука бессильна в понимании исторического процесса.
2. Обыденная жизнь по науке невозможна. Она не просчитывается научными законами. Она индивидуальна, а наука ищет общие закономерности.
3. Наука не может с достаточной достоверностью предсказать будущее.
4. Наука плохо изучает личность.
Паранаучное знание. В переводе означает «околонаучное». Сегодня сложилась такая ситуация, когда ненаучные виды знания пытаются выдать себя за науку.
1. Те знания, которые еще не стали научными. Пример – гелиобиологическая теория Чижевского, в соответствии с которой солнечная активность влияет на экономические и политические процессы.
2. Знания, которые уже перестали быть научными. Пример – спор между сторонниками геоцентрической и гелиоцентрической моделями системы планет.
3. Так называемые оккультные науки. Сюда входят следующие дисциплины: алхимия, астрология, хиромантия, фринология (описание личности и характера человека по его черепу), уфология, народная наука (приметы etc), парапсихология (таинственные стороны человеческой психики).
|
|
Что есть философия? Есть ли это "любовь к мудрости"? Этимология слова неясна, само содержание понятия крайне размыто.
Поэтому существуют различные философии, например, философия Макдональдаса. Мы же берем в качестве предмета историю европейской философии.
То что мы называем философией — это просто попытка осмысления мира. Первая форма осмысления — эколого-мифологическая, или же мифолого-религиозная, то есть легенды. Мы не знаем, откуда появилась мифология, может быть, она существовала уже у неандертальцев, но до сих пор любая религия сохраняет в себе мифологический пласт. Мифология — это не логическое, а пралогическое мышление.
Где-то в VI-VII в. до н.э. наступает грандиозный перелом, а именно, новое осмысление мифов, основанное не на авторитете традиций, а на разуме. Этот процесс параллельно идет в трех местах: в Греции, в Китае и в Индии. Это можно назвать зарождением философии.
Однако, в Индии философия не освободилась от религии и мифов, только в VII в н.э. она достигла уровня Платона. В Китае философия тоже отлична от европейской. Религия не занимала такое же место, как и в Индии, но философия в Китае — это просто поучения. Дело в том, что Индия и Китай — это традиционные общества, в которых присутствует сильная иерархия, подчиненность старшинству и авторитету, сильны традиции.
В Греции возникают общества нового типа — полисы, античная демократия. В них нельзя было ссылаться на обычаи, а надо было убеждать. Так появились дискуссии, дискутивный тип мышления, очевидность, анализ, изучение, доказательство.
|
|
Первый период античной философии (конец VII начало V вв. до н.э.)
Данный период характеризовался преодолением мифологизма, поэтому основным типом произведений в этот период были именно поэмы. Ключевой фигурой является Фалес.
В этот период можно выделить несколько школ.
Первая из них — ионийская
Она сформировалась в Малой Азии, поэтому в ней чувствуется влияние персидской цивилизации. В ней можно выделить две ветви, а именно Милетская и Эффесская, по названиям городов.
Крупнейшими представителями Милетской ветви являются: