Розанов Василий Васильевич

(1856 - 1919)

"В мире неясного и нерешенного". "Метафизика христианства", "Люди лунного света". Различные эссе. Вошел в историю как религиозный мыслитель. Выражал сомнения в истинах православия.

Сначала воспринял православие как светлое, потом говорил о превращении христианства в доктрину. Оно еще не начато, его нет вовсе. Задача религии - стать реальной. Глубины Христа еще никто не постигает. Скепсис относительно исторического христианства. Христианство расколото, религия благодати, смерти противостоит религии Вифлеема. Был сторонником христианства около Голгофы без аскетизма. В дальнейшем поставил проблему семьи и пола. В его представлении христианство тускнеет, отходит в сторону, постепенно уступает религии Отца, Ветхому Завету. Из Голгофы образовалось искание страданий. Акт искупления прошел мимо человека. В церкви неверное понимание христианства. Сущность церкви определилась как поклонение церкви. От Христа взята его смерть. Уподобиться мощам - идеал церкви. Аскетизм церкви противопоставляет семью и человека. Антропология как метафизика пола. Основывается на вере в естественность человека и любовь к нему. Мистический пантеизм.

Все в мире любят друг друга слепой любовью. Говорил о зеркальности вещей. Было присуще ощущение жизни природы. Есть тайные основания принять мир за мистико-материальную утробу, в которой родились мы и весь наш мир = земля. Мир связан любовью.

Чувство личности. Оно окрашено космоцентризмом (человек в центре космоса). Сосредоточен в тайне пола, где все очеловечено. Человек включен в порядок природы. Точка этой включенности - пол, как тайна рождения новой жизни. Говорил о творящей философии пола. Весь пол есть душа. Человек = трансформации пола. Все в то же время имеет духовное начало.

Появление личности - событие в космосе, ибо Я противостоит всему, что не Я. Таким образом пол - выход за рамки естественного, приобретает качества сверхъестественного. Пол - второе ноуменальное лицо в человеке. Это корень, уходящий в антипод бытия. Отношение к полу в физическом плане, ведет к разрушению человека.

Разрушение семьи - кризис цивилизации. Рассматривая семью, приходит к сомнению в христианстве. У церкви нет чувства детей. Приходит к христоборчеству. Христос отяготил человеческую жизнь монастырем, аскезой. Это есть дух христианства, - узенькая правда Евангелия. Историческое бессилие христианства - грех церкви.

Шестов Лев (Исаакович)

(1866 - 1938)

"Апофеоз беспочвенности", "Добро в учении Толстого и Ницше". "Власть ключей", "На весах Иова". "Афины и Иерусалим".

Философия излагается в виде эссе. Был религиозным писателем, теоцентричен. Борьба с секуляризмом, безрелигиозной и антропоморфической философией Нового времени. Говорил о неправде рационализма. Критик научной и христианской рациональности. В частности, античный рационализм и новейший (Спиноза). Испытал влияние Ницше. Воспринял смысл его идей. Достоевский "Записки из подполья" - венец. Оказали воздействие иррациональные идеи - Гуссерль, Шопенгауэр, который связан с религией. Всем пожертвовать, чтобы найти Бога.

Говорил о пагубной власти чистого разума. Задача философии - существует ли Бог? Не должно быть веры в научное знание, рациональную структуру бытия. Закон - самое загадочное в бытии. Он не раскрывает тайну бытия. Задача философии - научить жить в неизвестности. Настоящая философия через умозаключения стремится к реальности. Истинная философия исходит из Бога.

Иерусалим - на признании Бога. Афины - на признании закона. Шестов на стороне Иерусалима.

Рационализация веры есть ее отвержение и замена богословием. Вера = библейская философия. Признавал откровение в полноте его смысла. Вера - новое измерение мышления, открывающее путь к творцу. Она есть творческая сила, не является знанием. Вера как самоочевидная истина не является верой, она потеряна.

Не принимал автономии разума, ибо начинается тогда тирания разума. В границах чистого разума можно построить науку, религию, но нельзя найти Бога. Вера - источник жизни, свободы. "Ум ведет к необходимости. Человечество зиждется на идее разумного познания, но последняя истина по ту сторону разума.

Наука превращает действительность в необходимость и обедняет его. Шестов ставит под вопрос пригодность разума, чтобы вести к подлинной реальности. Этическое родилось с разумом. Этика предписывает законы. Искал мистическую этику. В поисках Бога как истины придем к свободе от моральных оценок и истин разума. В этике началось отклонение от свободы, извращение разума, чувство истины было подчинено необходимости. Необходимость приводит к потере бытия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: