Первоначальное значение текста и истолкование

Сделать вывод относительно богословского значения изучаемого текста.

Положительный вклад «критики редакций» в изучение Библии.

  • Критика редакций обращает внимание на богословие авторов Писания, на их участие в истолковании тех или иных событий или идей.
  • Критика указывает на неоднородность богословия Писания — иными словами нет единого библейского богословия, есть сумма различных богословских взглядов, что совсем не означает, что эти взгляды противоречат друг другу.
  • Критика редакций указывает на важность изучения отдельных книг и их авторов, указывает на важность вклада каждого автора, не позволяет искажать богословие одного автора, которое «подгоняется» под богословие другого автора или богословие толкователя.

Этапы богословского анализа. Принимая во внимание все сказанное выше о богословском контексте авторов Писания и о богословских предпосылках толкователя, попытаемся детально описать богословский анализ.

Богословский анализ текста — это исследование с точки зрения его возможного богословского содержания. Целью этого исследования является попытка понять текст как богословский, или иными словами, посмотреть на текст с точки зрения того, как он отвечает на богословские вопросы. Таким образом, богословский анализ — это поиск в тексте определенного богословского содержания — явного или косвенного, намеренно или ненамеренно вложенного в него автором.

1. Проанализировать текст на наличие богословских учений. Текст может содержать какие-то термины, понятия, указания на те или иные богословские учения, при истолковании текста необходимо обратить внимание на эти учения. Проанализировать нужно не столько текст, сколько его содержание — о чем с точки зрения богословских учений идет речь в тексте?

2. Исследовать найденное богословское учение с точки зрения других текстов того же автора. В данном случае необходимо четко представлять себе богословие автора текста, по крайней мере, знать все, что он написал, для того, чтобы поместить рассматриваемое учение в контекст богословской системы автора.

3. Исследовать найденное богословское учение с точки зрения текстов других авторов Ветхого или Нового Завета. Следующим шагом будет рассмотрение богословия текста с точки зрения других авторов Писания, в зависимости от текста. Если это Евангелие, то необходимо изучать мнение других Евангелистов, если это книга из Ветхого Завета, то нужно рассмотреть книги того периода времени и т. д.

Понятие «первоначальное значение текста» очень важно на данном этапе процесса понимания и истолкования Писания. Слишком часто получается так, что после огромной работы, проведенной над текстом, после всех этих бесчисленных исследований, они каким-то образом оказываются отложенными в сторону и толкователь как бы говорит: «Теперь, после того как мы удовлетворили требования этой герменевтики, позвольте мне сказать вам в чем же суть этого текста». И далее мы видим как вопреки всем анализам и исследованиям, делается вывод, который не имеет к проведенному исследованию никакого отношения. Именно поэтому вводится очень важное понятие «первоначальное значение текста», т. е. то значение текста, которое автор вкладывал в него при написании.

Принимая во внимание происхождение книг Библии, необходимо признать тот факт, что эти книги первоначально были написаны не для современного читателя.

Основополагающий принцип герменевтики. Без четких правил истолкования возможно бесконечное количество толкований одного и того же текста, поэтому герменевтика обязана дать четкий принцип истолкования текста, чтобы исключить вероятность неверного понимания Писания. Таким основополагающим принципом герменевтики является следующий принцип — «Значение текста для современного читателя находится в строгой зависимости от первоначального значения текста». Другими словами, знание, даже самое приблизительное, значения исследуемого текста для первых читателей, является основой для всех дальнейших попыток истолкования, а, следовательно, и применения.

Герменевтический принцип первостепенности определения намерения автора. При чтении Священного Писания видно, что автор пытается передать своим читателям определенную информацию при помощи текста. Соответственно подразумеваемые читатели воспринимают определенную информацию и намерение автора при передачи этой информации (назидание, указание на факты, обличение, призыв к действию и т.д.), далее поступая или не поступая в соответствии с желанием автора.

Например, Иоанн пишет свое Евангелие для того, чтобы читатели могли уверовать в Христа (Иоанн. 20:31), соответственно, если читатели Евангелия уверуют в Христа как Сына Божия, цель достигнута. Каким образом это намерение Иоанна помогает нам в понимании текста? Всякий раз, пытаясь понять текст четвертого Евангелия, нужно помнить об общем намерении автора, и задаем вопрос – «Каким образом этот текст соответствует намерению Иоанна?»

Этапы определения первоначального значения текста. Существует много подходов к изучению текстов Писания, т. е. к определению его смысла, поэтому важно понять основу изучения текста вне зависимости от конкретного подхода. Этапы определения первоначального значения текста призваны к тому, чтобы суммировать все результаты предыдущих исследований.

  1. На основании историко-культурного анализа необходимо попытаться восстановить историческую ситуацию написания изучаемого текста.
  2. На основании контекстуального анализа нужно ответить на вопрос: «Почему изучаемый текст находится именно в таком контексте и каким образом положение текста в контексте влияет на его значение?»
  3. На основании лексического, семантического, синтаксического, структурного и жанрового анализа определяется грамматическое и литературное значение текста.
  4. На основании богословского анализа определите богословское значение изучаемого текста в контексте богословия автора и всей Библии.
  5. На основании всей имеющейся информации сформулируйте предположительное первоначальное значение изучаемого текста.

Критерии оценки предполагаемого значения текста. Как проверить свое понимание первоначального значения текста? Ведь, учитывая всю сложность процесса истолкования, можно принять за значение текста то, что им не является. Существуют ли какие-то критерии оценки верности понимания текста? Рассмотрим три критерия оценки верности определение первоначального значения текста:

  • значение соответствует нормам того языка, на котором написан текст (грамматический критерий);
  • значение соответствует нормам того жанра, в котором написан текст (жанровый критерий);
  • значение текста логично вытекает из проведенных исследований и соотносится с пониманием других текстов Писания (критерий понятности).

Рассмотрим в качестве примера текст Ин. 1:1-5, предположим, что было проведено достаточное исследование и теперь суммируются все результаты для определения первоначального значения текста.

1. Историко-культурный анализ данного текста, во-первых, должен рассмотреть историческую ситуацию при написании Евангелия, кто, кому и по какой причине его написал, какова его цель, во-вторых, какова была культурная, политическая, экономическая ситуация во время написания и книги, и данного текста.

Изучение исторической ситуации приводит к тому, что Евангелие было написано апостолом Иоанном примерно в 90 году, и является вероятнее всего самым поздним произведением в Новом Завете. Написано оно в тот период истории раннего христианства, когда оно уже немного окрепло и приобрело достаточное количество сторонников для того, чтобы привлечь внимание властей, последовали гонения и притеснения. Христианство не только вышло на политическую, но и на интеллектуальную сцену того времени, то есть стало оформляться не просто как иудейское религиозное движение, но и как богословское учение, объединяющее все народы и социальные группы. Это изменение положения первоначально малочисленного движения привело к нормальной в такой ситуации институциализации церкви, появлению четких управленческих структур и официального богословия. Появление гностицизма и докетизма весьма волнует церковь, вынужденную отстаивать важность определенный позиций в вопросах веры.

2. Контекстуальный анализ рассматриваемого текста должен заинтересоваться а) общим построение книги, делением ее на части, б) первой частью Евангелия в котором находится изучаемый текст, в) ближайшим контекстом, в данном случае самым началом Евангелия с целью определить место данного текста в книге и увидеть какова в связи с этим роль текста в книге.

Евангелие от Иоанна во многом отличающееся от синоптических Евангелий, в том числе и в своем построении. Изучаемый текст является началом Евангелия, поэтому это его положение во многом определяет отношение к нему как чрезвычайно важному с точки зрения значимости. Иоанн начинает свое Евангелие с провозглашения истинного положения Христа, недаром целью всей книги является демонстрация того, что человек Иисус Христос является Сыном Божиим, вера в которого спасает человека.

4. Лексико-семантический, синтаксический и структурный анализ указывает на слова, значение слов, их связь и структуру данного текста, которые в совокупности дадут грамматическое значение текста.

Анализ слов текста показывает, что Иоанн использует простые, но очень емкие с точки зрения смысла слова – «начало, Слово, Бог, быть, жизнь, свет, тьма», которые он использует на протяжении всего Евангелия, и которые играют большую роль в понимании основных идей книги. Структура изучаемого текста не оставляет сомнения в том, что она была намеренно создана автором:

В начале было Слово,

И Слово было у Бога,

И Слово было Бог,

Оно было в начале у Бога.

Все через него начало быть,

И без него ничего не начало быть, что начало быть

В нем была жизнь,

И жизнь была свет человеков,

И свет во тьме светит,

И тьма не объяла его.

Судя по жанровому анализу, данный текст скорее относится к поэтическому нежели к повествовательному жанру, и только в силу своих структурных особенностей, но и потому, что подходит по характеристикам — явно видны и образность, и субъективность, хотя вряд ли можно сказать, что текст эмоционален или ориентирован на сопереживание, поэтому можно сказать о том, что перед нами не поэзия в чистом виде, а скорее всего поэтический богословский монолог Иоанна, каких много в его Евангелии.

4. Богословский анализ текста раскроет перед нами всю глубину и силу этого текста не только с точки зрения богословия Иоанна, но и с точки зрения богословия всего Нового Завета.

С точки зрения богословия, данный текст требует тщательного рассмотрения, так как полностью определен богословской системой Иоанна. Изучение Евангелия приводит нас к выводам о том, что написано для того, чтобы убедить читателя в необходимости веры в Христа для этого необходимо, прежде всего, раскрыть истинную природу Христа как Сына Божия.

5. Предварительный вывод относительно первоначального значения текста.

Анализ говорит о том, что изучаемый текст провозглашает Христа равным Богу, так как Он как и Бог был в начале и через Него все было сотворено и в Нем был свет, жизнь для всех людей. Символы света и жизни указывают на суть дел Христа, на их божественное начало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: