Одним из основных течений этого периода истории является эмпиризм, который представлен Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. Эмпиризм рассматривает бытие как объективную реальность, а разум как субъективное начало, но не высшую формы бытия. Данное субъективное начало противостоит объекту – бытию. В данном понимании все наделено определенными свойствами и отождествляется с материей, присутствует также отождествление бытия и материи у некоторых мыслителей. Основная позиция того времени – «мыслю следовательно существую». Декарт понимал также бытие как мысль и как вещественный объект, который противостоит субъекту.
В XVII – XVIII вв. категория бытия понимается как реальность, которая противостоит человеку. Возникает понятие бытия как тела, объекта. Бытие обладает неуничтожимостью и несотворимостью и оно ограничено природой.
В XVIII веке у философов-материалистов (просветителей) – Гольбаха, Гельвеция, Ламетрия, была такая т. зр., что ничего не существует, кроме движущейся материи, которая отождествляется с бытием. Такая позиция повторена уже в новейшее время в учении Маркса и в позиции советской философии.
|
|
Что касается Гегеля и Канта, то первый вообще категорию бытия не исследовал, а последний вообще не употреблял данного понятия, хотя оно у Канта присутствует подстрочно.
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (ХХ В.)
Западная философия рассматривает бытие с антропологической точки зрения. Категория бытие в своих работах затрагивали М. Хайдеггер, Э. Фромм, М. Экхарт, и др. философы.
Так, в работе «Бытие и время» М. Хайдеггер рассматривает бытие как реальность или исходную реальность, отмечая при этом, что бытие человека отлично от бытия вещей и человеческое бытие есть бытие сознания.
Хайдеггер бытие человека понимает как заботу, которая состоит в бытие мира, бытие как забегание вперед и бытие привнутри мировом сущем. При этом объективное и субъективное бытие неразрывны в мире. Человеческое бытие отлично от бытия вещей в том, что бытие человека есть то, что оно есть, т.е. бытие человека постоянно убегает от самого себя. Человеческое бытие всегда есть возможность, это всегда устремление в будущее, оно (бытие) себя проектирует. Такое понимание бытия выражает способ отношения к вещам как спутникам человека.
Каждый элемент заботы имеет свой модус, т.е. свою связь со временем. Так, бытие в мире отражает модус прошлого, бытие как забегание вперед выражено в модусе будущего, а бытие привнутри мировом сущем отражается в настоящем. При этом Хайдеггер отмечает, что все модусы неразрывны между собой, а также то, что модус прошлого выражает заброшенность, модус настоящего – обреченность к вещам, а модус будущего отражает возможность, действующую на человеческое бытие. В таком понимании бытия поток времени движется от будущего к ностоящему в прошлое, т.е. время временится из будущего.
|
|
Характеристиками человеческого бытия являются его подлинность либо неподлинность. Если бытие неподлинное, то происходит перевес к настоящему и мир вещей закрывает от человека его конечность, т.е. человеческое бытие полностью поглощено средой. При неподлинном бытии имеет место особая структура отношений человека и иных людей: есть отношение к человеку, как к вещи, которую всегда можно заменить. Такое положение вещей создание представление об усредненности, т.к. среднего человека всегда можно переместить.
Соответственно, подлинным бытием является осознание своей конечности и свободы. Такое бытие достижимо перед лицом смерти. Единственным средством вырваться из обыденности (т.е. из настоящего и мира вещей) является обращение к себе и своей самости.
В понимании Хайдеггера бытию противостоит бездна или ничто.
Э. Фромм в работе «Иметь или быть», размышляя на тему бытия, рассматривает данную категорию в соотношении с обладанием, т.е. выводит обладание как альтернативу бытию. Такая позиция не является новой в философии, так, Будда в своем учении считал, что для достижения наивысшей ступени развития человек не должен стремиться к обладанию. Эта же тема прослеживается и в Ветхом Завете: оставь то, что имеешь, тем самым освободись от пут и будь собой.
В своих теория М. Экхарт также предлагает отказаться от обладания и не позволять своему «Я» вставать на своем пути, чтобы обрести духовный смысл в жизни. Анализируя категорию бытия в соотношении с категорией обладания, Экхарт вывел следующие признаки бытия: бытие это жизнь, активность, рождение, обновление, постоянное изменение чувств, творчество, продуктивность. Всему этому противостоит обладание, которое есть приверженность «Я» и эгоизму. Следующий вывод, который делает Экхарт – это то, что бытие есть самореализация человеческой потенции.
Существенное различие есть между бытием и обладанием в понимании счастья: если есть установка на обладание соответственно человек чувствует удовлетворение от того, что способен иметь и приобретать и тем самым возвышаться над другими людьми. Если же превалирует установка на бытие, то счастьем человек считает любовь, заботу и самопожертвование.
Подобно Экхарту, Фромм также различал два способа существования человека – бытие и обладание, отмечая при этом, что обладание относится к вещам, которые стабильны и описуемы, а бытие относится к опыту, который до конца не описуем. В понимании Фромма быть значит отказать от эгоцентризма, быть активным в плане утверждения, роста, обновления собственного «Я». Обладание же это просто стремление обладать чем-либо. Бытие существует только здесь и сейчас, тогда как обладание существует во времени. при преобладании принципа бытия человек начинает считаться со временем, но если человек живет с установкой на обладание, то время властвует над ним.
Философская антропология ХХ в. отличается дуалистичностью человеческого бытия, т.е. существование человека всегда обусловлено требованиями социальной среды, нормами и в большинстве случаев человек им подчиняется. Это не исключает возможность непослушания и человек всегда ищет возможность укрепить свою самость, т.е. выбирать способ своего поведения. Таким образом, характеристикой бытия является выбор. Если человек соглашается со средой, то он утрачивает свое «Я» и колеблется между крайностями одиночества либо поглощенности обществом. Обе эти крайности неприемлемы, т.к. человек ощущает себя либо слишком единственным либо вообще не ощущает себя как личность.
|
|
Осуществление выбора есть выражение свободы человека: выбирая свое поведение, человек формирует свой облик и свое «Я».
Вместе со свободой у человека возникает ответственность, которая также является характеристикой бытия. Ответственность тяжела и поэтому человек предпочитает несвободу – он бежит от свободы.
Еще одной характеристикой бытия есть любовь в разных своих проявлениях: эротическая, в виде сочувствия, каритативная (нежность) и страстная (как стремление к обладанию). Любовь способствует преодолению экзистенциального одиночества.
Наконец, творчество как характеристика бытия выражается в безграничных способностях человека. Творчество и борьба не тождественны, т.к. борьба ничего не создает и не вносит нового. Творчество часто существует после борьбы, т.к. творец обогащает жизнь новым смыслом.
Что касается такого течения ХХ в. как материализм, то в данном аспекте бытие отождествляется с материей и категория бытия вообще как таковая не выделяется. Данный постулат выводится из того положения, что «бытие определяет сознание», т.е. бытие есть объективная реальность. Существует материя и реальный мир.
Такое отождествление неправомерно, т.к. сознание безусловно присутствует и оно не есть материя и материя его не определяет.
2.
Ряд ученых выделяет следующие уровни и виды бытия:
- Бытие вещей и процессов, которое выражено в следующих уровнях:
а) природа вещей и процессов;
б) вещи, созданные человеком и преобразованные из природы;
- Бытие духовного мира выражено в:
а) индивидуальном сознании;
б) общественном сознании;
- Бытие человека как субъекта познания.
- Бытие общества.
Необходимо также отметить, что индивидуальное и общественное сознание практически не исследованы и точно не определены. Кроме то-го, не ясен способ существования индивидуального сознания: откуда оно берется и куда исчезает, тогда как об общественном сознании можно сказать, что способ его существования – это индивидуальное сознание человека.
|
|
3.
Проблема небытия, как и бытия существует с древности. Так, древние римляне и греки размышляли на тему того, есть ли небытие и в чем оно существует. Существовала такая позиция, то небытие есть хаос (космическая тьма), процесс распада и уничтожения. Так, Ксенофен считал, что из ничего ни что не возникает. Существование небытия признавали атомисты: небытие есть пустота и она непостижима. Платон также признавал небытие и понимал его косную, мертвую материю.
Вплоть до ХХ в. с основном существовало понимание небытия как хаоса.
Онтология классической философии применяла категорию небытия к конкретным явлениям и выражала переход этих явлений из одного со-тояния в другое. Соответственно бытие воспринимается как временность, становление процесса, небытие есть смерть, тогда как бытие есть жизнь и благо.
В постмодернистской философии возникает раздел нигитологии – учении о ничто. Появление такого течения свидетельствует о кризисе постмодерна, что и говорит о том, что происходит становление мира, который несовместим с бытием человека.
Особый взгляд на небытие выражен в учении Будды, который в частности, понимал небытие как нирвану, как достижение состояния полноты всех ощущений и одновременно пустоты. Т.е. ощущения блаженства и неги, полного спокойствия.