double arrow

Налоговое право РФ

I Понятие, предмет и методы налогового права

Налоговое право как под отрасль финансового права – это совокупность норм права, регулирующая правоотношения, возникающие в сфере налогообложения.

1) Отношения по установлению и введению налогов и сборов. Введение налогов и сборов – это решение того или иного публичного субъекта, либо МО о взимании у него на территории налогов и сборов.

2) Отношения по взиманию налогов и сборов. Возникают в процессе исполнения конституционной обязанности по уплате налогов и сборов между частными субъектами – налогоплательщиками и публичными субъектами. Носят имущественные характер.

3) Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. Относятся к организационным отношениям. Так же отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий\бездействий их должностных лиц, т. к. они непосредственно связаны с осуществлением контрольных мероприятий.

4) Отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В НП преобладает императивный метод регулирования налоговых отношений: преобладают обязывающие нормы, детально регламентируется поведение участников налоговых правоотношений. Вместе с тем присутствуют и диспозитивные элементы: право использовать налоговые льготы, право действовать в налоговых отношениях лично или через представителя, предоставление рассрочки и отсрочки уплаты налога…

II Налоговые правоотношения

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами НП общественные отношения, возникающие по поводу установления, введение и взимания налогов, осуществления налогового контроля, привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.

Отличительные признаки:

1) Возникают на основе прямых предписаний закона.

2) Одной из сторон правоотношений всегда выступает либо сам публичный субъект, либо действующий от его имени уполномоченный орган.

3) Властные правоотношения (ст. 2 НК).

4) Имеют в основном имущественный характер.

5) Направлены на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств (являются публичными).

6) Обладают высокой степенью конфликтности.

Структура: субъекты, субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения. В соответствии со ст. 9 НК участниками налоговых правоотношений являются:

- налогоплательщики и плательщики сборов

- налоговые агенты

- налоговые органы

- таможенные органы

III. Понятие и система источников налогового права

Источники налогового права – официально признаваемые юридические формы, в которых содержатся налогово-правовые нормы. Они составляют иерархическую систему:

1. Конституция РФ

2. Международные договоры РФ

3. НК, иные ФЗ, содержание нормы налогового права.

4. Подзаконные НПА о налогах и сборах.

5. Особое место занимают решения КС РФ.

Международный договор по вопросам налогообложения представляет собой договор между государствами или иными субъектами МП, устанавливающим взаимные права и обязанности в сфере международных налоговых отношений.

1. Соглашения об избежание двойного налогообложения: заключаются с целью урегулировании таких юридических ситуаций, когда у налогоплательщика возникает образность по уплате налогов одновременно в двух государствах.

2. Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства

IV. Законодательство о налогах и сборах

1. Федеральный уровень: НК и принятых в соответствии с ним ФЗ о налогах и сборах.

2. Региональный уровень: состоит из законов о налогах субъектов, принятых в соответствии с НК.

3. НПА МО: НПА МО, принимаемые представительными органами МО в соответствии с НК

V. Подзаконные НПА о налогах и сборах

В соответствии со ст. 4 НК правом принимать подзаконные НПА по вопросам налогообложения наделены:

1. На федеральном уровне: Правительство РФ, федеральные ОИВ, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенных платежей.

2. На региональном уровне: исполнительные органы субъекта федерации.

3. На местном уровень: исполнительные органы самоуправления.

Требования:

1) Издание подзаконного акта должно быть прямо предусмотрено актом налогового законодательства.

2) НПА должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего органа.

3) НПА не должны изменять или дополнять акты законодательства о налогах и сборах.

VI. Место судебной практике в системе источников НП

Особое место занимают акты КС РФ. Источником НП являются те постановления и определения КС, которые:

- вынесены по итогам проверки конституционности НПА или отдельных норм НП;

- дают толкование тех положений Конституции, которые имеют значение для уяснения смысла значения отдельных норм и институтов НП.

К источникам НП относятся судебные акты ВАС РФ и ВС РФ. Эти акты, вынесенные как в рамках рассмотрения конкретных дел, так и принятые по результатам изучения и обобщения судебной практики, являются не только актами толкования норм права, но и, зачастую, содержат вновь сформулированные правоположения, имеющие обязательный характер для нижестоящих судов и потенциальные истцов и ответчиков сторон судебного процесса.

Постановление № 1-П от 21 января 2010 г.

VII. Действие актов о налогах и сборах во времени

По общему правилу акты налогового законодательства вступают в силу:

1. В отношении налогов: не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

2. В отношении сборов – не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования. Исключение:

- для ФЗ, вносящих изменения в НК в части установления новых налогов и\или сборов, а так же актов законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и НПА представительных органов МО, вводящих налоги и\или сборы. Такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования.

- акты законодательства, имеющие обратную силу могут вступать в силу со дня их официального опубликования.

Обратная сила актов налогового законодательства. П. 2 ст. 5 НК устанавливает, что акты налогового законодательства не имеют обратную силу, если она:

- устанавливают новые налоги и\или сборы;

- повышают налоговые ставки, размеры сборов;

- устанавливают или отягчают ответственность за нарушение налогового законодательства;

- устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков.

Акты налогового законодательства, безусловно имеющие обратную силу:

- устраняют или смягчают ответственность;

Акты, которые устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков;

- акты налогового законодательства, которые отменяют налоги\сборы, снижают размеры ставок налогов\сборов, устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.

Благоприятный для субъектов налогообложения характер акта должен быть понятен как субъектам, так и государственным органам, взымающим налоги.

IX. Действие налогового законодательства в пространстве и по кругу лиц

Субъектов налогового права можно разделить на 4 группы: публичные субъекты, уполномоченные ОГВ, организации, ФЛ.

X. Общая характеристика принципов налогообложения

Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства.

1. Общие принципы налогообложения (универсальные категории, действие которых проявляется во всех институтах НП).

2. Принципы налогообложения, регулирующие отдельные правовые институты.

Значение общих принципов:

1) Применяются как универсальные правовые категории на всей территории РФ

2) Используются при решении спорных вопросов налогообложения.

3) Обладают верховенством по отношению к иным нормам налогового права.

XI. Виды и содержание общи принципов налогообложения

1. Принцип законности (ст. 57 КРФ, п.1, 5 ст. 3 НК).

2. Принцип справедливости.

- принцип всеобщности: каждое лицо обязано участвовать в финансировании публичных затрат государства;

- принцип равенства: запрет на дискриминацию о какому-либо признаку;

- принцип соразмерности: означает определённые ограничения финансовых притязаний государства и включает требования пропорциональности (при установлении налогов учитывается фактическая возможность к уплате), экономическая обоснованность (п. 3 ст. 3 НК), допустимости (не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав).

3. Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики (. 4 ст. 3 НК).

4. Принцип единства системы налогов и сборов (п. 5 ст.3, п. 6 ст. 12 НК РФ): предполагает наличие единого закрытого перечня федеральных, региональных и местных налогов, взимание которых допустимо на территории РФ.

5. Принцип определённости налогообложения (п. 6, 7 ст. 3):

- акты налогового законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

XII. Принцип добросовестности и не злоупотребления правом

Сформулирован в судебной практике. Правовое регулирование отношений, возникающих при уплате налогов, основывается на презумпции добросовестности налогоплательщика. Однако это презумпция может быть опровергнута в суде налоговым органом в случае злоупотребления правами в процессе уплаты налогов.

Судебная практика устанавливает оценку действий налогоплательщика как добросовестного или недобросовестного на основе обоснованности получения им налоговой выгоды. Понятие «налоговая выгода» введено в НП ПП ВАС РФ от 12.12.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды. Под ней понимается уменьшение размера налоговой обязанности, т. е. уплата налога в меньшем размере. Она может быть получена:

- уменьшением налоговой базы;

- получением налогового вычета;

- применением более низкой налоговой ставки;

- получением права на возврат (зачёт) или возмещения налога из бюджета.

Если право на получение налоговой выгоды документально обосновано, а в ходе осуществления налогового контроля не доказано, что сведения, содержащиеся в документах, представленных налогоплательщиком в налоговый орган, не полны, не достоверны, или противоречивы, резюмируется добросовестность налогоплательщика и обоснованность полученной им налоговой выгоды. Однако, налоговым органам предоставлено право опровергнуть предоставленную презумпцию в суде путём предоставления убедительных доказательств. Критерии признания налоговой выгоды не обоснованы:

1) Несоответствие экономического смысла сделки и её формы.

2) Отсутствие деловой цели сделки.

3) Невозможность реального осуществления операции.

4) Неосмотрительность в выборе контрагента.

Последствия недобросовестного поведения налогоплательщика – отказ в удовлетворении требований, связанных с получением налоговой выгоды.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: