Государственный долг - сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты. В зависимости от рынка размещения валюты займа и других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
Под управлением государственным долгом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта, а также совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка ценных бумаг, предоставление кредитов и гарантий.
В процессе управления государственным долгом решаются задачи минимизации, стоимости долга для заемщика и недопущения переполнения, рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса. Управление государственным долгом включает такие методы как: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций, отсрочка погашения займа, отказ (аннулирование) государственного долга.
• Рефинансирование - погашение имеющейся задолженности за счет выпуска нового займа
• Конверсия - изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую сторону; так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором - при наличии инфляции или с целью, усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.
• Консолидация - изменения первоначальных займов по срокам - с их продлением или сокращением.
• Унификация - объединение нескольких займов, в один.
• Обмен облигаций по регрессивному соотношению - проводится в случае дефляции национальной денежной единицы.
• Отсрочка погашения займов - применяется при значительной государственной задолженности, когда правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на более поздние сроки.
• Отказ от уплаты государственного долга - происходит при, смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности.
Перечисленные методы управления государственным долгом, могут применяться в различных сочетаниях одновременно.
Внешний государственный долг подразделяется на:
1. гарантированный государством внешний долг;
2.не гарантированный государством (негосударственный) внешний долг.
Рост государственного долга тесно связан с макроэкономической нестабильностью. Привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует эффективного использования этих источников, умение вернуть свой долг с процентами. При несогласованных действиях правительства, нарушений государственных законов в сфере финансовой, валютной, инвестиционной политики, неправильном соотношении экспорта и импорта происходит дисбаланс в экономике страны, потеря постоянных источников экономического роста, что в конечном счете приводит к внешним заимствованиям и росту государственного долга.