Типы хеджирования
Хеджирование на фьючерсных рынках
Хеджирование (от англ. защита, ограда) представляет собой операцию по покупке или продаже фьючерсных контрактов параллельно со сделками на реальных рынках (с физическим товаром) с целью снятия ценовых рисков или их минимизации.
Как следует из определения, хеджер - это физическое или юридическое лицо, которое в отличие от спекулянта работает на двух рынках (фьючерсном и спотовом). Целью его операций на бирже является получение прибыли, которая компенсирует ему убытки на реальном рынке вследствие ухудшения ценовой коньюктуры.
Хеджирование на фьючерсном рынке имеет два типа и четыре вида.
I. «Длинное» хеджирование или хеджирование покупкой.
Его используют покупатели реального товара, которые опасаются роста цен на приобретаемый ими в будущем актив.
II. «Короткое» хеджирование или хеджирование продажей.
Его используют продавцы (производители) реального товара, которые опасаются снижения цен на изготовляемый ими в будущем актив.
|
|
1. Простой или чистый - когда объемы и сроки реальных сделок с активом совпадают с объемами и сроками фьючерсных сделок на тот же актив.
2. Арбитражный – когда извлекают выгоду от благоприятного соотношения цен между спотовым рынком и рынком фьючерсным, или между фьючерсными контрактами (см. спрэдинги).
3. Предвосхищающий – когда «хеджирование» осуществляется раньше, чем заключаются сделки между партнерами на реальный актив.
Другая разновидность такого «хеджирования» является следующее действие:
- приобретаются на ближайшие 6 месяцев фьючерсные контракты;
- при закрытии первого месяца «офсетом», сразу приобретаются контракты на следующий, шестой месяц.
Таким образом, у «хеджера» всегда в «портфеле» застрахованы все шесть месяцев его реальных сделок с активом.
4. Селективный – когда объемы и сроки сделок на фьючерсном рынке не совпадают с объемами и сроками сделок на реальном рынке.
Сегодня самые распространенные два последних вида хеджирования.
Показателем эффективности хеджирования является изменение базиса (∆ Б).
Базис определяется как разность цен между спотовым и фьючерсным рынками:
Б = Цс – Цф
Начиная хеджирование, определяют базис ожидаемый (Бо):
Бо = Ц с1 – Цф1
Заканчивая хеджирование, или точнее, каждый день до окончания операций, находят фактический базис (Бф):
Бф = Цс2 – Цф2
Изменение базиса (∆ Б) определяется как разность:
∆ Б = Бф – Бо
Если ∆ Б отрицательное, то выигрывает (т.е. получает лучшую цену) «длинный» хеджер.
Если ∆ Б положительное, то выигрывает «короткий» хеджер.
При ∆ Б = 0, интересы обоих хеджеров соблюдены.
|
|
Почему может выиграть один из хеджеров?
Дело в том, что в отличие от спекулянтов, хеджер работает на двух рынках: реальном и биржевом. Конечная цена таких сделок складывается из цен двух рынков, и выглядит она следующим образом:
КЦб = Цс1 + ∆ Б
Отсюда: начиная хеджирование и продавец и покупатель хотели в будущем получить цену, которая сегодня на рынке (Цс1).Однако к концу хеджирования конечная цена меняется в зависимости от изменения базиса в ту или иную сторону.
Следовательно, если ∆ Б > 0, то это выгодно продавцу реального актива, т.к. он получает цену выше желаемой и наоборот.