Страхование коммерческих и политических рисков внешнеторговых операций в развитых странах является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности и гибким инструментом государственного регулирования. В России за все годы экономических реформ этот вид страхования не был полноценно освоен страховыми организациями как сегмент рынка, и государством как инструмент поддержки внешнеэкономической деятельности.
В СССР в условиях государственной монополии внешней торговли необходимость организации системы поддержки внешнеторговой деятельности и, прежде всего, экспорта отсутствовала, а все затраты, связанные с осуществлением экспорта, покрывались за счет бюджета. Экспорт косвенно и прямо субсидировался и осуществлялся через уполномоченные государственные внешнеэкономические объединения.
С начала 90-х годов, в период создания рыночной системы и либерализации внешнеэкономической деятельности, потребовались новые подходы к регулированию и стимулированию внешнеэкономической сферы. Этого требовали и реструктуризация экономики, и ослабевающие позиции России в мировой торговле.
|
|
Распоряжением Совмина - Правительства РФ от 19.03.93 № 448-р была образована Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта, которая в последствии выполнила функции Организационного комитета по учреждению Российского экспортно-импортного банка, который и был учрежден Постановлением Совмина -Правительства РФ от 07.07.93 № 633. В качестве основных функций Росэксимбанка были установлены:
• предоставление и привлечение кредитов от имени и по поручению Правительства РФ;
• финансирование и гарантирование экспортно-импортных операций и страхование рисков, связанных с этими операциями.
В дальнейшем функция страхования была возложена на вновь созданную дочернюю организацию Росэксимбанка - Росэксимгарант, однако из-за недостатка собственных средств Росэксимгарант к практическому страхованию не приступал.
Федеральным законом от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» были заложены основы государственной политики в сфере поддержки внешнеторговой деятельности:
• участие исполнительной власти в мероприятиях по содействию развития внешнеторговой деятельности, включая финансирование, системы гарантий и страхование экспортных кредитов;
• участие государства в системе страхования экспортных кредитов;
• страхование на добровольной основе от коммерческих рисков во внешнеторговой деятельности по договорам страхования с российскими или иностранными страховщиками.
|
|
Реализация принятых нормативно-правовых актов столкнулась с рядом трудностей из-за нехватки бюджетного финансирования.
Поскольку государство так и не смогло обеспечить страховую поддержку внешнеторговой деятельности в целом, наиболее привлекательными секторами рынка страхования внешнеторговых операций стали заниматься коммерческие страховые организации. Лидером в сфере коммерческого страхования внешнеторговых операций является ОСАО «Ингосстрах».
Ингосстрах предоставляет услуги по страхованию экспортных кредитов в России в сотрудничестве с ведущими мировыми страховыми компаниями, специализирующимися в области кредитных и политических рисков таких как «СКОР», «Юнистрат Ассьюранс», «Сент Пол», синдикаты «Ллойда» и др.
Коммерческие риски, принимаемые Ингосстрахом на страхование экспортных кредитов, включают:
• несостоятельность и банкротство;
• длительную просрочку либо отказ от платежа;
• не возврат аванса при непоставке вследствие несостоятельности (банкротства);
• длительную просрочку возврата аванса при непоставке оплаченных товаров.
Из политических рисков на страхование Ингосстрахом принимаются следующие:
• действия государственных органов страны покупателя или обстоятельства, влекущие неисполнение обязательств покупателем;
• военные действия, гражданские волнения и беспорядки;
• неконвepтируемость валюты страны покупателя;
• неправомерный отзыв гарантии по контракту, не возобновление или отзыв лицензии у покупателя;
• эмбарго, невозможность или зaдepжки в вaлютных расчетaх, мopaтopий нa плaтежи;
• лишение прaвa собственности (конфискaция, нaционaлизaция, экспpoприaция) и др.
Основными особенностями страхового полиса является:
• страховое покрытие составляет 80–95% в зависимости от вида риска;
• предоставление дополнительных услуг по управлению рисками; дополнительное обеспечение при организации послеотгрузочного финансирования;
• пpoпopционaльное возмещение рaсходов при взыскaнии долгов.
В последние годы на российском страховом рынке появились и другие страховщики, предлагающие страхование в сфере внешнеторговой деятельности, в т.ч. СК «Итер-ма», «Альфа-страхование», «АИГ» и др.
Страховая компания «Итерма» предлагает страхование рисков, связанных с использованием экспортного кредита. Принимаются следующие риски:
• не возврата (непогашения) экспортного кредита вследствие полного неполучения валютной выручки за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги, результаты интеллектуальной деятельности) из-за неисполнения зарубежным партнером-импортером своих обязательств по оплате стоимости фактически полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
• неполного (частичного) возврата (непогашения) экспортного кредита и процентов за пользование кредитом вследствие: недополучения валютной выручки из-за изменения качества и/или количества поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности); недополучения валютной выручки по причине изменения биржевых котировок и справочных цен (во время выполнения контракта); недополучения валютной выручки по причине простоя судна (демереджа).
Договор страхования может быть заключен по совокупности названных рисков или любой их комбинации.
Естественно, что коммерческие страховые организации интересуют наиболее привлекательные виды рисков в сфере страхования внешнеторговой деятельности. За гранью этих интересов остаются «сложные» долгосрочные и политические риски, риски, вероятность наступления которых высока, а размер ущерба катастрофичен, то есть заведомо неприбыльные.
|
|
Логично, что страхование перечисленных выше рисков - обязанность государства, вид косвенного государственного субсидирования и поддержки экспортеров. Следует также отметить характерную структуру страховых услуг в сфере внешней торговли. За рубежом под поддержкой внешнеторговой деятельности понимается в первую очередь поддержка экспорта. Российские же страховщики ориентируются на нужды и приоритеты российского рынка, и первым широкое распространение получило страхование авансовых платежей для российских импортеров, предложенное в 2002 г. Ингосстрахом.
В зарубежных странах изучаемый сектор страхования возник в конце XIX – начале XX веков, а после Первой мировой войны появились и специальные страховые компании. Мировой экономический кризис 1929–1932 гг. выявил неэффективность частного страхования, и в условиях необходимости стимулирования экспорта при увеличении рисков экономической и политической нестабильности широкое распространение получило государственное страхование экспортных кредитов.
В целом, система финансирования, страхования и предоставления гарантий сложилась к 70-м годам XX века, и на сегодняшний день представляют собой развитую многоуровневую систему государственной поддержки и содействия национальному экспорту, за вековую историю своего существования доказавшую свою эффективность.
Государственное страхование распространено на наиболее рискованные операции, что в максимальной степени освобождает частных предпринимателей от рисков. Рынок кредитного страхования отличается высокой степенью монополизации. На государственные агентства США, ФРГ и Японии приходится 80% общего объема страхования внешнеэкономических рисков.
В 1978 году в рамках ОЭСР было разработано и введено в действие Соглашение по официальным экспортным кредитам (Agreement on Guidelines for Officially Supported Export Credits) – СОЭК, которое впоследствии корректировалось и дополнялось (последняя редакция была осуществлена в 1998 г.). Основной целью данного соглашения является обеспечение эффективного функционирования рынка экспортного финансирования (включая финансовый лизинг) со сроком погашения более 2 лет, предполагающего государственное участие. Участниками данного соглашения является большинство стран-членов ОЭСР, а также все члены Европейского Союза.
|
|
Официальная государственная поддержка в соответствии с данным соглашением подразумевает под собой любую помощь, предоставляемую государством или от имени государства в области экспортных кредитов: прямое финансирование со стороны государства или государственных организаций; рефинансирование; поддержку процентных ставок; финансовую помощь (кредиты и субсидии), предоставляемую прямым или косвенным образом от имени государства; предоставление гарантий, эмитируемых государством или от имени государства; экспортно-импортное страхование.
Таким образом, ОЭСР является основным координатором осуществления государственного финансирования экспорта. Страны, входящие в ОЭСР, строят свое законодательство на основе документов и принципов, разработанных, прежде всего в рамках этой международной организации.
Объектами страхования являются вложения в акции и паи иностранных компаний на территории других, прежде всего, развивающихся стран; прямые инвестиции, связанные со строительно-монтажными работами, модернизацией и т.п.; имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.; ссуды, кредиты и займы.
В рамках государственных гарантий и поручительств политический риск обычно определяется следующим образом:
• возможность возникновения помехи переводу или конвертации суммы задолженности после ее уплаты должником, хотя бы и в местной валюте, при этом помеха должна иметь общую природу и возникнуть в публичном межгосударственном обмене валюты;
• возможность косвенного вмешательства органов государственной власти в дебиторскую задолженность кредитору в виде действительного для всех акта власти, предусматривающего разрешение для должника отсрочить выплату кредитору либо запрещающего должнику производство выплаты кредитору;
• возможность возникновения угрозы неплатежеспособности должника в результате войны, боевых действий, забастовками, внутренними беспорядками или природными катастрофами.
При выдаче государственных гарантий по внешнеэкономической деятельности в них обычно включается покрытие и транспортных рисков на случай войны, то есть покрытие распространяется и на экспортируемые, и импортируемые товары. Государство обычно принимает на себя покрытие в рамках фиксированного лимита.