Капитальных вложений. 1. Сущность методов финансирования инвестиций в основной капитал

ЛЕКЦИЯ 6. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

1. Сущность методов финансирования инвестиций в основной капитал

2. Финансирование бюджетных инвестиций. Процедура предоставления бюджетного кредита.

3. Инвестиционный налоговый кредит.

-1-

При разработке инвестиционного (капитального) бюджета обычно рас­сматривают пять основных методов финансирования долгосрочных ин­вестиций в основной капитал предприятий:

1)самофинансирование (самоинвестирование);

2)акционирование (выпуск собственных акций);

3)инвестиционное кредитование;

4)финансовую аренду (лизинг);

5)комбинированное (смешанное) финансирование.

Метод самофинансирования получил наибольшее распространение в современной практике реального инвестирования. При определении доли собственных средств в общем объеме долгосрочных инвестиций используют коэффициент самофинансирования, устанавливае­мый по формуле:

Ксф-(СИ:ОИ)х100,

где СИ - собственные источники в форме чистой прибыли и амортиза­ционных отчислений;

ОИ - общий объем долгосрочных инвестиций (капиталовложений).

Значение данного коэффициента должно быть не ниже 0,51 (51%). При более низком его значении (например, 0,49) предприятие утрачи­вает финансовую независимость в сфере инвестиционной деятельно­сти. На практике оптимальное значение этого коэффициента сравни­вают с фактическим и делают вывод об уровне самофинансирования капиталовложений.

Самофинансирование напрямую связано с самоокупаемостью. Отличительная черта самоокупаемости — способность предприятия уплачивать из прибыли налоги в бюджетный фонд и финансировать главным образом за счет амортизационных отчислений только простое воспроизводство основного капитала.

Акционирование как метод финансирования долгосрочных инвести­ций обычно используют для реализации перспективных проектов при региональной и отраслевой диверсификации инвестиционной деятель­ности (например, в нефтегазовом комплексе и электроэнергетике Рос­сии).

Инвестиционное кредитование означает возможность получения дол­госрочных банковских кредитов на приемлемых условиях для финанси­рования капиталовложений в основной капитал предприятия. Однако в случае привлечения банковских кредитов целесообразно поддерживать оптимальное для заемщиков соотношение между собственным и долго­срочным заемным капиталом. Поэтому рекомендуют тщательно оцени­вать последствия для предприятия различных способов финансирова­ния каждого проекта. Как собственные, так и заемные инвестиционные ресурсы должны обеспечивать экономическую отда­чу, превышающую стоимость их привлечения с финансового рынка.

Кредиты коммерческих банков направляют сейчас в быстрореализу­емые проекты с высокой нормой доходности, значительно превышаю­щей «цену» заемных средств. Долгосрочным кредитованием капитало­вложений способны сейчас заниматься крупные коммерческие банки, располагающие достаточным объемом кредитных ресурсов, и то при условии предоставления им весомых гарантий по возврату кредитов со стороны заемщиков.

Облигационные займы как источник заемного финансирования дол­госрочных инвестиций получают все большее распространение. Однако в современных условиях эмитировать облигации способны только из­вестные акционерные компании (корпорации), платежеспособность ко­торых не вызывает сомнений у кредиторов.

Финансовую аренду (лизинг) используют при недостатке собствен­ных средств для реальных инвестиций, а также при капиталовложениях в объекты со сравнительно небольшим периодом эксплуатации или с высокой степенью изменяемости технологии.

Смешанное финансирование основано на различных сочетаниях вы­шеуказанных методов и может быть реализовано во всех формах инве­стирования в основной капитал.

-2-

Затраты на финансирование государственных инвестиций находят от­ражение:

• в федеральном бюджете - при условии, что они составляют часть расходов на реализацию федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ и Правительства РФ;

• в бюджете субъектов РФ - при условии, что эти расходы являют­ся частью затрат региональных целевых программ, а также на осно­ве предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральные инвестиционные проекты, предусматривающие расходы в объеме более 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда, рассматри­вают и утверждают в порядке, установленном для финансирования госу­дарственных целевых программ. Органы исполнительной власти субъектов РФ определяют перечни строек, подлежащих финансированию за счет региональных бюджетов.

Решения об использовании средств федерального бюджета для фи­нансирования проектов, осуществляемых Российской Федерацией со­вместно с иностранными государствами, принимают после заключения Правительства РФ на основе соответствующих международных согла­шений.

Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд формирует Минэкономразвития РФ ежегодно для каждого государ­ственного заказчика раздельно по ведомственной, функциональной и экономической классификации федерального бюджета. Данный пере­чень формируют исходя из объема государственных капиталовложе­ний, направленных на реализацию федеральных целевых программ и на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших меро­приятий, предусмотренных в федеральной адресной инвестиционной программе по главным распорядителям средств федерального бюджета и по отраслям. В перечне отдельно указывают стройки и объекты, фи­нансируемые частично за счет средств федерального бюджета и являю­щиеся государственной собственностью субъектов РФ и муниципаль­ной собственностью.

Формирование перечня осуществляют в процессе подготовки проек­та федеральной адресной инвестиционной программы. Включение в пе­речень вновь начинаемых строек и объектов производственного назна­чения осуществляют после удовлетворения потребности в финансовых ресурсах всех переходящих строек и объектов, на которых создают ана­логичные мощности.

Перечень, утвержденный Правительством РФ, служит для государствен­ных заказчиков по вновь начинаемым стройкам и объектам основанием для организации и проведения конкурсов на выполнение работ и оказание ус­луг в строительстве. Если по итогам конкурсов не определены генеральные подрядчики, то указанные стройки и объекты, по предложению Минэко­номразвития РФ, исключают из перечня, утвержденного Правительством РФ. В таких случаях средства федерального бюджета перераспределяют в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе осуще­ствляют в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд. Финансирование государственных капиталовложений осуществляет Министерство финансов РФ (через органы федерального казначейства) на основе представленного государ­ственными заказчиками перечня строек и объектов с указанием объема капиталовложений и государственных контрактов (договоров строи­тельного подряда) на сооружение объектов для государственных нужд.

Государственные заказчики переводят средства федерального бюджета, предоставленные на безвозмездной основе непосредственным застройщи­кам, в пределах сообщенных Министерством финансов РФ объемов капи­таловложений. Выделение ассигнований государственным заказчикам за счет средств федерального бюджета осуществляют исходя из сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обяза­тельств, объемов финансирования государственных капиталовложений на предстоящий год и процедур по исполнению расходной части феде­рального бюджета, установленных Бюджетным кодексом РФ.

Министерство финансов РФ и его территориальные органы осуще­ствляют контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделенных на государственные капиталовложения.

Государственные заказчики несут в соответствии с Бюджетным ко­дексом РФ ответственность за целевое и эффективное использование выделенных им средств, ввод в действие объектов в установленные сро­ки, своевременное предоставление отчетности о выполненных работах и оказанных услугах.

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, ко­торое не является государственным или муниципальным предприяти­ем, на основании договора, заключенного в соответствии с ГК РФ, при условии предъявления заемщиком обеспечения своего обязательства по возврату данного кредита.

Бюджетный кредит выдают на условиях возмездности и возвратности.

Способами обеспечения исполнения обязательства по возврату бюд­жетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручитель­ства, залог имущества, включая акции, иные ценные бумаги, паи, в раз­мере не менее ста процентов предоставленного кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Оценку имущества, предоставленного в обеспечение бюджетного кре­дита, осуществляют в соответствии с законодательством РФ.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита слу­жит проведение предварительной проверки финансового состояния за­емщика финансовым органом. Последний осуществляет также провер­ку целевого использования кредита.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указывают цели, на которые может быть предоставлен данный кредит, условия и порядок его выдачи, лимит предоставления в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года.

К отчету об исполнении федерального бюджета прилагают отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Нарушение уста­новленного порядка кредитования финансовыми органами считается несоблюдением бюджетного законодательства РФ и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц.

Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных креди­тов, а также плату за пользование ими приравнивают к платежам в бюд­жет. Данный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выдан­ным бюджетным средствам на возвратной основе.

Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информа­цию и отчет об его использовании в органы, исполняющие бюджет. Эти органы ведут реестр всех предоставленных бюджетных кредитов в раз­резе их получателей.

-3-

Инвестиционный налоговый кредит выражает изменение срока уплаты налога, при котором предприятию предоставляют возможность в течение фиксированного срока и в определенных пределах понижать плате­жи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и на­численных процентов. Порядок и условия предоставления кредита оп­ределены Налоговым кодексом РФ. Такой кредит может быть выдан по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет. Предоставление кредита оформляют договором между организацией и финансовым органом субъекта РФ.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе понижать платежи по соответствующему налогу в течение срока дей­ствия договора. Понижение производят по каждому платежу соответ­ствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налого­вый кредит, за каждый отчетный период до того момента, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накоп­ленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, определенной конкретным договором.

Если организацией заключено более одного договора об инвестици­онном налоговом кредите, срок действия которого не истек к моменту очередного платежа по налогу, то накопленную сумму кредита опреде­ляют отдельно по каждому из этих договоров. Увеличение накопленной суммы кредита производят сначала в отношении первого по сроку за­ключения договора, а при достижении накопленной суммой кредита размера, определенного указанным договором, организация вправе уве­личивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Суммы, на которые понижают платежи по налогу, не могут превы­шать 50% общей суммы причитающихся платежей по данному налогу. Если организация получила убытки по результатам отдельных отчет­ных периодов в течение налогового периода либо убытки в течение все­го налогового периода, то излишне накопленную сумму кредита по ито­гам налогового периода переносят на следующий налоговый период и признают накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде но­вого налогового периода.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляют налогоплатель­щику соответствующего налога при наличии хотя бы одного из следую­щих условий:

1) проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения дей­ствующего производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2)выполнение данной организацией особо важного заказа по социаль­но-экономическому развитию региона или предоставлению особо важных услуг населению;

3)осуществление этой организацией внедренческой или инноваци­онной деятельности, в том числе создание новых или совершен­ствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов.

В случае проведения организацией НИОКР данный кредит должен составлять не более 30% стоимости приобретаемого оборудования, ис­пользуемого для их осуществления. Основания для получения инвес­тиционного налогового кредита должны быть документально подтверж­дены заинтересованной организацией.

Этот кредит предоставляют на основании заявления и оформляют договором между соответствующим уполномоченным органом и заем­щиком. Решение о предоставлении организации инвестиционного на­логового кредита уполномоченный орган (по согласованию с финансо­вым органом) принимает в течение одного месяца со дня получения заявления от заемщика. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора по иным основаниям.

Копию договора организация-заемщик представляет в налоговый орган в 5-дневный срок со дня его заключения. Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или решению суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: