ЛЕКЦИЯ 6. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
1. Сущность методов финансирования инвестиций в основной капитал
2. Финансирование бюджетных инвестиций. Процедура предоставления бюджетного кредита.
3. Инвестиционный налоговый кредит.
-1-
При разработке инвестиционного (капитального) бюджета обычно рассматривают пять основных методов финансирования долгосрочных инвестиций в основной капитал предприятий:
1)самофинансирование (самоинвестирование);
2)акционирование (выпуск собственных акций);
3)инвестиционное кредитование;
4)финансовую аренду (лизинг);
5)комбинированное (смешанное) финансирование.
Метод самофинансирования получил наибольшее распространение в современной практике реального инвестирования. При определении доли собственных средств в общем объеме долгосрочных инвестиций используют коэффициент самофинансирования, устанавливаемый по формуле:
Ксф-(СИ:ОИ)х100,
где СИ - собственные источники в форме чистой прибыли и амортизационных отчислений;
ОИ - общий объем долгосрочных инвестиций (капиталовложений).
|
|
Значение данного коэффициента должно быть не ниже 0,51 (51%). При более низком его значении (например, 0,49) предприятие утрачивает финансовую независимость в сфере инвестиционной деятельности. На практике оптимальное значение этого коэффициента сравнивают с фактическим и делают вывод об уровне самофинансирования капиталовложений.
Самофинансирование напрямую связано с самоокупаемостью. Отличительная черта самоокупаемости — способность предприятия уплачивать из прибыли налоги в бюджетный фонд и финансировать главным образом за счет амортизационных отчислений только простое воспроизводство основного капитала.
Акционирование как метод финансирования долгосрочных инвестиций обычно используют для реализации перспективных проектов при региональной и отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности (например, в нефтегазовом комплексе и электроэнергетике России).
Инвестиционное кредитование означает возможность получения долгосрочных банковских кредитов на приемлемых условиях для финансирования капиталовложений в основной капитал предприятия. Однако в случае привлечения банковских кредитов целесообразно поддерживать оптимальное для заемщиков соотношение между собственным и долгосрочным заемным капиталом. Поэтому рекомендуют тщательно оценивать последствия для предприятия различных способов финансирования каждого проекта. Как собственные, так и заемные инвестиционные ресурсы должны обеспечивать экономическую отдачу, превышающую стоимость их привлечения с финансового рынка.
|
|
Кредиты коммерческих банков направляют сейчас в быстрореализуемые проекты с высокой нормой доходности, значительно превышающей «цену» заемных средств. Долгосрочным кредитованием капиталовложений способны сейчас заниматься крупные коммерческие банки, располагающие достаточным объемом кредитных ресурсов, и то при условии предоставления им весомых гарантий по возврату кредитов со стороны заемщиков.
Облигационные займы как источник заемного финансирования долгосрочных инвестиций получают все большее распространение. Однако в современных условиях эмитировать облигации способны только известные акционерные компании (корпорации), платежеспособность которых не вызывает сомнений у кредиторов.
Финансовую аренду (лизинг) используют при недостатке собственных средств для реальных инвестиций, а также при капиталовложениях в объекты со сравнительно небольшим периодом эксплуатации или с высокой степенью изменяемости технологии.
Смешанное финансирование основано на различных сочетаниях вышеуказанных методов и может быть реализовано во всех формах инвестирования в основной капитал.
-2-
Затраты на финансирование государственных инвестиций находят отражение:
• в федеральном бюджете - при условии, что они составляют часть расходов на реализацию федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ и Правительства РФ;
• в бюджете субъектов РФ - при условии, что эти расходы являются частью затрат региональных целевых программ, а также на основе предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.
Федеральные инвестиционные проекты, предусматривающие расходы в объеме более 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда, рассматривают и утверждают в порядке, установленном для финансирования государственных целевых программ. Органы исполнительной власти субъектов РФ определяют перечни строек, подлежащих финансированию за счет региональных бюджетов.
Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимают после заключения Правительства РФ на основе соответствующих международных соглашений.
Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд формирует Минэкономразвития РФ ежегодно для каждого государственного заказчика раздельно по ведомственной, функциональной и экономической классификации федерального бюджета. Данный перечень формируют исходя из объема государственных капиталовложений, направленных на реализацию федеральных целевых программ и на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших мероприятий, предусмотренных в федеральной адресной инвестиционной программе по главным распорядителям средств федерального бюджета и по отраслям. В перечне отдельно указывают стройки и объекты, финансируемые частично за счет средств федерального бюджета и являющиеся государственной собственностью субъектов РФ и муниципальной собственностью.
Формирование перечня осуществляют в процессе подготовки проекта федеральной адресной инвестиционной программы. Включение в перечень вновь начинаемых строек и объектов производственного назначения осуществляют после удовлетворения потребности в финансовых ресурсах всех переходящих строек и объектов, на которых создают аналогичные мощности.
Перечень, утвержденный Правительством РФ, служит для государственных заказчиков по вновь начинаемым стройкам и объектам основанием для организации и проведения конкурсов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве. Если по итогам конкурсов не определены генеральные подрядчики, то указанные стройки и объекты, по предложению Минэкономразвития РФ, исключают из перечня, утвержденного Правительством РФ. В таких случаях средства федерального бюджета перераспределяют в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.
|
|
Предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе осуществляют в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд. Финансирование государственных капиталовложений осуществляет Министерство финансов РФ (через органы федерального казначейства) на основе представленного государственными заказчиками перечня строек и объектов с указанием объема капиталовложений и государственных контрактов (договоров строительного подряда) на сооружение объектов для государственных нужд.
Государственные заказчики переводят средства федерального бюджета, предоставленные на безвозмездной основе непосредственным застройщикам, в пределах сообщенных Министерством финансов РФ объемов капиталовложений. Выделение ассигнований государственным заказчикам за счет средств федерального бюджета осуществляют исходя из сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования государственных капиталовложений на предстоящий год и процедур по исполнению расходной части федерального бюджета, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Министерство финансов РФ и его территориальные органы осуществляют контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделенных на государственные капиталовложения.
Государственные заказчики несут в соответствии с Бюджетным кодексом РФ ответственность за целевое и эффективное использование выделенных им средств, ввод в действие объектов в установленные сроки, своевременное предоставление отчетности о выполненных работах и оказанных услугах.
Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, которое не является государственным или муниципальным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с ГК РФ, при условии предъявления заемщиком обеспечения своего обязательства по возврату данного кредита.
|
|
Бюджетный кредит выдают на условиях возмездности и возвратности.
Способами обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, включая акции, иные ценные бумаги, паи, в размере не менее ста процентов предоставленного кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
Оценку имущества, предоставленного в обеспечение бюджетного кредита, осуществляют в соответствии с законодательством РФ.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита служит проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом. Последний осуществляет также проверку целевого использования кредита.
При утверждении бюджета на очередной финансовый год указывают цели, на которые может быть предоставлен данный кредит, условия и порядок его выдачи, лимит предоставления в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года.
К отчету об исполнении федерального бюджета прилагают отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Нарушение установленного порядка кредитования финансовыми органами считается несоблюдением бюджетного законодательства РФ и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц.
Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных кредитов, а также плату за пользование ими приравнивают к платежам в бюджет. Данный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным средствам на возвратной основе.
Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об его использовании в органы, исполняющие бюджет. Эти органы ведут реестр всех предоставленных бюджетных кредитов в разрезе их получателей.
-3-
Инвестиционный налоговый кредит выражает изменение срока уплаты налога, при котором предприятию предоставляют возможность в течение фиксированного срока и в определенных пределах понижать платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Порядок и условия предоставления кредита определены Налоговым кодексом РФ. Такой кредит может быть выдан по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет. Предоставление кредита оформляют договором между организацией и финансовым органом субъекта РФ.
Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе понижать платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора. Понижение производят по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до того момента, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, определенной конкретным договором.
Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которого не истек к моменту очередного платежа по налогу, то накопленную сумму кредита определяют отдельно по каждому из этих договоров. Увеличение накопленной суммы кредита производят сначала в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении накопленной суммой кредита размера, определенного указанным договором, организация вправе увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.
Суммы, на которые понижают платежи по налогу, не могут превышать 50% общей суммы причитающихся платежей по данному налогу. Если организация получила убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки в течение всего налогового периода, то излишне накопленную сумму кредита по итогам налогового периода переносят на следующий налоговый период и признают накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляют налогоплательщику соответствующего налога при наличии хотя бы одного из следующих условий:
1) проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения действующего производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2)выполнение данной организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлению особо важных услуг населению;
3)осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов.
В случае проведения организацией НИОКР данный кредит должен составлять не более 30% стоимости приобретаемого оборудования, используемого для их осуществления. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.
Этот кредит предоставляют на основании заявления и оформляют договором между соответствующим уполномоченным органом и заемщиком. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита уполномоченный орган (по согласованию с финансовым органом) принимает в течение одного месяца со дня получения заявления от заемщика. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора по иным основаниям.
Копию договора организация-заемщик представляет в налоговый орган в 5-дневный срок со дня его заключения. Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или решению суда.