Южные поэмы Пушкина

Лирика Пушкина Михайловской ссылки.

1824-1826: За П. установили двойной надзор: полицейский и церковный, ведь от имени царя ему предъявили одно из самых страшных обвинений — в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. Никаких сроков ссылки не было оговорено. Попытка выехать из Михайловского под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское Осиповой и ее дочерьми и интенсивная переписка связывали поэта с внешним миром. Всякая переписка с ним свидетельствовала о полит неблагонадежности. Но несмотря на это, его посетили Пущин, Дельвиг. В Михайловском П. получил известие о внезапной смерти своего гонителя Александра I. Дошли слухи о событиях 1825. П. предался размышлениям о том, как трагедия декабристов и новое царствование повлияют на его судьбу. В 1826 г. он был вызван в Москву для разговора с царем.

В это время П читает «Историю государства Российского» Карамзина. Циклы стихотворений: «Подрожание корану», «Пророк». Он размышляет о предназначении поэта-пророка. И обращается к Библейским мотивам.

В Михайловском была завершена лучшая романтическая поэма “Цыганы”, написано стихотв. “К морю». Но в лирике наблюдается уже стремление преодолеть жанровые и стилевые каноны романтизма.

Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста — историч. трагедия “Борис Годунов”. В ней отразились новые представления поэта о соотношении истории и личности, истории и народа.

“Бориса Годунова”, высоко оцененного самим писателем, многие современники признали неудачным, не соответствующим законам сцены. И это весьма примечательный факт: именно в михайловский период тв-ва между Пушкиным и соврем. романтической лит-рой наметились первые противоречия, которые впоследствии привели к непониманию многих его произведений. Произведения, созданные в Михайловском, ясно определили реалистическую перспективу творческого развития.

В поэмах, написанных на юге, в ссылке, Пушкин обращается к средствам гражданско-психологического романтизма. Это «Кавказский пленник», «Братья разбойники» и «Бахчисарайский фонтан». «Братья разбойники» дошли до нас в виде небольшого отрывка из незавершенной и сожженной Пушкиным поэмы, вероятно, из-за ее социальной остроты, в предвидении цензурного запрета.

Их основная тема — «противуречия страстей» (Посвящение к «Кавказскому пленнику»), полная неудовлетворенность героев окружающими дисгармоничными условиями, всей действительностью и поиски социальной гармонии. Активное отрицание всего того, что сковывает и калечит людей, борьба за свободу, за условия, способствующие раскрытию всех духовных возможностей человека, полноценного, отвечающего идеалу внутренней и внешней гармонии,— таков их основной идейный пафос.

Сюжеты южных поэм весьма индивидуальны и исключительны. Но в основе каждого из них лежит реальный факт. Так, происшествие с разбойниками, переплывшими в кандалах реку, случилось в 1820 году в бытность Пушкина в Екатеринославе.

Любой из героев проявляется крупно и широко обозначенной сущностью: Пленник — разочарованностью; черкешенка — увлеченностью, любовью и преданностью любимому; братья разбойники — стремлением к воле; Мария — духовностью; Зарема — чувственностью и т.д.

Основная идея поэмы «Бахчисарайский фонтан» — в победе осознанного духовного начала над стихийно чувственным, цивилизации — над варварством. В поэме сталкиваются две культуры: западнохристианская и восточномусульманская. Мария олицетворяет нравственно-христианский идеал самоотречения, а хан Гирей воплощает власть необузданных страстей, деспотизма, жестокости, которые просветляются и перерождаются «через высокое чувство любви».

Выражая типические для своей эпохи чувства, настроения, идеи, романтические герои южных поэм показываются в несвойственных для них условиях: человек из высшего света в плену у черкесов («Кавказский пленник»); мирные труженики полей в стане разбойников («Братья разбойники»); польская княжна в татарском гареме («Бахчисарайский фонтан»). Эта необычность, даже экзотичность положения героев давала возможность подчеркнуть их нравственно-волевую силу.

18. Драматургия Пушкина «Борис Годунов».

Истор. драма о событиях 16 века, связанных с приходом Бориса Годунова, которого обвиняют в смерти царевича Дмитрия и наступлением Гришки, сбежавшего монаха и поднявшего восстание.

Основными источниками истор. мат-ла для Пушкина, как уже было сказано, были «История государства Российского» Карамзина и подлинные памятники летописного хар-ра. Пушкин обращался к летописям и др. памятникам древнерус. письменности главным образом для того, чтобы уловить интонационные особенности языка того времени, в поисках колорита эпохи.

Мучимый угрызениями совести, страдающий царь Борис пытается найти утешение в обращении к силам потусторонним, в гадании и ворожбе. Также он ищет опоры и в религии. Даже дочери Годунов говорит о своей вине, хотя и не открывает, в чем именно она состоит. После признания Ксении Годунов умирает. Годунов признаётся в преступлении лишь самому себе, только тогда, когда остаётся один на один со своей совестью. В одиночестве страдания – сила духа Годунова, но и трагизм его человеческой судьбы.

Пимен не равнодушен к тому, о чем повествует, тем более – к «добру и злу». Для него зло есть зло, а благо – величайшее человеческое счастье. С болью он рассказывает Григорию о Кровавом грехе, которому был свидетелем. Как «горе» воспринимает Пимен совершенное противно законам божеским и человеческим «венчание» Бориса на престол.

В стремлении приблизить языковой строй трагедии к строю бытовой, разговорной речи Пушкин решает заменить традиционный для трагедии классицизма 6-стопный рифмованный стих 5-стопным «белым», т.е. нерифмованным, стихом. Самое остриё трагического в пушкинской драме – гибель прекрасного, подлинно человеческого. Придающий драматургии Пушкина целостное единство взгляд на жизнь связан с историч. временем, поэтическим мироощущением автора, светлый пушкинский гений проявился и в изображении трагического.

20. Проза Пушкина («Капитанская дочка», «Дубровский»).

Общая тема произведений: место дворянина в крестьянском восстании «Капитанская дочка» (1832-1833) Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он штудировал печатные источники о Пугачеве. В 1833 году он даже предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине. Эта поездка дала незаменимые живые впечатления, позволила встретиться с участниками крестьянской войны 1773—1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.

Он первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа; с сочувствием изображая в своем романе простых, незнатных людей, Пушкин раскрывает роль народных масс как главной движущей силы истории.

Истор. основу повести составляют реальные события крестьянской войны; подробно описан Пушкиным весь ход восстания: взятие крепостей, осада Оренбурга. В худ. мире повести тесно переплелись историч. личности той эпохи, — Пугачев, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II — и вымышленные персонажи — Гринев, Швабрин, Маша Миронова. Потому что образ каждого помогает ярче и насыщеннее увидеть и понять события тех лет.

До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, а те исторические сочинения, повести и романы о пугачевщине, которые стали появ-ся во времена Пушкина, искажали личность крестьянского вождя; о нем писали как о «злодее», «убийце», «враге отечества». И только народные сказания и легенды хранили память о нем как о народном заступнике. Поэтому многое в поведении и хар-ре Пугачева Пушкину пришлось домысливать. С помощью худ. вымысла Пушкин правдиво передал дух и нравы рус. общества екатерининской эпохи, смело проник в хар-ры, переживания и мысли людей 18 века. В повести тесно переплетены худ. вымысел и историч. правда.

В «Дубровском» крепостники-помещики, продажные чиновники были изображены с реалистической точностью и конкретностью. Жестокий самодур Троекуров, внешне культурный князь Верейский даны на широком социально-бытовом фоне, что подчеркивало их типичность. Зато с неизменным и несомненным сочувствием нарисованы Пушкиным образы крестьян, в частности кузнец Архип, спасающий с риском для жизни кошку после того, как он же поджег избу с находившимися там судейскими чиновниками. Крестьяне у Пушкина оказались более жизненно и психологически достоверными, чем их предводитель Владимир Дубровский, образ которого был создан в соответствии с традициями романтич. ис-ва. По существу, у Дубровского нет ничего общего с крестьянами. Он горит желанием отомстить Троекурову за личную обиду. Бунт же крестьян носит соц. хар-р. И закономерно, что как только восстание подавлено, Дубровский покидает своих крестьян. Очевидно, дальнейшие личные приключения Дубровского (они были намечены в сохранившихся планах) Пушкина уже не очень интересовали. Худ. структура романа получилась неоднородной: реалистическое изображение рус. жизни с массой колоритных бытовых подробностей не сочеталось с традиционным образом «благородного разбойника», с которым были связаны всякого рода романтич. приключения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: