Земельный налог. Целью платы за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по

Целью платы за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории. Платежи за землю включают земельный налог и арендную плату за арендуемые земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Земельный налог – это республиканский налог, закрепленный за местными бюджетами. Его доля в структуре налоговых доходов Беларуси невелика и за 2011 год составила около 2%. Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулирует Налоговый кодекс Республика Беларусь, глава 18.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность.

Бюджетные организации – не являются плательщиками земельного налога (кроме случаев сдачи объектов в аренду коммерческим организациям).

Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:

в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании физических лиц (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению);

в собственности, постоянном или временном пользовании организаций (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению).

Объектами налогообложения земельным налогом не признаются:

земли общего пользования населенных пунктов;

земельные участки, занятые кладбищами;

земли лесного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель и земель, занятых зданиями, сооружениями и другими объектами, не связанными с ведением лесного хозяйства);

земли водного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель, земель, на которых осуществляется предпринимательская деятельность, и земель, занятых зданиями, сооружениями и другими объектами);

земли запаса;

земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов.

Налоговая база земельного налога определяется:

1) в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением земельных участков, предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях и других случаях, предусмотренных НК;

2) по площади земельного участка и баллу кадастровой оценки земель сельскохозяйственных организаций (при наличии кадастровой оценки).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для:

- сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;

- земельных участков, используемых для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;

- земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;

- земельных участков, входящих в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;

- земельных участков:

общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, иных объектов, производственной зоны и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40 000 000, 218 000 000, 109 000 000 и 120 000 000 белорусских рублей за гектар;

жилой многоквартирной зоны и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 320 000 000 и 80 000 000 белорусских рублей за гектар.

Ставки земельного налога зависят от таких факторов как: целевое использование земельного участка, его местоположение, качество и не зависят от результатов хозяйственной и иной деятельности.

Налоговым кодексом установлено три вида ставок земельного налога:

1) на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (по данным кадастровой оценки), в рублях за гектар (приложение 2 НК);

Ставка земельного налога на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями и другими объектами, устанавливается в размере 1927 белорусских рублей за гектар.

Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, по которым отсутствует кадастровая оценка, устанавливаются в соответствии со средней ставкой земельного налога по районам Республики Беларусь согласно приложению 3 к НК.

2) ставки на земельные участки, расположенные в населенных пунктах и за пределами населенных пунктов, на земельные участки садоводческих товариществ и дачных кооперативов. Ставки налога на указанные участки дифференцированы по видам функционального использования земельных участков. Функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется их целевым назначением согласно приложению 4 к Налоговому кодексу. Установлены следующие виды оценочных зон:

1. общественно-деловая зона для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, иных объектов,

2. производственная зона,

3. рекреационная зона,

4. жилая многоквартирная зона,

5. жилая усадебная зона.

При кадастровой стоимости земельных участков, не превышающей установленного порогового значения, применяется фиксированная ставка налога – в белорусских рублях за 1 гектар(статья 197 НК). При кадастровой стоимости земельных участков, превышающей установленное пороговое значение, применяется процентная ставка налога (согласно приложению 5 НК). Например, ставка земельного налога на земельные участки в границах населенных пунктов для производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 109 000 000 белорусских рублей за гектар установлена в размере 1 200 000 белорусских рублей за гектар; при кадастровой стоимости земельных участков 109 000 000 белорусских рублей за гектар и выше ставка налога составит 1,1 % (приложение 5 НК).

3)средние ставки по районам Республики Беларусь, установлены в рублях за гектар (приложение 3 НК).

Местные Советы депутатов имеют право повышать или понижать ставки налога, но не более чем в два раза (статья 201(1) НК), отдельным категориям плательщиков.

Льготы по земельному налогу предоставлены в виде освобождения от налога, а также уменьшения уплачиваемой суммы налога. Так, подлежащая уплате сумма земельного налога уменьшается на сумму земельного налога, исчисленную пропорционально удельному весу выручки, полученной от выполнения работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения, в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за прошедший квартал без учета налога на добавленную стоимость.

Освобождаются от земельного налога:

1. земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Президентом Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия;

2. земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозяйственных земель), опытные поля, используемые для научной деятельности;

3. земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями общего пользования (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения), полоса отвода, а также земельные участки, предоставленные организациям на период строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей общего пользования;

4. земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций и детско-юношеских спортивных школ независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности;

5. сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, земли других категорий земель, предоставленные для ведения сельского хозяйства, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства;

6. земельные участки, занятые спортивными сооружениями, являющимися основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;

7. земельные участки, предоставленные в пользование республиканским унитарным производственным предприятиям исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев;

8. земельные участки, предоставленные в пользование Академии управления при Президенте Республики Беларусь, учреждениям образования потребительской кооперации, а также учреждениям образования Национального банка Республики Беларусь;

9. земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, – на период их строительства;

10. земельные участки религиозных организаций;

11. земельные участки, занятые объектами и установками по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

12. земельные участки общественных объединений инвалидов (их частных унитарных предприятий и учреждений), занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства;

13. земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, строительства и (или) эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств физических лиц, в части площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу;

14. земельные участки организаций потребительской кооперации, занятые объектами торговли и общественного питания, расположенные в сельской местности;

15. земельные участки, занятые жилыми поселками «SOS-Детская деревня» и детскими домами семейного типа;

16. иные земельные участки, ограничения (обременения) в отношении прав на которые установлены в соответствии с законодательными актами.

Освобождение от земельного налога предоставляется с месяца, в котором возникло право на льготу.При утрате в течение календарного года права на льготуисчисление и уплата земельного налога производятся начиная с месяца, следующего за месяцем утраты этого права.

Основаниями для исчисления земельного налога являются:

- государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;

- сведения о наличии земель (в том числе сведения, содержащиеся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, сведения (площадь, функциональное использование и целевое назначение земельного участка), представляемые областными, Минской городской землеустроительными и геодезическими службами Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, сведения, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и представляемые территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним);

- сведения о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению.

Организации исчисляют земельный налог самостоятельно и представляют в инспекцию МНС по месту постановки на учет налоговые декларации (расчет) о сумме налога на текущий год ежегодно не позднее 20 февраля, а по вновь отведенным земельным участкам, а также земельным участкам, предоставленным в аренду, - в течение одного месяца со дня их предоставления. С налоговой декларацией (расчетом) по земельному налогу на текущий год плательщики-организации представляют в налоговые органы сведения о физических лицах, имеющих право на льготы по земельному налогу по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога. При использовании в качестве налоговой базы кадастровой стоимости расчет земельного налога производится следующим образом:

1) при наличии кадастровой стоимости земельного участка – как произведение кадастровой стоимости земельного участка в белорусских рублях (КСу) и налоговой ставки (Сз), установленной в процентах, с учетом коэффициента к ставке земельного налога, установленного решением местных Советов депутатов (Км):

Нз = КСу х Сз / 100 х Км;

2) при наличии сведений о кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка – как произведение площади земельного участка (Sзу), кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка (в белорусских рублях) и налоговой ставки с учетом коэффициента к ставке земельного налога, установленного решением местных Советов депутатов: Нз = Sзу х КС х Сз / 100 х Км.

3) При использовании в качестве налоговой базы площади участка расчет земельного налога производится по формуле:

Нз = Sзу х Сф х Км,

где Сф – фиксированная ставка налога в рублях за 1 гектар.

Земельный налог исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок. Исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу.

Суммы земельного налога, уплаченные плательщиками за земельные участки, занятые многоквартирными жилыми домами, возмещаются этим плательщикам нанимателями или собственниками жилых помещений в этих домах, за исключением граждан, имеющих право на льготы.

В случае сдачи организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, исчисление и уплата земельного налога производятся исходя из площади, переданной в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Суммы земельного налога исчисляются пропорционально площадям зданий (помещений) и сооружений, занимаемым арендаторами (пользователями).

По сдаваемым в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданиям (помещениям) и сооружениям после 20 февраля налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу представляются в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем сдачи их в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Одновременно с налоговой декларацией (расчетом) в налоговые органы представляются сведения о сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Уплата земельного налога производится:

организациями (за исключением садоводческих товариществ) – в течение налогового периода ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала, за земли, по которым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, в ноябре, – не позднее 22 декабря;

за земли сельскохозяйственного назначения – не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога;

садоводческими товариществами – ежегодно не позднее 22 августа

Индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности земельные участки, уплату земельного налога производят на условиях, установленных для физических лиц, т.е. не позднее 15 ноября на основании налогового извещения, которое присылает налоговая инспекция до 1-го августа.

Суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. Бюджетные организации в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений суммы земельного налога учитывают в составе затрат, связанных с их предпринимательской деятельностью.

По строящимся объектам суммы земельного налога подлежат включению в стоимость объектов незавершенного капитального строительства. Не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, суммы земельного налога возмещаемые плательщикам, в случаях, определенных НК.

4.Обязательные страховые взносы в ФСЗН.

Правовая основа:

1. О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ: Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40.

2.Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. №138-ХIII.

В Республике Беларусь система социальной защиты населения образована 1 июля 1993г на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. Основные задачи ФСЗН: сбор и аккумуляция страховых взносов для осуществления выплат пенсий, пособий; финансирование расходов, связанных с социальной защитой; осуществление расширенного воспроизводства средств фонда на основе принципа самофинансирования; международное сотрудничество по проблемам социального страхования. Основные источники средств ФСЗН: страховые взносы работодателей и граждан; ассигнования из республиканского бюджета; добровольные взносы; средства от инвестиционных вложений финансовых ресурсов; проценты, штрафы, пени и др. Фонд имеет территориальные органы – городские, районные, районные в городах отделы областных управлений Фонда.

Плательщиками обязательных страховых взносов являются организации и физические лица, получившие право заключения и прекращения трудового, гражданско-правового договора с работниками, а также индивидуальные предприниматели и работающие граждане. Объектом для начисления страховых взносов являются все виды выплат (в денежной и натуральной форме) в пользу работника по всем основаниям независимо от источника финансирования, кроме выплат, перечень которых определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.99г № 115 (выходное пособие при прекращении договора; суммы компенсаций (независимо от суммы их возмещения), предусмотренных законодательством Республики Беларусь (кроме компенсаций за неиспользованный трудовой отпуск, за особые условия труда); дивиденды по акциям и другие, приравненные к ним доходы; материальная помощь, оказываемая в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, а также в связи с чрезвычайными обстоятельствами; единовременные выплаты (стоимость подарков) в связи с юбилейными датами рождения работников (40, 50, 60 лет и т.д.) и при увольнении в связи с выходом на пенсию; некоторые другие выплаты).

С августа 2003г. введено раздельное начисление обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование в связи введением персонифицированного учета и установлением прямой зависимости будущего размера пенсий от страхового стажа и размера уплачиваемых взносов. Размеры обязательных страховых взносов представлены в таблице.

Таблица - Размеры обязательных страховых взносов в ФСЗН в 2011 году

Плательщики страховых взносов Размеры страховых взносов
Работодатели (включая индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за работающих у них лиц) 28% на пенсионное страхование 6 % на социальное страхование
Работодатели, занятые производством сельскохозяйственной продукции (объем которой более 50% общего объема произведенной продукции) 24% на пенсионное страхование 6 % на социальное страхование
Жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, гаражные кооперативы, молодежные жилые комплексы, коллективы индивидуальных застройщиков, садоводческие, садово-огороднические товарищества, товарищества собственников, не имеющие доходов от своей деятельности; общественные объединения инвалидов и организации, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений 5 % на пенсионное страхование 6 %на социальное страхование
Крестьянские (фермерские) хозяйства (за своих членов) 25% на пенсионное страхование 6 % на социальное страхование
Индивидуальные предприниматели, творческие работники, частные нотариусы, граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц; физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей 29 % на пенсионное страхование 6 % на социальное страхование
Работающие граждане (кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств) 1 % на пенсионное страхование
Белгосстрах Граждане, работающие за пределами Республики Беларусь 30% на пенсионное страхование

Уплата обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование производится плательщиками единым платежом.

Базой для исчисления страховых взносов являются фактически начисленные суммы выплат в пользу работников, но не менее величины минимальной заработной платы за истекший месяц. С 1 января 2009 года сумма выплат, начисленных в пользу работающих граждан, превышающая 4-х кратную величину средней заработной платы работников в республике, не является объектом для исчисления страховых взносов.

Сумма обязательных страховых взносов, подлежащая уплате в ФСЗН, определяется как разница между суммой взносов, исчисленных по установленным тарифам, и суммой расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании (выплаты пособий работникам по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение и др.):

Офсзн (к уплате) = Офсзн (исчисл.) – Рсоц. страх.

От уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование освобождены: работодатели, применяющие труд инвалидов, в части выплат, начисленных в пользу инвалидов I и II групп; крестьянские (фермерские) хозяйства в отношении членов этих хозяйств, являющихся инвалидами I или II группы либо достигших общеустановленного пенсионного возраста.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №40 сроком уплаты обязательных страховых взносов является установленный день выплаты заработной платы за истекший месяц. Малые организации уплату обязательных страховых взносов производят раз в квартал. Работодатель при получении средств на оплату труда одновременно должен представить в банк платежное поручение на перечисление обязательных страховых взносов. С 01.01.2009 г. введено профессиональное пенсионное страхование работников, занятых в особых условиях труда. Уплата обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование осуществляется отдельными платежными поручениями. Плательщики страховых взносов обязаны представлять в органы ФСЗН (по месту регистрации в качестве плательщика взносов) отчетность по установленной форме ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В отчете отражаются размеры начисленных взносов, суммы средств Фонда, расходованных в организации и перечисленных в Фонд.

Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы уплачивают обязательные страховые взносы, исчисленные от суммы самостоятельно определяемого дохода, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

В 2011г. плательщики страховых взносов также исчисляют и уплачивают (ежеквартально) взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в «Белгосстрах»). Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 №110 установлены следующие размеры страховых тарифов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: для страхователей – бюджетных организаций – 0,1%, для иных страхователей – 0,6% от выплат, производимых нанимателем своим работникам. Указом предусмотрена система скидок и надбавок к страховым тарифам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Надбавки и (или) скидки на очередной календарный год устанавливаются страхователям страховщиком (Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах») ежегодно в зависимости от того, к какому классу профессионального риска относится страхователь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: