Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Акцизы

Акциз - вид косвенного налога, который устанавливается на товары в целях регулирования потребления отдельных товаров (табачные изделия, алкогольная продукция), а также формирования консолидированного бюджета на основе перераспределения доходов. Акциз является республиканским налогом, формирующим республиканский бюджет. Акциз занимает четвертое место после НДС, налога на прибыль и подоходного налога, его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета страны в 2011 году составила около 11%. Акциз включается в цены подакцизных товаров и является одноступеньчатым налогом, который взимается только один раз – при ввозе подакцизных товаров (уплачивает импортер товара), и при реализации произведенных подакцизных (уплачивает производитель товара).

Правовую основу взимания акцизов составляют положения главы 13 Налогового кодекса Республики Беларусь. Плательщиками акцизов признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Плательщиками, производящими подакцизные товары, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство подакцизных товаров из любого вида сырья (давальческого или собственного) и (или) с использованием подакцизных товаров. К производству подакцизных товаров относятся также розлив подакцизной алкогольной продукции и пива.

Плательщиками акцизов также признаются организации и индивидуальные предприниматели при реализации (передаче) газа углеводородного сжиженного и газа природного топливного компримированного для заправки транспортных средств (включая собственные транспортные средства) через автозаправочные станции, а также с использованием топливно-раздаточного оборудования.

К подакцизным товарам относятся:

1. спирт этиловый ректификованный технический;

2. алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);

3. непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

4. пиво, пивной коктейль;

5. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;

6. табачные изделия;

7. автомобильные бензины;

8. дизельное и биодизельное топливо;

9. судовое топливо;

10. газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

11. масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

12. микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые;

13.сидры;

14. пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Не признаются подакцизными товарами:

1. спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта, разрешенными к применению в Республике Беларусь;

2. спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;

3. спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства;

4. спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;

5. спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

6. побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на территории Республики Беларусь этилового спирта, алкогольной продукции;

7. коньячный и плодовый спирт, виноматериалы;

8. дезинфицирующие средства; 9. товары бытовой химии;

10. легковые автомобили, предназначенные для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

11. табак, используемый в качестве сырья для производства табачных изделий.

Объектами обложения акцизами признаются:

1. подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

2. ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых Налоговый кодекс, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, формирующие договорно-правовую базу таможенного союза, связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;

3. подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признаются объектом налогообложения акцизами при реализации (передаче) в случае, если по этим подакцизным товарам уплата акцизов произведена при их ввозе на территорию Республики Беларусь.

Факт уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь подтверждается:

А) налоговым органом Республики Беларусь - в отношении подакцизных товаров, ввозимых из государств – членов таможенного союза, за исключением ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь;

Б) таможенным органом Республики Беларусь - в отношении подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств иных, чем государства – члены таможенного союза, а также при ввозе с территории государств – членов таможенного союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

1) твердые (специфические), т.е. установленные в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (приложение 1 к НК);

2) адвалорные (процентные), т.е. установленные в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин.

В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на территории Республики Беларусь.

Налоговая база определяется в зависимости от установленных ставок акцизов:

1)при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров:

как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;

2) при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами:

2.1) как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

2.2) как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;

3) при реализации (передаче) ввезенных на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров:

3.1) как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, ввезенным на территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов;

3.2) как стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из применяемых цен без учета акцизов, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров (в зависимости от принятого в учетной политике метода отражения реализации) определяется как приходящийся на налоговый период: либо день отгрузки подакцизных товаров и предъявления покупателю расчетных документов, либо день зачисления денежных средств от покупателя на счет налогоплательщика, а в случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства – день поступления, указанных денежных средств в кассу налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи) подакцизных товаров.

Льготы по акцизам установлены в виде освобождения от налогообложения акцизами, а также применения нулевых ставок. Освобождаются от акцизов:

1. подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля, а также магазинах беспошлинной торговли для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;

2. транспортные средства, ввезенные организациями и индивидуальными предпринимателями на территорию Республики Беларусь, кроме ввозимых из государств – членов таможенного союза, по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь, при их реализации;

3. спирт при его реализации (отпуске) для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство;

4. конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению, при их реализации (передаче);

5. при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены таможенного союза при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь (смотри НДС). Действие этого пункта не распространяется на реализацию (передачу) подакцизных товаров, вывозимых за пределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям.

Сроки документального подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы Республики 180 календарных дней (см. НДС).

При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчётном периоде подакцизные товары.

Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов.

При исчислении акцизов по твердым ставкам сумма акциза определяется по формуле: Ак = VАК х СТ АК.тверд

где VАК объем подакцизных товаров в натуральном выражении;

СТ АК.тверд. твердая ставка акциза.

Расчет суммы акцизов производится с учетом специфики товаров:

  • по легковым автомобилям:

Ак = Кла х Мла х СТ АК.тверд,

где Кла количество легковых автомобилей, шт.; Мла — мощность легкового автомобиля, л. с.; СТ АК.тверд — ставка акциза, руб./л. с.;

  • по алкоголю с объемной долей этилового спирта:

Ак = Кбут х Ебут х Дсп х СТ АК.тверд,

где Кбут — количество бутылок, шт.; Ебут — емкость бутылки, л; Дсп — объемная доля спирта в литре алкоголя, %; СТ АК.тверд — ставка акциза, руб./л;

  • по табачным изделиям, производимым в пачках (сигары, сигариллы):

Арасч = Кпач х Кт х Сакц,

где; Кпач — количество пачек, шт.; Кт - количество изделий в пачке, шт.; СТ АК.тверд — ставка акциза, руб./шт. (по сигариллам — руб./ тыс. шт.);

Сумма акциза, включаемая в цены подакцизных товаров (за исключением товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь), на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется как произведение стоимости товара без учета акцизов и ставки по следующей формуле:

Ак = ,

где НБ - налоговая база, Сm - адвалорная ставка акциза.

Сумма акциза, исчисленная за отчетный период по реализованным подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется как произведение стоимости реализованных товаров с учетом акцизов и ставки по следующей формуле:

Ак = (В – НДС) х Сm.

Общая сумма акцизов, устанавливаемая по итогам налогового периода по всем операциям по реализации подакцизных товаров, определяется путем сложения сумм, исчисленных для каждого вида подакцизного товара.

Сумма акцизов, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой акцизов, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов, установленных статьей 123 налогового кодекса и приходящихся на этот налоговый период:

Ак бюдж = Ак исчисл – Ак вычет.

Отрицательная разница между суммами акцизов, уплаченными при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных для производства других подакцизных товаров, и суммами акцизов по реализованным произведенным подакцизным товарам не подлежит зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возврату из бюджета и включается во внереализационные расходы.

Налоговыми вычетами признаются суммы акцизов:

1. предъявленные (уплаченные) на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров;

2. уплаченные плательщиком, производящим подакцизные товары из давальческого сырья, при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных им в производстве подакцизных товаров из давальческого сырья;

3. уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, при последующей реализации таких подакцизных товаров на территории Республики Беларусь. Вычет указанных сумм акцизов производится в пределах сумм акцизов, исчисленных при реализации этих подакцизных товаров на территории Республики Беларусь.

Сумма акцизов, уплаченная при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, используемых на территории Республики Беларусь припроизводстве и реализации продукции, товаров (выполнении работ, оказании услуг), включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, за исключением сумм акцизов, включаемых в налоговые вычеты.

Плательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акцизов путем выделения в первичных учетных и (или) расчетных документах соответствующей суммы акцизов отдельной строкой.

При реализации (передаче) подакцизных товаров, которые освобождены от налогообложения акцизами, первичные учетные и (или) расчетные документы выписываются без выделения сумм акцизов и в них делается запись или проставляется штамп "Без акцизов".

Сумма акцизов по товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь (кроме ввозимых из государств – членов таможенного союза), на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется умножением таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины, на ставку акциза:

Ак(ввоз)= (ТС + Тпошл) х Сm,

где Ак(ввоз) - сумма акциза (для подакцизных товаров), исчисленная и подлежащая уплате в бюджет по ввозимым товарам.

Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Республику Беларусь из государств – членов таможенного союза, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется умножением контрактной стоимости на ставку акциза.

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Стоимость приобретённых акцизных марок относится на издержки обращения организации, реализующей указанные подакцизные товары. Порядок маркировки по таким товарам устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц. Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Порядок и сроки уплаты акцизов, взимаемых таможенными органами при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории государств – участников таможенного союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, определяются Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.

При ввозе на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов таможенного союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, акцизы уплачиваются на счета по учету средств республиканского бюджета, открытые для таможенных органов, уполномоченных Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь на реализацию акцизных марок, в установленные сроки (до либо одновременно с уведомлением таможенного органа, выдавшего акцизные марки, о поступлении товаров). Расчет акцизов, подлежащих уплате, а также документы, подтверждающие факт уплаты акцизов, представляются таможенному органу одновременно с уведомлением таможенного органа о поступлении товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь.

Освобождения от налогообложения акцизами, нулевые либо иные ставки акцизов, исключения из перечня подакцизных товаров применяются по подакцизным товарам, отгруженным (переданным) со дня установления этих освобождений, нулевых либо иных ставок акцизов.

Тема 7: Прочие налоги с юридических лиц (налоги, сборы, пошлины, взносы и отчисления, включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении)

Налоги, отчисления и сборы, относимые на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), товаров, учитываемые при налогообложении, образуют отдельную группу платежей, действующих на территории Республики Беларусь. В данную группу включаются экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, земельный налог, обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения, отчисления в инновационный фонд, государственная пошлина, гербовый сбор, оффшорный сбор, а с 2010г. и налог на недвижимость (кроме налога за незавершенное строительство).

1. Экологический налог. Правовая основа: Налоговый кодекс РБ, глава 19.

1.1 Экологический налог по своей сути является платой за загрязнение окружающей среды. Он предназначен для формирования средств на финансирование мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве. Кроме фискальной функции, экологический налог выполняет и регулирующую функцию – используется в целях стимулирования деятельности по минимизации загрязнения окружающей среды. Экологический налог – это республиканский налог, формирующий республиканский и местный бюджеты, в том числе – целевые бюджетные фонды охраны природы. Его доля (вместе с налогом за добычу природных ресурсов) в структуре налоговых доходов Беларуси невелика и за 2010 год составила всего 1,9 %, на перспективу поставлена задача повышения роли экологического налога.

Плательщиками экологического налога являются:

· организации (кроме применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих единый налог с производителей сельхозпродукции);

· индивидуальные предприниматели (кроме уплачивающих единый налог и применяющих упрощенную систему налогообложения).

Бюджетные организации не являются плательщиками налога. Плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2. сброс сточных вод;

3. хранение, захоронение отходов производства;

4. ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками;

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ:

первого класса опасности – менее 0,001 тонны в год;

второго класса опасности – менее 0,1 тонны в год;

третьего класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, – менее 0,2 тонны в год;

четвертого класса опасности – менее 0,5 тонны в год;

сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;

хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов;

хранение и захоронение радиоактивных отходов и отходов, загрязненных радионуклидами, образующихся в результате работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год;

ввоз на территорию Республики Беларусь продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, являющейся неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросов сточных вод; отходов производства, подлежащих хранению, захоронению; озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы.

Налоговая база определяется плательщиками по каждому объекту налогообложения на основе данных первичного учета.

Ставки экологического налога по объектам налогообложения, указанным в пунктах 1 - 3, устанавливаются в размерах согласно приложениям 6 - 8 к налоговому кодексу. Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ - 23 000 белорусских рублей за 1 килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь. К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6–8 к НК, применяются понижающие коэффициенты. Например:

1. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании биогаза и биотоплива (торф, топливные брикеты, древесное топливо, отходы сельскохозяйственной деятельности, горючие топливные вторичные энергоресурсы) для получения тепловой и (или) электрической энергии, – 0,5;

2. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения (для освещения, питания электробытовых приборов и стационарных электроплит, а также тепловая энергия, отпускаемая населению для отопления и горячего водоснабжения, в том числе для объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения), – 0,27;

3. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата – 0,9. Применение этого коэффициента к ставкам экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов осуществляется владельцами этих объектов в случае предъявления им собственниками отходов производства экологического сертификата соответствия;

4. за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения, а также сброс сточных вод от объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) – 0,006.

Льготы по налогу установлены в виде понижения ставок налога (понижающие коэффициенты приведены выше), уменьшения исчисленной суммы налога и освобождения от уплаты налога. Освобождаются от уплаты налога Национальный банк Республики Беларусь; крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3-х лет с момента регистрации. Уменьшение исчисленной суммы налога предусмотрено для плательщиков, направляющих капитальные вложения на строительство, реконструкцию объектов размещения, обезвреживания, использования отходов производства и др. цели защиты окружающей среды.

Налоговым периодом экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, признается календарный квартал. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.

Плательщики (в том числе за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов) ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками – владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.

Налоговые декларации (расчеты) экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, плательщиками в налоговые органы не представляются.

Уплата экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ.

Уплата экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производится в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм экологического налога за захоронение отходов производства.

Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога. В этом случае плательщики представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты):

1. не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового лимита. Уплата налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога;

2. не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов. Не позднее 22 января года, следующего за истекшим, плательщики производят доплату экологического налога. Если указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, то излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам.

Суммы экологического налога включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Порядок исчисления и уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов регламентирован положениями главы 20 НК.

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов по своей сути является платой за природопользование, используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования. Это республиканский налог, формирующий местные бюджеты (областные и базового уровня).

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками не признаются бюджетные организации.

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) природных ресурсов: песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; камня строительного, облицовочного; воды (поверхностной и подземной); минеральной воды, полиметаллического водного концентрата, минерализованной воды, добываемой для поддержания пластового давления при добыче нефти; грунта для земляных сооружений; глины и трепелов; бентонитовых глин; соли калийной, поваренной; нефти; мела и доломита; гипса (ангидрита); железных руд; торфа влажностью 40 процентов; сапропелей влажностью 60 процентов; мореного дуба; янтаря; золота; виноградной улитки; личинок хирономид.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов устанавливаются в белорусских рублях в размерах согласно приложению 10 к налоговому кодексу.

С целью организации эффективного природопользования устанавливаются для каждого природопользователя годовые лимиты добычи природных ресурсов, контроль за их соблюдением позволяет реализовать регулирующую функцию экологического налога. За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается в десятикратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признается календарный квартал. Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исходя из установленных годовых лимитов представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты):

1) не позднее 20 апреля календарного года, исходя из установленного годового лимита. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;

2) не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов добычи (изъятия) природных ресурсов и не позднее 22 января года, следующего за истекшим, производят доплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. При этом в случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов подлежат зачету либо возврату плательщикам.

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, не включаются плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: