1.Сущность налогов, их функции и принципы налогообложения
2. Законодательство РФ о налогах и сборах
3. Участники налоговых отношений: их состав, права и обязанности
Основной функцией налогов является фискальная функция, которая и объясняет экономическое предназначение налогов.
Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов, удельный вес которых варьируется от уровня бюджета, а в среднем – составляет более 80 %.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение, мобилизацией средств в распоряжении государства.
Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций, финансовых отношений.
Кроме основной фискальной функции, принято выделять распределительную, а также контрольную функцию. Иногда распределительную функцию подразделяют на регулирующую и стимулирующую. Помимо этого, иногда выделяют социальную функцию.
|
|
В НК РФ в статье 8 дается определение налога и сбора.
Специфические признаки налога:
1. Тесная связь налогов и государства, для которого они выступают основным источником дохода.
2. Принудительный характер налоговых платежей, осуществляемый на основе законодательства.
3. Участие налогов в экономических процессах общества.
Принято выделять классические принципы налогообложения (аксиомы налогообложения А. Смит), а также современные принципы налогообложения.
В НК РФ принципы налогообложения РФ даны в третьей статье (основные начала).
Принципы А. Смита:
1. Равенства
2. Обязательности
3. Экономичности
4. Определенности
5. Удобства
В ст. 17 НК РФ сказано, что налоги считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения:
1) Объект налогообложения
2) Налоговая база
3) Налоговый период
4) Порядок исчисления налога
5) Налоговая ставка
6) Порядок и сроки уплаты
Принципы налогообложения, обоснованные Смитом: справедливость, определенность, экономичность (экономия на издержках), удобство для налогоплательщика – были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Вагнером, который объединил все принципы в четыре группы:
Финансовые принципы организации налогообложения | Достаточность налогообложения Эластичность (подвижность) налогообложения |
Народнохозяйственные принципы | Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом) Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их продолжения |
Этические принципы (принципы справедливости) | Всеобщность налогообложения Равномерность налогообложения |
Административно-технические правила (принципы налогового управления) | Определенность налогообложения Удобство уплаты налога Максимальное уменьшение издержек взимания |
Законодательство о налогах и сборах включают в себя:
|
|
1. Законодательство РФ (НК РФ + Федеральные Законы)
2. Законодательство субъектов РФ (Законы субъектов: ЗТО «Транспортный налог», ЗТО «Налог на имущество организации»).
3. Нормативно-правовые акты муниципальных образований (земельный налог по городу Тула)
Законы творчества субъектов, муниципальных образований ограничивается рамками НКРФ.
Полномочия субъектов, муниципальных образований:
1. Устанавливать конкретный размер ставки.
2. Определять порядок уплаты (устанавливать отчетные периоды).
3. Вводить налоговые льготы
Общее налоговое законодательство включает постановления и законы, которые не относятся к налоговому законодательству, но содержат налогово-правовые нормы (Таможенный кодекс, Бюджетный кодекс, Уголовный кодекс).
Кроме этого, источниками правового регулирования налоговых отношений являются:
– Конституция РФ
– Международные договоры РФ
– Решения конституционного суда
Следует отметить, что существуют также подзаконные нормативные правовые акты, однако, в понятие «Налоговое законодательство» они не входят: Указы президента в 90-х гг., постановления правительства, акты органов специальной компетенции (например, Минфина РФ: инструкции по заполнению налоговых деклараций, формы требования и налоговых уведомлений об уплате налога, постановка на учет крупнейших налогоплательщиков и иностранных организаций).
Л2. |
14.02.2011 |