Биржа как элемент рынка

Основным звеном инфраструктуры товарного рынка является товарная биржа, где осуществляется крупная торговля по стандартам или образцам товаров, стоимость которых подвержена частым, значительным и труднопрогнозируемым колебаниям, для биржи характерны регулярность торговли в строго определенном месте, унификация основных требований к качеству товара, условиям и срокам поставки, ведение торговли будущем.
Несмотря на то, что сделки на биржах нередко носят спекулятивный характер, установленные цены на товары достаточно объективно отражают их мировой уровень и часто служат основанием для установления цен во внебиржевой торговле.Большое значение биржи состоит в том, что она облегчает Торговлю, так как здесь спрос и предложение стремятся уравновесить друг друга с наименьшими затратами труда и издержек. Благодаря концентрации во времени и пространстве здесь возможно обозрение рынка, как нигде в другом месте. Как организованный рынок, биржа связывает свободно хозяйствующих предпринимателей с производителями, где названные субъекты встречаются, чтобы, с одной стороны, реализовать свою продукцию с целью получения прибыли, а с другой стороны, удовлетворить собственный спрос. Процесс купли-продажи осуществляется через биржевых посредников.Товарная биржа не занимается торгово-посреднической деятельностью, а лишь создает для нее условия. Иными словами, она является бесприбыльным хозяйственно-коммерческим предприятием, обеспечивающим оптовый рынок реального товара. Сумма превышения доходов биржи над ее расходами за минусом установленных законодательством платежей может быть использована на собственные нужды биржи. Именно эта особенность позволяет довольно четко определить место биржи в системе оптового посредничества..
Отличительные признаки биржи как элемента рынка:
• организованность рынка и регулярность проведения биржевой торговли;
• ведение торговли по единым исторически сложившимся и законодательно утвержденным правилам;

•наличие определенного места и времени торговли;

•гласность торгов;

•посредничество при заключении сделок;

•установление биржевых стандартов на товары;

•совершение сделок в отсутствие самого товара;

•разработка типовых контрактов (фьючерсов);

• свободное ценообразование, т. е. цены формируются в соответствии со спросом и предложением;

•выявление и регулирование биржевых цен (котировка);

•информационная деятельность;

•разрешение споров по биржевым сделкам.

Фьючерсная биржевая торговля имеет дополнительные признаки:
* фиктивный характер сделок, когда обмен товарами практически отсутствует, а обязательства сторон по сделке прекращаются путем совершения обратной сделки;

* строгая унификация потребительной стоимости биржевого товара, определенное количество которого представляет биржевой контракт, используемый в качестве носителя цены;
* строгая регламентированность количества разрешенного к поставке товара, срока и места поставки;

* косвенная связь с рынком реального товара преимущественно через биржевое страхование (хеджирование), а не через поставку товара;

* обезличенность сделок и заменимость контрагентов по ним, так как они заключаются не между конкретным продавцом и покупателем. а между ними и расчетной палатой, выступающей гарантом выполнения обязательств. При этом сама биржа не выступает в качестве одной из сторон в контракте или на стороне одного из контрагентов. Основное содержание роли биржи сводится к выполнению следующих функций:

а) выявление реального соотношения спроса и предложения;

б) формирование равновесных цен и ориентация на них внебиржевого рынка;
в) способствование увеличению товарной массы в сфере товарного обращения;
г) стабилизация цен и предотвращение коммерческих спекуляций на разнице цен.

4.4. Рынок средств производства и товаров народного потребления.

В целом число товаров, продаваемых на товарных биржах, за XX в. существенно сократилось. В конце XIX в. биржевых това­ров насчитывалось более 200 наименований, а в настоящее время объектом биржевой торговли являются примерно 70 видов това­ров. В мировой практике выделяются следующие основные клас­сы биржевых товаров:

• вещественные биржевые товары;

• ценные бумаги;

• иностранная валюта;

• индексы биржевых цен;

• процентные ставки по государственным облигациям. Номенклатура вещественных биржевых товаров традицион­но состоит из двух основных групп:

а) сельскохозяйственных и лесных товаров и продуктов их переработки (около 50 видов);

б) промышленное сырье и полуфабрикаты (около 20 видов). Основные товары первой группы:

• зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь);

• масличные (льняное и хлопковое семя, соевые бобы, соевое масло, шроты);

• продукция животноводства (живой крупный рогатый скот, свиньи, мясо, окорока);

• пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, раститель­ные масла, яйца, картофель, концентрат апельсинового сока, ара­хис, перец);-

• текстильные товары (хлопок, шерсть, натуральный и искус­ственный шелк, пряжа, лен);

• натуральный каучук;

• лесные товары (пиломатериалы, фанера).

Группа промышленного сырья и полуфабрикатов включает:

• цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий и драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий);

• энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо). Особенностью всех перечисленных вещественных биржевых товаров является их массовое производство и устойчивый спрос, однако динамика биржевой торговли приведенным ассортимен­том товаров была и остается крайне неравномерной.

В настоящее время доля сельскохозяйственных и лесных то­варов в совокупной биржевой торговле занимает около 55% объе­ма всей биржевой торговли и имеется тенденция к ее снижению. Это обусловлено прежде всего концентрацией торговли в круп­нейших биржевых центрах, изменением условий торговли на рын­ках ряда сельскохозяйственных и лесных товаров, развитием фью­черсной торговли финансовыми инструментами (валютой, цен­ными бумагами и др.) и т.д.

Среди всех товаров этой группы (принятых за 100/о) наиболь­шими темпами увеличивалась биржевая торговля масло семенами и продуктами их переработки (масла, шротыНаучно-технический прогресс способствовал совершенство­ванию методов определения качества товаров с использованием новейших технических средств. В итоге расширился круг биржевых товаров, например, в конце 60-х годов началась торговля пиломатериалами и фанерой.

Объем товаров второй группы в биржевой торговле с разви­тием техники и технологий неуклонно увеличивается. Так, в пер­вой половине 50-х годов на биржах осуществлялись сделки всего с четырьмя товарами этой группы (цветные металлы), а в 80-е годы - уже с 15. К концу 80-х годов существенно увеличилась доля биржевой торговли энергоносителями, особенно нефтью и про­дуктами нефтепереработки (бензин, дизельное топливо, мазут и др.), фьючерсные и опционные рынки которых стали активной сферой деятельности для многих участников этой отрасли, что привело к существенным изменениям в конкурентной борьбе на нефтяном рынке.

Ценные бумаги как биржевой товар условно можно разделить на два больших класса в зависимости от того, на что по преиму­ществу или целиком распространяется имущественное право - на сам актив или на изменение его цены:

I класс - основные ценные бумаги (акции, облигации, векселя, закладные, варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки);

II класс - производные ценные бумаги (фьючерсные контрак­ты товарные, валютные, процентные, индексные и другие и сво­бодно обращающиеся опционы).

Примерно с 70-х годов началась торговля фьючерсными кон­трактами на финансовые инструменты. На развитие и рост таких рынков повлияли изменения в мировой экономике, прежде всего длительная и очень высокая инфляция, которая поставила проблему защиты от колебаний валютных курсов и колебаний курсов других финансовых средств - облигаций, акций и казначейс­ких билетов.

С развитием фондового рынка появились и фьючерсные кон­тракты на индексы, которые стали выступать как объекты тор­говли. Свое название индексы получают по имени создателя ме­тодики или названию информационных агентств, которые их рассчитывают и публикуют. Наиболее известными в мире индек­сами являются индекс Доу-Джонса, индекс Standard and Purs, индекс Нью-Йоркской фондовой биржи и др. Среди основных российских индексов следует выделить индекс Skate press, фон­довые индексы АК&М, индексы Интерфакса, фондовый индекс журнала «Коммерсант», ROS-индекс и др.

Таким образом, проведенный краткий обзор по классам то­варов показал, что развитие биржевой торговли оказало боль­шое влияние на биржевой товар. Сначала он выступал в виде уже произведенного или производимого к определенному сроку, затем объектом биржевой торговли стал биржевой фьючерсный контракт. Сложилась весьма разнообразная гамма биржевых то­варов, которая постоянно находится в динамичном развитии.

4.6 Технология регулирования рынка на современном этапе.

Современное развитие рыночных отношений в отечественной экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Регулирование в целом можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.

В целом содержание государственного регулирования состоит из:

1. регламентации хозяйственной жизни, образующей свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

2. формирования организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;

3. выработки социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.

В экономике России роль и место государственного регулирования, по нашему мнению, определяются рядом основными факторов.

Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.

Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально-экономической системы, темпы и направление преобразований.

В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность.

В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной экономики были созданы волевым решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.

В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению дистанции в уровне экономического и социального развития между регионами-«донорами» и остальной частью страны.

Опираясь на мировой опыт исследования государственного регулирования экономических процессов и определения ведущих отечественных и зарубежных экономистов, определим сущность государственного регулирования финансового рынка в теоретическом и практическом аспектах.

С точки зрения теории государственное регулирование финансового рынка – это совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов.

Практическая реализация государственного регулирования финансового рынка представляет собой, по нашему мнению, воздействие государства в лице государственных органов на совокупность экономических отношений, законов и закономерностей их развития системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

Целенаправленное государственное воздействие государства на финансовый рынок осуществляется прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам финансового рынка, лицензирования профессиональной деятельности на рынке, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка. Таким образом, прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, обеспечивающих их исполнение.

Средством экономического регулирования выступает финансово-кредитная система страны. Косвенное государственное регулирование финансового рынка осуществляется такими методами, как проведение определенной налоговой, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета, управления государственной собственностью и так далее.

Административно-правовая и экономическая составляющие регулирования финансового рынка тесно связаны между собой, так как в основе разработки каких-либо законодательных актов или административных мер воздействия всегда лежат экономические закономерности, на которые государство стремится повлиять тем или иным способом. И, наоборот, для использования финансово-кредитных рычагов регулирования государство оказывает на них воздействие, закрепленное в правовых нормах.

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются различные методы как функционального, так и институционального регулирования.

Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления ими. Институциональное регулирование, таким образом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования, и по этой причине охватывает все аспекты деятельности конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования относятся, например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение участия в рискованных операциях, которые могут привести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институциональное регулирование является основой регулирования и широко применяется и на финансовом рынке в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников с целью защиты интересов инвесторов и других субъектов финансового рынка.

В отличие от методов институционального регулирования, методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций (т.е. выполнения определенных функций).

В большинстве случаев для защиты интересов инвесторов на финансовом рынке основной акцент делается на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на их финансовое состояние, поэтому методы функционального регулирования составляют основу регулирования рынка. Этим обуславливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулирования финансового рынка.

Так как методы функционального регулирования рынка, составляющие основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил совершения операций, они во многом пересекаются с вопросами профессиональной этики и обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников рынка и задачи государства совпадают, что позволяет использовать данное обстоятельство как метод оперативного решения текущих вопросов саморегулирования.

Влияние государства на формирующиеся рынки в нашем Отечестве в индустриальных стран, выше регулятивная нагрузка, влияние перспективной и текущей макроэкономической политики. На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более, что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков.

Отсюда вывод: степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.

Формирующийся финансовый рынок должен пройти долгий путь глубоких структурных преобразований на пути к созданию эффективной регулятивной системы под продуманным руководством государства. Однако государственное регулирование финансового рынка не должно быть авторитарным. При всех существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование как регулирование на микроуровне имеет все большее значение. Только при условии симбиоза этих двух уровней регулирования можно достичь эффективного функционирования финансового рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: