Модели поведения фирм-олигополистов

В экономической теории выделяются следующие модели поведения фирм-олигополистов.

Лидерство в ценах состоит в том, что изменения в справочных ценах объясняются определенной фирмой, которая признается лиде­ром всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирую­щей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое ли­дерство.

1.Лидерство доминирующей фирмы — ситуация на рынке, ког­да одна фирма контролирует не менее 50% производства, а ос­тальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на це­ны путем индивидуальных ценовых решений.

2.Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное ли­дерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учиты­вающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, который смяг­чит противоречия между всеми фирмами, действующими в от­расли.

3.Барометрическое ценовое лидерство в отличие от предыду­щего типа ценового лидерства — более аморфная и неопределенная структура; оно зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям.

Теория олигополии Курно. Основателем теории является французский ма­тематик и экономист Августин Курно. Рассмат­ривая взаимодействие олигополистов, он пока­зал, что каждая фирма предпочитает такое ко­личество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода: 1) для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара; 2) цена равновесия зависит от числа продавцов.

При единственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количества продавцов цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам. Таким обра­зом модель Курно показывает, что конкурентное равновесие до­стигается в тем большей степени, чем больше возрастает число продавцов.

Теория ломанной кривой спроса объясняет, почему олигополистические фирмы от­казываются от частичного понижения цен.

Предположим, у фирмы цена за единицу продукта ОР1 а объ­ем продаж Oql. DEF — линия спроса на товары фирмы. Она принимает решение повысить цену на свои товары. Новая цена ОР3 Другой вариант: она понижает цену до ОР2 Предполо­жим далее, что соперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае JEH представляла бы кривую спроса фирмы, совпадающую с кривой спроса ее соперников. На практике же, если фирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену с тем, чтобы увеличить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирма понижает цену, соперники реагируют на такое сокращение, чтобы предотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, завершающая кривая спроса составляется из двух сегментов DE и ЕН с переломом в точке Е. «Сотрем» отрезки JE и EF и получим ломаную кривую спроса в данной отрасли DEH. Фирмы не реагируют на повышение цен и снижа­ют цены вслед за снижением цен одной из них.

При высокой рыночной концентрации ценовые решения про­давцов взаимозависимы. Олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы.

Теория игр – теория поведения продавцов или игроков в условиях, когда решение одних из них влияет на решение всех остальных. Особенности теории: игроки стремятся максимизировать свою прибыль; в большинстве случаев наилучшая стратегия каждого игрока зависит от стратегии, избранной другими игроками; равновесие возникает, когда каждый игрок выбирает такую стратегию, которая принимает во внимание наилучшие стратегии других игроков, при этом ни у одного продавца (игрока) нет стимула изменить свою стратегию после выяснения того, какую стратегию выбрал другой продавец. Такое равновесие называется равновесием Нэша. При этом ни один из игроков не может увеличить свой выигрыш, в одностороннем порядке меняя свое решение. Равновесие по Нэшу – это ситуация, когда стратегия каждого из игроков является наилучшей реакцией на действия другого игрока.

Теория олигополии Чемберлина. Значительный шаг вперед в теории олигополистического це­нообразования сделал американский экономист Э.Чемберлин, вы­двинув положение о взаимозависимости производителей. Когда количество продавцов небольшое и продукт стандартизирован, олигополисты будут избегать действий, которые привели бы к ухудшению положения всех в результате принятия ответных мер. Из существования взаимозависимости вытекало, что общий ин­терес олигополистов заключается в установлении высокой цены. Вывод Чемберлина имел важное значение для антитрестовской политики: монопольная цена может быть установлена без нали­чия явного сговора. Необходимость формальных отношений меж­ду олигополистами отсутствует. В литературе такая ситуация на­зывается доктриной сознательного параллелизма (сознательного параллельного поведения). Олигополии действуют независимо (никаких соглашений нет), но они не конкурируют друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: