Материальные потребности общества

Часть I. МИКРОЭКОНОМИКА.

Эластичность предложения

Эластичность предложения - это реакция предложения на изменение цены. Колеблется эластичность предложения от 0 до ∞, наклон кривой предложения отражает значение коэффициента эластичности предложения. Вертикальная линия предложения означает, что предложение не эластично по цене. Горизонтальная линия предложения означает, что предложение абсолютно эластична по цене.


Существует единичная эластичность предложения, если коэффициент предложения меньше 1 то предложение не эластично.


График единичной эластичности предложения

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Цены других товаров (перекрестная эластичность предложения)

2. Цены ресурсов

3. Срок и стоимость хранения товаров

4. Фактор времени

5. Существование резервов ресурсов на производство товаров

6. Уровень монополизации отрасли и возможность притока капитала из других отраслей. Чем выше уровень монополизма, тем

7. Технологические особенности производства товаров.

Понятие эластичности находит практическое применение в анализе поведения потребителя, в разработке ценовой политике фирмы, в разработке стратегии фирмы, в государственном регулировании экономики.

Домашнее задание: 50 лекций по микре Лекция 7, 8 и учебник Торосевич и другие главу 3 целиком.

Тема 1: Основные проблемы экономической организации общества.

Определение: экономику, как общественную науку, которая описывает и анализирует выбор общества при производстве товаров и услуг составляют два фундаментальных фактора:

1.) Материальные потребности общества (называемые также экономическими благами),т.е. - это потребности, составляющих данное общество индивидов и институтов, которые буквально безграничны и неутолимы.

2.) Экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, которые ограничены или редки.

Материальные потребности общества - это, прежде всего, желания потребителей купить товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. Эти товары и услуги подразделяются на 2 категории:


Товары и услуги кратковременного пользования или текущего спроса:

1. Продукты питания

2. Одежда

3. Лекарства

4. Коммунальные платежи

5. Расходы на транспорт

6. Бытовое обслуживание

7. Услуги врачей

8. Услуги юристов и т.д.


Товары и услуги длительного пользования:

1. Любой вид недвижимости (дома, земля)

2. Автомобили

3. Книги

4. Сложная бытовая техника и т.д.


В основе понятия «материальные потребности безграничны» лежит факт роста научно-технического прогресса, т.е.когда на основе новых и усовершенствованных технологий, предпринимательский сектор изготавливает и предлагает на рынке принципиально новые товары и услуги, тем самым постоянно стимулируя потребителей к приобретению более совершенных товаров и услуг.

В основе понятия «материальные потребности неутолимы» лежит факт ограниченности возможностей всех групп экономических единиц: и отдельных потребителей, и предприятий (фирм), и государства.

Потребители ограничены своим текущим доходом (например,заработной платой), а также своим богатством или благосостоянием. Под богатством понимают все активы, которыми владеют потребители: финансовые активы (и, в частности, активы с фиксированной денежной стоимостью: акции, облигации, срочные счета, наличные деньги) и материальные активы (например, недвижимость). Кроме того, потребители ограничены наличием кредита.
Предприятия (фирмы) точно так же ограничены своими доходами и накоплениями и кредитоспособностью (т.е. наличием у предприятия свободных финансовых средств, позволяющих выполнить государственный заказ или заказ другого предприятия в кредит, который оплачивается предприятию-производителю продукции в течение какого-то времени в соответствии с договором).
Государство ограничено возможностью взимать налоги и получать кредиты.

Поскольку возможности всех групп экономических единиц ограничены, то перед каждой группой возникает проблема выбора, т.е. необходимость принять наиболее рациональное решение в настоящее время.
Для потребителя проблема выбора состоит в невозможности одновременно приобрести несколько товаров или услуг, например, из-за ограниченности текущего дохода.
Поскольку доходы предприятия ограничены, то ограничены и его возможности покупать ресурсы и производить продукцию. Следовательно, необходимо выбрать, что из товаров и услуг следует производить в настоящее время, а от чего можно отказаться.
Перед выбором находится и государство, ежегодно определяя основные статьи расходов государственного бюджета, т.е. в какую отрасль промышленности или сектор экономики направить больше средств, а в какую отрасль промышленности или сектор экономики соответственно меньше.
В экономике проблему выбора определяют через понятие альтернативной стоимости. Определение: Альтернативная стоимость – это цена товара (или услуги), выраженная через цену другого товара (или услуги), которым пришлось пожертвовать.
Уточнение: альтернативной стоимостью является только второй по желаемости товар, т.е. – это товар который рассматривался в качестве объекта покупки, но не был куплен и поэтому представляет собой альтернативную стоимость купленному товару.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: