03.05.2012
Лекция №4
Материнская компания регистрируется, как юридическое лицо и является головной компанией ТНК.
Как организационно-экономический центр материнская компания:
1) разрабатывает общее направление и конкретные цели функционирования и развития всей ТНК;
2) определяет средства, формы и методы достижения этих целей;
3) осуществляет аудит за выполнение свои установок и вносит в них коррективы;
4) контролирует финансовую деятельность всех подразделений путем составления консолидированного баланса, предоставляемого акционерам ТНК.
Контроль со стороны материнской компании за деятельностью всех
подразделений ТНК в целом осуществляется по научно-технической производственно-технологической и др. направлениями. Его средства и методы во многом зависят от формы организации материнской компании, которая может быть:
1) оперативно- производственной;
2) холдинговой.
Материнской, оперативно-производственная компания занимается хозяйственной деятельностью. В этом случае, централизованное управление охватывает все стороны производственного процесса начиная с разработки новой продукции и завезшая ее реализацией.
|
|
Материнской, холдинговая компания не занимается производственной деятельностью, а лишь концентрирует у себя контрольные пакеты акций производственных компаний, которые обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью, но подчинится холдинга в финансовом отношении. Она осуществляет управление в рамках ТНК преимущественно методами финансового воздействия. Устанавливая для каждого подразделения основные финансовые показатели:
1) размеры прибыли;
2)способы перевода прибылей;
3)издержки производства;
4) …
Филиал ТНК не имеют юридической самостоятельности и не могут вести дела от своего имени. Они действуют по поручению материнской компании и как правило, имеют одинаковое с ней наименование. В обязанности зарубежного производственного филиала входит чаще всего выпуск тех видов продукции, в которых заинтересована материнская компания и реализация их на тех рынках, которые она определит.
Дочерние компании в отличие от филиалов являются юридически
самостоятельными, заключение сделок и ведение финансовой документации осуществляются ими отдельно от материнской компании, которая не несет при этом никакой ответственности по обязательствам дочерней компании. Вместе с тем материнской компания всегда осуществляет необходимый контроль за деятельностью принадлежащей ей дочерних компаний. Возможность которого, обеспечивает владением контрольными пакетами акций своих «дочек».
|
|
Дочерние компании могут владеть контрольными пакетами акций других компаний «внучатых» по отношению к материнской.
Совместном предприятием в практике международного бизнеса называют фирму с участием одного или нескольких иностранных партнеров инвесторов.
Если ТНК при этом выбирает местного партнера совместное предприятие между ней и принижающей страной является жизней подсобной структурой.
Преимущества сотрудничества с местным партнером:
· местный партнер лучше знает и понимает покупателей, традиции, общественные отношения конкретной страны;
· местный партнер может предоставить компетентное управление не только высшего, но и среднего звена;
· если принижающая страна требует, чтобы иностранные фирмы делили право собственности с местными фирмами или инвесторами, 100% иностранное владение становиться просто нереальным и единственно возможной формой международного бизнеса является совместное предприятие.
· контакты и репутация местных партнеров расширяют доступ к рынку капитала принижающей страны;
· местный партнер может располагать подходящей для данной среде технологией, которая вероятнее всего может быть, применена во всех странах мира;
· общественный имидж фирмы может расширить возможности продаж если цель инвестирования обслуживание местного рынка.
Несмотря на столь впечатляющий перечень преимуществ совместные предприятия не так популярны как дочерние компании которые на 100% принадлежат ТНК. Это связанно с тем, что ТНК опасаются вмешательства местного партнера в конкретные области критических решений компании.
По типу взаимоотношений материнской компании и ее зарубежных дочерних компаний все ТНК могут быть под разделены на:
1) этноцентрический;
2)полицентрический (региоцентрический);
3)геоцентрический.
Этноцентрический тип последовательная ориентация внешнего руководства ТНК на приоритет материнской компании.
Полицентрический возраста ниже значимости внешнего рынка.
Геоцентрический подход характерен для глобальных корпораций.