Процесс решения включает 3 основные фазы: подготовку, принятие и организацию выполнения. Каждая фаза разбивается на определенные этапы.
Фаза подготовки упр.решения. Подразделяется на следующие этапы:
- уяснение проблемы – четко представить ситуацию и трудности, которые связаны с достижением. Важно определить, что можно сделать для решения проблемы, что и в какой степени зависит от окружающей среды.
- анализ исходной ситуации, анализируют потенциал организации и состояние окр.среды на момент принятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели.
- постановка задачи – действие, в ходе которого конечную цель подразделяют на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечаю конкретные задачи, увязанные с конечной целью. Важно, чтобы задачи имели количественную определенность и определенную последовательность решения.
- разработка вариантов решения – заключительный этап фазы подготовки упр.решения. Предложение различных вариантов решения поставленных задач. К разработке вариантов привлекают специалистов. Кол-во вариантов м.б.разным, но каждый должен содержать четкую формулировку задачи, основные этапы решения и данные о ресурсах.
Фаза принятия решения. Включает анализ предлагаемых вариантов и выбор из них оптимального.
Анализ предлагаемых вариантов решения осуществляется обычно руководителем совместно со специалистами и предполагает:
выбор критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого;
- сопоставление принятых критериев с возможными результатами по каждому варианту. Здесь важно правильно построить математическую модель и с ее помощью выбрать оптимальный вариант решения.
Выбор оптимального варианта. Осуществляется руководителем по результатам анализа предложенных вариантов. Оптимальный вариант – лучший вариант в данных условиях по заданному критерию. Однако на практике любой из вариантов может иметь не одну а несколько целей. На данном этапе широко применяется системный анализ.
Фаза организации выполнения решения – заключительная. Доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение орг.плана и организация контроля.
Доведение заданий до исполнителей – смысл принятого решения д.б.объяснен всем исполнителям и перед каждым д.б.поставлены задачи, определены права, обязанности, функции в исполнении решения.
Этап формирования орг.плана. четкое определение объема работ по каждой задаче, определение приоритетов, ресурсов, сроков выполнения заданий каждым исполнителем.
Организация контроля за исполнением решения. Включает текущий и заключительный контроль. Текущий осуществляется на протяжении всей работы по исполнению решения, а заключительный – по результатам исполнения и позволяет соизмерить цели и результаты и осуществить вознаграждение по результатам исполнения.
В процессе подготовки, принятия и организации выполнения упр,решений принимают участие все категории работников аппарата управления: руководители, специалисты и тех исполнители. На руководителя отводится наиболее сложный процесс, творческий. Он анализирует исходную ситуацию, рассматривает варианты решения, выбирает оптимальный вариант.
Специалисты осуществляют преимущественно логические операции. Разрабатывают варианты решений, участвуют в анализе этих вариантов.
Технические специалисты выполняют технические операции при оформлении решений орг.плана.
Последовательность и характер операций | Исполнитель |
Постановка задачи | Вышестоящий руководитель, тр.коллектив |
Уяснение задач | Нижестоящий руководитель |
Сбор, обработка необходимой информации, изучение и оценка ситуации | Руководитель, в некоторых случаях с привлечением специалистов |
Выработка вариантов решения | Специалисты |
Анализ, обсуждение и оценка вариантов решений | Руководитель и специалисты |
Формулировка решения | Руководитель |
Документальное оформление решения | Технические исполнитель |
Фиксация решения (подписание) | Руководитель или лицо им уполномоченное |
Доведение заданий до исполнителей | -,,- |
Формирование и реализация орг.плана | Все работники аппарата управления |
Организация контроля | Руководитель или уполномоченное им лицо |