Тема 2. Рыночная экономическая система и рыночный механизм

Вопросы:

  1. Рыночная экономическая система. Основные субъекты рынка
  2. Закон спроса. Кривая спроса. Функция спроса. Факторы, влияющие на спрос
  3. Закон предложения, кривая предложения. Функция предложения Факторы, влияющие на предложение
  4. Рыночное равновесие
  5. Эластичность спроса по ценен идоходу

Потребности лежат в основе формирования спроса. Однако не всякая потребность учитывается рынком и превращается в спрос. Рынок учитывает лишь платежеспособные потребности. Именно платежеспособные потребности формируют основу спроса.

Спрос — это желание и готовность экономических агентов приобрести благо.

Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене. З акон спроса гласит: между уровнем цены (Р) на товар и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость.

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

Экономисты объясняют действие закона спроса тремя эффектами.

«Эффект роста выгоды». Снижение цены уменьшает расходы потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем расходов, покупатель получит больше полезности.

«Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму дохода приобрести товар в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.

«Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

Закон не действует в следующих случаях:

- при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

- если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;

- для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством помещения денег;

- при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них являются цена на единицу блага в данный момент. Изменение цены (P) означает движение по кривой спроса (вверх-вниз).

Объем спроса является потоком, изменяющимся во времени. Поэтому всегда необходимо определять, к какому периоду времени относится данная величина спроса. Кроме того, нужно представлять условия, при которых формируется данный объем спроса, т. е. знать факторы спроса. Таких факторов существует множество. Приведем главные из них:

а — часть объема спроса, определяемая экзогенно или переменными, специально не упомянутыми в функции спроса;

Р,, Р2,...Р10 — коэффициенты функции спроса, иллюстрирующие предельное влияние каждой независимой переменной на количество запрашиваемого блага;

Р. — цена товара г;

Ps — средняя цена товаров-субститутов (заменителей);

Р — средняя цена товаров-комплементов (дополняющих товары);

А. — реклама по продвижению товара г;

А — реклама по продвижению товаров-субститутов;

Ас — реклама по продвижению товаров-комплементов;

/ — доход потребителей;

Г — вкусы и предпочтения потребителей;

Е — ожидания потребителей;

N — количество покупателей.

Зная основные факторы, влияющие на спрос, изобразим функцию спроса:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: