Совокупное предложение (АS) и его график. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения

Совокупный спрос и его кривая.


Совокупный спрос (АD) – это реальный объем национального производства, который потребители предприятий и государство готовы купить при различных уровнях цен.

АD представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке.

АD = с + i + g + x,

где с – совокупный спрос домохозяйств;

i – спрос на капитальное оборудование;

g – спрос на товары и услуги со стороны государства;

х – чистый экспорт, т.е. разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Факторы, определяющие АD делятся на две группы:

1. Факторы, которые определяют спрос на отдельный товар – доход потребителей; вкусы потребителей; цены на товары-заменители;

2. Факторы, влияющие не на отдельный товар, а на национальный доход (НД) – если НД растет, то и АD растет. НД в свою очередь зависит от предложения денег, находящихся в обороте (М) и скорости оборота денег (v). Эти же факторы влияют на совокупный спрос:

АD = f (М, v)

В соответствии с количественной теорией денег, которая подключает к анализу уровень цен (р), совокупный спрос определяется:

АD = (М * v) / р

Значение АD находится в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег и в обратной зависимости от совокупной цены.

Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов (Все эти эффекты связаны с изменением уровня цен.):

повышения уровня процентной ставки, т.е. цены использования ссуды;

– «эффекта кассовых остатков» или «эффекта богатства»;

эффекта импортных товаров: при росте цен внутри страны, спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные – растет;

Рисунок 2 –

Неценовые факторы смещают саму кривую АD либо вправо – спрос увеличивается (А1D1), либо влево – спрос уменьшается (А2D2).

К неценовым факторам относятся:

1) изменение потребительских расходов, связанных с изменением уровня благосостояния потребителя;

2) изменения в инвестиционных расходах, т.е. в объеме закупок средств производства;

3) изменение государственных расходов.



АS – это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен.

АS может быть приравнено к величине ВНП или к величине НД.

НД / АS = ВНП = НД

Среди ценовых факторов, влияющих на АS, выд еляют с одной стороны те, которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара (технология производства, издержек и т.д.) услуг (микроуровень), с другой стороны на способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства (земля, труд, капитал) (макроуровень).

Увеличение количества или повышение качества факторов производства приводит к росту производственных мощностей и к росту АS.

График совокупного предложения состоит из трех частей:

1) горизонтальная – когда производство растет при неизменном уровне цен;

2) восходящая – когда увеличивается объем национального продукта и растут цены;

3) вертикальная – когда экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.

Рисунок 3 –

Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен: более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение, более низкие цены сокращают производство и предложение товаров.

На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы.

Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного спроса АS, то неценовые - смещают кривую вправо при уменьшении предложения (А1S1), и влево при его увеличении (А2S2).

Рисунок 4 –

К неценовым факторам относятся те, которые могут изменять издержки:

1) цены на ресурсы (земля, труд и т.д.) – их повышение увеличивает издержки производства, поэтому понижает совокупное предложение (кривая смещается влево); снижение цен вызывает обратную ситуацию;

2) рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым кривая совокупного предложение сместится вправо;

3) правовое регулирование (налоги, субсидии и т.д.) – если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится и кривая сместится влево, и наоборот.

Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос = совокупному предложению. В реальной ситуации оно нарушается.

Варианты отклонений:

1. Допустим, совокупный спрос превышает совокупное предложение (АD > АS), и чтобы выйти на равновесие возможны два варианта:

а) не изменяя объем производства повысить цены;

б) расширить выпуск продукции – но повышение выпуска продукции приводит к росту издержек производства и росту цен, поэтому новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объема производства и уровня цен.

Вывод: НД будет расти.

2. Совокупный спрос меньше совокупного предложения (АD < АS), возможны два варианта:

а) сократить производство;

б) оставить выпуск без изменения, но понизить цены.

Вывод: НД будет расти.

3. Допустим, что возросло совокупное предложение (АS↑), т.е. фирмы предлагают товаров больше, чем их могут купить потребители по существующим ценам. В результате уровень цен упадет, а объем продаж и выпуск товаров возрастет.

Вывод: как это повлияет на НД неизвестно, т.к. изменение количества продукции (Q) и цен (р) происходят в разных направлениях.

4. Допустим, что совокупный спрос упал (АD↓); в этом случае уменьшится и выпуск продукции и цены. Уменьшение уровня цен будет превалировать до тех пор, пока не начнутся увольнения рабочих.

Вывод: это приводит к снижению НД.


3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению.


Потребление – это главная составляющая совокупных расходов.

Источником потребления (С) является располагаемый доход (D1).

Сбережения – это та часть дохода, которая не потребляется.

Как потребление, так и сбережения находятся в непосредственной зависимости от уровня дохода и испытывают на себе влияние одних и тех же факторов, т.е.:

Доход = Сбережения + Потребление;

Потребление = Доход – Сбережения;

Сбережения = Доход – Потребление.

Различают среднюю склонность к потреблению (АРС) и среднюю склонность к сбережению (АРS).

Средняя склонность к потреблению (АРС) – это отношение потребления к доходу, выраженное в процентах:

АРС = потребление / доход * 100%.

Средняя склонность к сбережению (АРS) – это отношение сбережений к доходу, выраженное в процентах:

АРS = сбережение / доход * 100%.

Связь между располагаемым доходом и потреблением называется функцией потребления.

Зависимость сбережений от располагаемого дохода называется функцией сбережения.

Доход людей может изменяться (расти или падать). Поэтому важно знать, какую долю из этой части дохода люди потребляют, а какую сберегают.

Доля или часть прироста (сокращения) дохода, которая потребляется, называется предельной склонностью к потреблению (МРС):

МРС = изменение в потреблении / изменение в доходе * 100%.

Доля любого прироста (сокращения) дохода, которая идет на сбережение, называется предельной склонностью к сбережению (МРS):

МРS = изменение в сбережениях / изменение в доходе * 100%.

Сумма МРС и МРS для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна всегда быть равной единице.

Т.е.. прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения. Поэтому потребленная доля МРС и сбереженная доля МРS должны поглотить весь прирост дохода:

МРС + МРS = 1.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: