Совокупный спрос и его кривая.
Совокупный спрос (АD) – это реальный объем национального производства, который потребители предприятий и государство готовы купить при различных уровнях цен.
АD представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке.
АD = с + i + g + x,
где с – совокупный спрос домохозяйств;
i – спрос на капитальное оборудование;
g – спрос на товары и услуги со стороны государства;
х – чистый экспорт, т.е. разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.
Факторы, определяющие АD делятся на две группы:
1. Факторы, которые определяют спрос на отдельный товар – доход потребителей; вкусы потребителей; цены на товары-заменители;
2. Факторы, влияющие не на отдельный товар, а на национальный доход (НД) – если НД растет, то и АD растет. НД в свою очередь зависит от предложения денег, находящихся в обороте (М) и скорости оборота денег (v). Эти же факторы влияют на совокупный спрос:
|
|
АD = f (М, v)
В соответствии с количественной теорией денег, которая подключает к анализу уровень цен (р), совокупный спрос определяется:
АD = (М * v) / р
Значение АD находится в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег и в обратной зависимости от совокупной цены.
Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов (Все эти эффекты связаны с изменением уровня цен.):
– повышения уровня процентной ставки, т.е. цены использования ссуды;
– «эффекта кассовых остатков» или «эффекта богатства»;
– эффекта импортных товаров: при росте цен внутри страны, спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные – растет;
Рисунок 2 –
Неценовые факторы смещают саму кривую АD либо вправо – спрос увеличивается (А1D1), либо влево – спрос уменьшается (А2D2).
К неценовым факторам относятся:
1) изменение потребительских расходов, связанных с изменением уровня благосостояния потребителя;
2) изменения в инвестиционных расходах, т.е. в объеме закупок средств производства;
3) изменение государственных расходов.
АS – это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен.
АS может быть приравнено к величине ВНП или к величине НД.
НД / АS = ВНП = НД
Среди ценовых факторов, влияющих на АS, выд еляют с одной стороны те, которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара (технология производства, издержек и т.д.) услуг (микроуровень), с другой стороны на способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства (земля, труд, капитал) (макроуровень).
|
|
Увеличение количества или повышение качества факторов производства приводит к росту производственных мощностей и к росту АS.
График совокупного предложения состоит из трех частей:
1) горизонтальная – когда производство растет при неизменном уровне цен;
2) восходящая – когда увеличивается объем национального продукта и растут цены;
3) вертикальная – когда экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.
Рисунок 3 –
Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен: более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение, более низкие цены сокращают производство и предложение товаров.
На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы.
Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного спроса АS, то неценовые - смещают кривую вправо при уменьшении предложения (А1S1), и влево при его увеличении (А2S2).
Рисунок 4 –
К неценовым факторам относятся те, которые могут изменять издержки:
1) цены на ресурсы (земля, труд и т.д.) – их повышение увеличивает издержки производства, поэтому понижает совокупное предложение (кривая смещается влево); снижение цен вызывает обратную ситуацию;
2) рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым кривая совокупного предложение сместится вправо;
3) правовое регулирование (налоги, субсидии и т.д.) – если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится и кривая сместится влево, и наоборот.
Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос = совокупному предложению. В реальной ситуации оно нарушается.
Варианты отклонений:
1. Допустим, совокупный спрос превышает совокупное предложение (АD > АS), и чтобы выйти на равновесие возможны два варианта:
а) не изменяя объем производства повысить цены;
б) расширить выпуск продукции – но повышение выпуска продукции приводит к росту издержек производства и росту цен, поэтому новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объема производства и уровня цен.
Вывод: НД будет расти.
2. Совокупный спрос меньше совокупного предложения (АD < АS), возможны два варианта:
а) сократить производство;
б) оставить выпуск без изменения, но понизить цены.
Вывод: НД будет расти.
3. Допустим, что возросло совокупное предложение (АS↑), т.е. фирмы предлагают товаров больше, чем их могут купить потребители по существующим ценам. В результате уровень цен упадет, а объем продаж и выпуск товаров возрастет.
Вывод: как это повлияет на НД неизвестно, т.к. изменение количества продукции (Q) и цен (р) происходят в разных направлениях.
4. Допустим, что совокупный спрос упал (АD↓); в этом случае уменьшится и выпуск продукции и цены. Уменьшение уровня цен будет превалировать до тех пор, пока не начнутся увольнения рабочих.
Вывод: это приводит к снижению НД.
3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению.
Потребление – это главная составляющая совокупных расходов.
Источником потребления (С) является располагаемый доход (D1).
Сбережения – это та часть дохода, которая не потребляется.
Как потребление, так и сбережения находятся в непосредственной зависимости от уровня дохода и испытывают на себе влияние одних и тех же факторов, т.е.:
Доход = Сбережения + Потребление;
Потребление = Доход – Сбережения;
Сбережения = Доход – Потребление.
Различают среднюю склонность к потреблению (АРС) и среднюю склонность к сбережению (АРS).
Средняя склонность к потреблению (АРС) – это отношение потребления к доходу, выраженное в процентах:
|
|
АРС = потребление / доход * 100%.
Средняя склонность к сбережению (АРS) – это отношение сбережений к доходу, выраженное в процентах:
АРS = сбережение / доход * 100%.
Связь между располагаемым доходом и потреблением называется функцией потребления.
Зависимость сбережений от располагаемого дохода называется функцией сбережения.
Доход людей может изменяться (расти или падать). Поэтому важно знать, какую долю из этой части дохода люди потребляют, а какую сберегают.
Доля или часть прироста (сокращения) дохода, которая потребляется, называется предельной склонностью к потреблению (МРС):
МРС = изменение в потреблении / изменение в доходе * 100%.
Доля любого прироста (сокращения) дохода, которая идет на сбережение, называется предельной склонностью к сбережению (МРS):
МРS = изменение в сбережениях / изменение в доходе * 100%.
Сумма МРС и МРS для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна всегда быть равной единице.
Т.е.. прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения. Поэтому потребленная доля МРС и сбереженная доля МРS должны поглотить весь прирост дохода:
МРС + МРS = 1.