Тема 7. Государственное регулирование экономики. Социальная политика государства

Рисунок 6.1 Кривая Лаффера

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены в следующих формах:

1. Установление налогонеоблагаемого минимума.

2. Исключение из облагаемого налога некоторых расходов или некоторых доходов.

3. Уменьшение налоговой ставки.

4. Предоставление налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит — доля стоимости инвестиций (обычно строго определенного рода), вычитаемая из суммы налоговых обязательств компании. Согласно ст. 66 НК РФ представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии указанных в законе оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам. Налоговый кредит - налоговая льгота, направленная:

· на изменение срока исполнения налогового обязательства;

· на снижение налоговой ставки; или

· на возврат ранее уплаченного налога; или

· на зачет ранее уплаченного налога; или

· на замену уплаты налога натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).

5. Возврат ранее выплаченных налогов.

6. Полное освобождение от уплаты налогов и т.д.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Меры государства (правительства) по изменению государственных расходов, налогов, состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, экономического неинфляционного роста, равновесия платежного баланса.

Виды бюджетно-налоговой политики:

I. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия).

1. В краткосрочной перспективе цель – преодоление циклического спада. Инструменты:

a) увеличение государственных расходов,

b) снижение налогов,

c) комбинация а) и b).

2. В долгосрочной перспективе цель – экономический рост. Снижение налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Инструменты:

a) Проведение комплексной налоговой реформы;

b) Ограничительная кредитно-денежная политика ЦБ;

c) Оптимизация структуры государственных расходов.

II. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция). Цель – ограничение циклического подъема. Инструменты:

a) уменьшение государственных расходов,

b) повышение налогов,

c) комбинация а) и b).

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса, однако ценой увеличения безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе возможен спад совокупного предложения и стагфляция.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате сознательных мероприятий государства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса в результате циклических колебаний. Эта политика предполагает автоматическое увеличение или уменьшение чистых налоговых поступлений в госбюджет. Увеличение – в период роста ВВП, уменьшение – в период уменьшения ВВП. Считается, что такое изменение чистых налоговых поступлений оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления – общие налоговые поступления в бюджет минус сумма трансфертов, выплаченных государством (правительством).

При дискреционной политике для стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит государственного бюджета (расходы государства растут, например, из-за финансирования создания новых рабочих мест либо налоги снижаются для стимулирования бизнеса). В период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика осложняется проблемой временных лагов.

При недискреционной политике бюджетные дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов.

Автоматический (встроенный) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства. Они смягчают негативное воздействие временных лагов, так как включаются без непосредственного вмешательства правительства.

Чаще всего в этой роли выступают:

a) прогрессивная система налогообложения;

b) система государственных трансфертов (в том числе, страхование по безработице);

c) система участия в прибылях.

Степень встроенной стабильности экономии зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков. Именно они выполняют функции автоматических амортизаторов колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического спада налоги падают, а трансферты растут. Это ограничивает глубину спада, так как на фоне общего падения происходит относительный рост совокупного спроса.

Однако степень встроенной стабильности противоречит другой, долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики – укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и экономического роста.

Стимулы к инвестированию и труду сильнее при снижении ставок налогообложения. Однако, такое снижение сопровождается сокращением циклического бюджетного дефицита (излишка) и следовательно, снижением степени встроенной стабильности экономики.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, а только ограничивают размах этих колебаний. Встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача 1.

Государственные закупки равны 500 ден.ед. Налоги составляют 0,4 дохода (ВНП). Трансферты – 0,2 дохода. Уровень цен постоянный (равен 1). Федеральный долг составляет 1000 ден.ед. Проценты по госдолгу – 10%. ВНП реальный составляет 2000 ден.ед. ВНП потенциальный составляет 2500 ден.ед. Найти сальдо государственного бюджета, величину структурного дефицита, величину циклического дефицита.

Решение.

Расходы госбюджета = госзакупки+трансферты+расходы по обслуживанию долга = 500+0,2*2000+0,1*1000=1000

Доходы госбюджета = налоги = 0,4*2000=800

Дефицит фактический = 800-1000=-200

Структурный дефицит = 0,4*2500 – (500+0,2*2500+0,1*1000) = -100

Циклический дефицит = -200 – (-100) = -100

Ответ: Сальдо государственного бюджета равно – 200 ден.ед, структурный дефицит составляет 100 ден.ед., циклический дефицит составляет 100 ден.ед.

Задача 2.

Государственные закупки равны 700 ден.ед. Налоги – 0,4 дохода (ВНП). Трансферты – 0,3 ВНП. Уровень цен равен 1. Госдолг равен 1500 ден.ед. Процент по госдолгу – 10%. ВНП фактический равен 2500, а ВНП потенциальный равен 3000 ден.ед. Найти величину структурного дефицита.

Решение.

Решение аналогичное.

Структурный дефицит =

0,4*3000–(700+0,3*3000+0,1*1500) = 1200‑1750=-550

Ответ: Структурный дефицит составляет 550 ден.ед.

Задача 3.

Чистый экспорт равен (-30) ден.ед. Налоговые поступления составляют 40 ден.ед. Потребительские расходы равны 250 ден.ед. Выпуск (Y) составляет 500 ден.ед. Все сбережения равны 220 ден.ед. Найти сальдо государственного бюджета.

Решение.

Y=C+G+I+Xn=500

G+I=500-[250+(-30)] = 280

S=I=220

G=280-220=60

Сальдо государственного бюджета = 40-60 = -20

Ответ: Сальдо государственного бюджета равно -20 ден.ед. (дефицит государственного бюджета составил 20 ден.ед.).

Задача 4.

Обозначим доход как Y.

Потребительские расходы = -100+0,8 располагаемого дохода.

Инвестиции равны 200 ден.ед.

Государственные расходы равны 800 ден.ед.

Ставка налога равна 0,2.

Что произойдет, если правительство будет балансировать государственный бюджет путем увеличения налоговой ставки и сокращения государственных расходов?

Решение.

Y=C+I+G

Y=[-100+0,8*(Y-0,2Y)]+200+800

Y=2500

Доходы госбюджета = 0,2*2500=500

Дефицит государственного бюджета = 500-800=-300

Ответ: Если правительство будет повышать налог и сокращать госрасходы, то Y упадет ниже равновесного (ниже 2500 ден.ед).

Государство с необходимостью вмешивается в функционирование всех экономических систем. Оно определяет правовую основу национальной экономики е ее социальную среду. Оно перераспределяет доходы и ресурсы, контролирует уровень занятости и инфляции. Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, применяемых в целях стабильного развития национальной экономики.

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Государство – субъект рыночных отношений наряду с другими субъектами: домашними хозяйствами, фирмами, внешним миром. Особенности этого субъекта – в том, что

1) Государство выступает как представитель, выразитель интересов общества.

2) Государство представляется совокупностью соответствующих организаций. Прежде всего - это взаимосвязанная иерархическая система органов управления экономическими и общественными процессами.

3) Прерогативой государства является установление и поддержание определенных институтов (законов, процедур, норм). Процедуры устанавливают порядок, последовательность, права и обязанности участников экономического процесса. Нормы фиксируют обязательные экономические параметры (минимальную заработную плату, курс обмена валюты и др.). Установленные государством условия носят обязательный характер для всех экономических субъектов. Государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. Законы определяют требования государства к экономическим агентам. Они (требования) могут принимать форму:

a) Ограничений или запретов;

b) Предписаний или обязательных действий экономических агентов (например, обязательность регистрации для занятия предпринимательством или обязательность получения лицензии для определенного вида деятельности).

4) Государство является необычным рыночным субъектом, так как не руководствуется рыночными принципами деятельности (к нему далеко не всегда применимы принципы рационального поведения экономического субъекта, так как принципы максимизации прибыли или эквивалентности обмена далеко не всегда в деятельности государства являются определяющими). Целью чаще всего является согласование интересов различных социальных слоев, обеспечение экономического роста и т.п.

Основание вмешательства государства в экономику – так называемые «провалы рынка» (см. курс «Микроэкономика»). К ним относятся проявления действия рыночного механизма, которые побуждают субъектов рынка принимать экономические решения неоптимальные или нежелательные для общества:

1. Тенденция к монополизации.

2. Ассиметрия информации в экономической среде.

3. Неспособность производить общественные блага.

4. Неравенство в распределении доходов.

5. Невозможность устранения экстерналий и др.

Следует не забывать, что наряду с «провалами рынка» существуют «провалы государства» - проблемы, которые не в состоянии решить государство, возможность принятия государственными органами решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества.

Логично предположить, что государство должно сосредоточить усилия на тех проблемах, которые не в состоянии решить рынок.

· Производство общественных благ.

· Регулирование естественных монополий. Контроль за ценами, качеством продукции.

· Разработка политики доходов. Устранение чрезмерного социального неравенства. Установление минимума заработной платы, индексация доходов, налоговое выравнивание доходов и т.д.

· Регулирование экстерналий. Установление определенных норм. Охрана окружающей среды.

· Поддержание макроэкономической стабильности и сглаживание экономического цикла.

Функции государства в экономике можно разделить на два блока.

1. Административно-правовые функции, выражающиеся в законодательной деятельности, административном управлении и защите определенных норм и процедур, создающих благоприятные условия экономической деятельности. Государство призвано создавать стабильные и благоприятные условия для деятельности экономических субъектов. Следует особо подчеркнуть, что государство, хотя и является источником экономического законодательства, обязано действовать согласно установленным им же законам, то есть оно включено в правовую систему наряду с другими субъектами. Административно-правовые функции государства являются первичными по отношению к экономическим функциям. Экономические функции государства в основном опираются на его административно-правовые функции. Административно-правовые функции представлены:

a) В законодательном обеспечении экономической деятельности (принятие законов, установление норм и процедур);

b) В контроле за соблюдением законов, применении санкций за их нарушение;

c) В принятии и выполнении принудительных административных решений по отношению к экономическим субъектам (разукрупнение монополий и т.п.).

2. Экономические функции:

a) Воздействие на других экономических субъектов путем регулирования цен (в том числе труда – установление минимума заработной платы), валютного курса, денежной эмиссии и др.

b) Непосредственная хозяйственная деятельность – государственный сектор экономики.

c) Перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и др.

Исходя из выше изложенного, можно разделить функции государства как экономического агента на следующие группы:

1. Аллокационные (распределение ресурсов для достижения заданных целей). Государство ограничивает производство товаров с негативными внешними эффектами или с помощью субсидий способствует производству благ, обладающих достоинствами с точки зрения общества. Аллокация ресурсов осуществляется:

a) прямо (с помощью государственных инвестиций);

b) косвенно (посредством налогов и субсидий).

2. Дистрибутивная (распределительная) – перемещение результатов экономической деятельности, доходов от одних индивидуумов к другим (например, выплата пособий нетрудоспособным за счет обложения налогом трудоспособных).

3. Стабилизационная. Поддержание макроэкономического равновесия.

Перечисленные функции взаимосвязаны. И аллокационная, и распределительная функции состоят в том, что государство меняет направленность финансовых потоков, порождаемых и регулируемых рынком. Аллокационная функция касается в большей степени потоков между отраслями и предприятиями. Распределительная касается потоков между отдельными лицами. Политика перераспределения сказывается на макроэкономической стабильности. Любые алллокационные действия имеют распределительный аспект. Например, государственная поддержка отрасли повышает доходы работников, которые в ней заняты, за счет занятых в других отраслях.

Основные экономические задачи государства в рамках главной цели – обеспечении стабильного развития экономики:

1. Обеспечение правовой и социальной среды эффективного функционирования экономики.

2. Поддержание макроэкономического равновесия.

3. Поддержание рыночной конкуренции.

4. Перераспределение доходов.

5. Перераспределение ресурсов.

6. Контроль уровня занятости и инфляции.

7. Стимулирование экономического роста.

8. Проведение эффективной внешнеэкономической политики и др.

Соответственно перечисленным задачам объектами государственного экономического регулирования являются:

1. Экономический цикл.

2. Структура национальной экономики (в том числе в отраслевом и региональном разрезах).

3. Занятость.

4. Денежное обращение.

5. Платежный баланс.

6. Состояние конкурентной среды.

7. Распределение доходов.

8. Социальная проблемы и т.д.

Государство располагает как прямыми, так и косвенными рычагами воздействия. К прямым средствам государственного воздействия относятся:

· Административные средства.

· Целевое финансирование.

· Государственные закупки.

· Государственное предпринимательство и др.

К средствам косвенного государственного регулирования относятся:

· Денежно-кредитная политика.

· Бюджетно-налоговая политика.

· Внешнеэкономическая политика.

· Социальная политика и др.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В ЭКОНОМИКЕ

Структура государственной собственности весьма многообразна и не сводится к государственным предприятиям и акциям, принадлежащим государству в АО. Тенденция развития структуры объектов собственности, их значимость для экономического роста свидетельствуют о возрастании роли невещественных объектов собственности (в том числе финансовых активов).

В состав государственной собственности входят:

1. Имущество унитарных предприятий;

2. Акционерный капитал, принадлежащий государству;

3. Государственные финансовые ресурсы;

4. Природные ресурсы (включая землю).

Под экономической реализацией собственности имеется в виду получение экономической или социальной выгоды от ее использования. Для реализации прав собственности необходимо наличие организационных, экономических и правовых условий.

Предпосылки, обеспечивающие экономическую реализацию собственности в рыночной системе:

1. Наличие рыночной инфраструктуры;

2. Разработка системы юридических норм, принуждающих соблюдать права собственности и исполнять обязательства;

3. Формирование эффективной системы контроля за соблюдением прав собственности со стороны и участников сделки, и государства (в дополнение к системе правовых норм).

Для экономической реализации государственной собственности выше перечисленного недостаточно. Особенность реализации государственной собственности состоит в том, что

I. Выгода собственника-государства как представителя общества отличается по своему характеру от выгоды, получаемой в результате других форм собственности. О степени реализации интересов собственника-общества можно судить по качеству выполнения государством своих функций. Показатели:

1. Доходы от собственности;

2. Состояние и качество государственной медицины;

3. Состояние и качество государственного образования;

4. Состояние и качество социальной защиты;

5. Уровень жизни большинства населения;

6. Уровень цен на услуги естественных монополий;

7. Качество охраны общественного порядка;

8. Качество охраны окружающей среды и т.д.

II. Собственник отделен от управления собственностью, что означает:

1. Управление государственной собственностью возможно только на основе делегирования полномочий собственника органам государственной власти.

2. Многоуровневый характер управления государственной собственностью.

Органы государственной власти занимают монопольное положение в структуре управления государственной собственностью. Они обладают доступом к информации, возможности контроля и т.д.

Существенное отличие госсектора от частного в том, что государство может финансировать свои расходы не только за счет доходов со своего капитала, но и за счет налоговых поступлений. Основная часть средств направляется при этом не на увеличение капитала, а на решение текущих задач перераспределения и производства общественных благ.

МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Кейнсианская модель. Проблема: как сочетать занятость и экономический рост. По Кейнсу занятость является функцией от потребления и инвестиций. Так как функция потребления является устойчивой, то внимание государства должно быть сосредоточено на стимулировании инвестиций. Недостаточный спрос населения, отстающий, в силу основного психологического закона, от роста доходов следует компенсировать увеличением инвестиционного спроса.

Прирост инвестиций зависит от:

· ожидаемой прибыли;

· уровня банковского процента.

Следовательно, инструментами государственного регулирования инвестиционного спроса должны быть кредитно-денежные и бюджетно-налоговые инструменты:

1. Кредитно-денежные инструменты:

· Изменение количества денег с помощью операций на открытом рынке, ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов;

· Понижение процентов по депозитам, что способствует увеличению потребления, делая невыгодными вклады в банки.

2. Бюджетно-налоговые инструменты:

· Перераспределение национального дохода в пользу государства путем роста налоговых ставок. Средства, изъятые с помощью налогов, направляются государством на расширение инвестиционного спроса и увеличение занятости.

· Бюджетное финансирование нерентабельных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, выплату субсидий.

В рамках кейнсианской модели допускается дефицитное финансирование. Темпы инфляции регулируются государством, так как именно оно определяет размеры бюджетного дефицита и денежной эмиссии. Бюджетное расширение спроса выступает одним из решающих факторов уменьшения безработицы. Следовательно, оно, помимо решения чисто экономических проблем, способствует снятию и социальных противоречий.

Монетарные модели.

Концепция экономики предложения. Отказ от воздействия на воспроизводство через спрос. Использование косвенных мер воздействия на процесс производства, на предложение. Экономический рост рассматривается как функция накопления капитала, которое осуществляется из двух источников:

· за счет собственных средств (капитализации части прибыли);

· за счет кредита.

Следовательно, необходимо создание благоприятных условий для процесса накопления капитала и повышения эффективности производства.

Основными препятствиями в данной ситуации являются высокие налоги, которые ведут к изъятию прибыли, и инфляция, которая затрудняет и удорожает кредит.

Предлагаемые меры:

· предоставление налоговых льгот предпринимателям и соответствующие налоговые реформы;

· проведение антиинфляционных мероприятий по сценарию монетаристов (жесткая рестриктная денежно-кредитная политика, переход от дискреционной денежной политики к политике денежного таргетирования);

· сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса, отказ от широких социальных программ (обоснование: сокращение налогов уменьшает поступления в бюджет);

· политика дерегулирования – устранение целого ряда прямых форм государственной регламентации экономики, либерализация антитрестовского законодательства, отказ от регламентаций по ценам и заработной плате.

Рестриктная денежно-кредитная политика – жесткая ограничительная политика.

Таргетирование (от лат целеполагание) – органы монетарного управления устанавливают цель по темпу роста инфляции и затем добиваются, чтобы фактическая инфляция соответствовала целевой. Монетарные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют имеющиеся в их распоряжении средства для его достижения. Механизм инфляционного таргетирования:

· ЦБ прогнозирует предстоящую динамику инфляции;

· прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которые желательно обеспечить;

· разница между прогнозом и целью показывает необходимые масштабы корректировки денежно-кредитной политики.

Режим инфляционного таргетирования возможен лишь при выполнении следующих условий:

1. ЦБ должен иметь достаточную степень независимости. Он должен располагать свободой в выборе инструментов монетарной политики, с помощью которых планируется достижение целевого показателя инфляции. Для того чтобы выполнялось это условие бюджетно-налоговая политика не должна оказывать никакого влияния на денежно-кредитную политику.

2. Монетарные власти должны отказаться от таргетирования ряда других экономических показателей (таких, как заработная плата, уровень занятости, валютный курс). Например, если страна проводит политику фиксированного валютного курса, то она не сможет одновременно использовать инфляционное таргетирование.

Теория рациональных ожиданий. Центральная идея – экономические агенты, используя имеющуюся информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. Рынки товаров и факторов производства являются высоко конкурентными, цены гибко реагируют на любые изменения. Однако экономические агенты могут принимать и неверные решения из-за неадекватной оценки имеющейся информации. Это случается, когда правительство принимает неожиданные решения. Поэтому государство должно отказаться от конъюнктурной антициклической политики. Такая политика не может обеспечить длительное равновесие.

Неэффективность кейнсианской, и, в меньшей степени, монетаристской политики заключается в ее нестабильности, непредсказуемости факторов, определяющих принятие экономическими агентами решений. Необходимо создание стабильных правил, обеспечивающих предсказуемость действий правительства. Например, в рамках описываемой модели предлагался порядок, в соответствии с которым решения, принимаемы правительством, должны вступать в действие только через два года после их принятия. Это позволит предотвратить принятие конъюнктурных, неожиданных для экономических агентов решений.

Любая модели стабилизационной политики при своем осуществлении сталкивается с рядом проблем:

· существование временнЫх лагов фискальной и монетарной политики;

· несовершенство экономической информации;

· экономические ожидания;

· неоднозначность исторических аналогий.

ВременнЫе лаги:

1. Внутренний лаг – промежуток времени между экономическим сигналом и моментом принятия ответных мер экономической политики. Эти лаги характерны в большей степени для фискальной политики: меры бюджетно-налоговой политики предполагают длительную процедуру обсуждения в парламенте, в то время как изменение курса денежно-кредитной политики может быть осуществлено по решению ЦБ.

2. Внешний лаг – промежуток времени между моментом принятия меры экономической политики и моментом появления результатов от нее. Эти лаги в большей степени характерны для денежно-кредитной политики, так как денежно-кредитные институты воздействуют на совокупный спрос через передаточный механизм, что требует определенных временнЫх затрат. Инвестиционные проекты составляются фирмами заблаговременно и не могут мгновенно реагировать на изменение процентной ставки.

В среднем лаги фискальной и монетарной политики поставляют 1-2 года. В результате меры, принятые, например, до начала циклического спада, выходят на пик своего воздействия в противоположной фазе цикла, что усиливает амплитуду колебаний.

Эта проблем частично может быть решена за счет автоматических стабилизаторов экономики. Автоматический (встроенный) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний, не прибегая к частым изменениям экономической политики. Он смягчает негативное воздействие временнЫх лагов, так как включается без непосредственного вмешательства правительства. Чаще всего в этой роли выступают:

· прогрессивная система налогообложения;

· система государственных трансфертов;

· система участия в прибылях.

Проблема учета экономических ожиданий при разработке модели экономической политики в том, что, с одной стороны, от ожиданий зависят результаты макроэкономического регулирования, а с другой – сами ожидания определяются мерами экономической политики. Обратное воздействие политики на формирование ожиданий сложно формализовать и просчитать.

Модели экономической политики можно подразделить на активные и пассивные. Кейнсианские модели – модели активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Эта нестабильность связана с недостаточной гибкостью рынка труда, недостаточной гибкостью заработной платы и цен. В неоклассических моделях (в том числе монетаристских) макроэкономическая политика всегда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние равновесия. Государственное вмешательство лишь усиливает экономическую нестабильность, а потому должно быть сведено к минимуму.

Активная и пассивная модели не тождественны политике твердого курса и произвольной макроэкономической политике. Политика твердого курса – последовательная экономическая политика. Предполагается, что меры, которые могут быть приняты в той или иной ситуации, выбраны заранее. Твердый курс означает, что меры правительства и ЦБ ограничиваются рамками выбранных целевых ориентиров и не меняются в соответствии с текущей конъюнктурой. Произвольная экономическая политика является непоследовательной. Правительство и ЦБ дают оценку сложившейся ситуации и в каждый данный момент выбирают подходящий образ действий. Количественные рамки, ограничивающие возможности правительства и ЦБ по изменению государственных расходов, налогов, денежной массы отсутствуют.

Опыт свидетельствует, что предпочтительной является политика твердого курса:

1. Последовательная экономическая политика снижает риск принятия некомпетентных решений. Такое решение может возникнуть не столько из‑за некомпетентности конкретных лиц, сколько вследствие:

a) результата столкновения интересов различных социальных групп;

b) несовершенства и неполноты информации.

2. Последовательная экономическая политика снижает влияние политического цикла на динамику занятости, выпуска и инфляции.

3. Последовательная экономическая политика способствует укреплению доверия к правительству и ЦБ.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Социальная политика – часть государственной политики, связанная с воздействием на условия жизни населения. Это одно из направлений деятельности государства по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Социальная политика государства направлена

· на создание социальных гарантий

· формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Социальная политика включает:

1. Политику регулирования доходов.

2. Политику регулирования занятости.

3. Социальное обеспечение.

4. Политику в области образования и здравоохранения.

5. Жилищную политику и др.

Цель социальной политики – поддержание и развитие человека, который является высшей ценностью любого общества. Степень и механизм реализации этой цели зависит от:

· политического строя общества;

· уровня развития национальной экономики;

· особенностей национальной истории, культуры, традиций.

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1. Стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2. Сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3. Поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов-

4. Развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики. Социальное партнерство предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.

Социальная политика может воздействовать на экономическое развитие страны как положительно, так и отрицательно. Неэффективная социальная политика может привести к социальной дестабилизации и деградации.

Факторы социальной дестабилизации:

1. Глубокое имущественное расслоение населения по регионам и в обществе в целом.

2. Высокая безработица.

3. Криминализация общества и экономики.

Деградация – утрата субъектом или обществом ранее привычного уровня цивилизации. Признаки деградации:

1. Ухудшение условий и культуры труда.

2. Изменение трудовой мотивации, превращение труда из фактора жизненного успеха в фактор выживания.

3. Снижение качества трудового потенциала.

4. Сокращение объектов социально-бытовой сферы.

5. Снижение нравственности и морали и т.д.

Основной индикатор деградации – ухудшение качества населения:

· повышение уровня смертности, снижение продолжительности жизни;

· увеличение хронических заболеваний;

· увеличение инвалидности и т.п.

Основная функция экономической политики с социальной точки зрения – обеспечение заинтересованности работников в повышении эффективности их деятельности. Экономическое развитие должно обеспечивать социальную устойчивость и повышение уровня и качества жизни. Следовательно, экономика должна быть социально ориентирована.

Социальная устойчивость предполагает:

· стабильность цен;

· определенные пределы имущественной дифференциации общества;

· равные стартовые условия для всех;

· равный доступ к общественным благам;

· развитую систему социальной защиты.

Социально ориентированная экономика означает, что

1. Повышение экономического и социального положения людей должно осуществляться в соответствии с ростом их экономической активности.

2. Доходы, а, следовательно, потребление должно быть обусловлено результатами труда и оптимально дифференцировано.

3. Доля социальных расходов в госбюджете должна быть оптимальна, а бизнес должен быть привлечен к финансированию социальной сферы.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

Для оценки распределения доходов среди населения используются:

· Кривая Лоренца;

· Коэффициент Джини;

· Коэффициент фондов;

· Коэффициент бедности.

Кривая Лоренца демонстрирует соотношение между численностью населения и объемом получаемого суммарного дохода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: