Понятие с-мы нац. счетов и принципы ее построения

Переход к системе национального счетоводства.

Преимущества новой Методологии:

1) Ед-во теор. и методологич. основ при расчетах эк. пок-лей.

2) Станд-ть в приемах и методах ведения учетов эк. операций

В силу этого обеспечилась сопоставимость макроэк. показ-лей. Повышается достоверность информации. Нац. счетоводство позволит охарактеризовать финансовую и экономическую систему данной страны. Завершает раздел наук нац. счетов построение СНС.

Суть СНС сводится к формированию обобщенных показателей функционирования эк-ки на разных стадиях воспроизв-ва и увязки этих показателей м-у собой. Каждая стадия произв. цикла (пр-во, образ-е дохода, первичное и вторичное распр-е доходов) соответствует счетная группа счетов. Эти счета являются счетчиками потоков, т.е. в них отражаются сквозное движение стоимости товаров на всех стадиях.

Счета разработаны как для нац. эк-ки, так и по секторам и регионам. Осн. принцип построения СНС – принцип двойной записи баланса. Сам НС по форме строится ввиде буквы «Т» и содержит две части. 1-ая часть – использование 2-ая часть ресурсы

Итоги операций в каждой части балансируются с помощью балансирующей статьи. Эта же статья явл-ся связующей для перехода к следующему расчету. Сама бал. статья не явл-ся операцией, а обеспечивает равенство м-у левой и правой частями.

Балансирующая статья – разность м-у объемом ресурсов и их исп-ем. Бал. статья – тот или иной макроэк. показатель. В счете производства балансовой статьей является ВВП. Первичный доход – ВНД. Вторичный доход – ВНРД.

Виды национальных счетов:

- текущие (это такие счета, операции с которыми начинаются и заканчиваются в текущем году: счет производства, счет доходов и т.д.)

- счета накопления (отражают операции не заканч. полностью в текущем году: финансовые, счета с капиталом и т.д.)

Ряд системы национальных счетов начинается со счета производства. Разница между стоимостью выпуском продукта и промежуточной потребностью равна ВВП данного года.

Счет производства.

Использование Ресурсы
1) Промежут. потр-е 2) ВВП в рын. ценах п.5 – п.6 1)Вексельный выпуск продуктов и услуг (в ценах произ-а). 2)Косвенные налоги на продукты 3)Субсидии на продукты 4)Чистые налоги на импорт 5)Валовой выпуск продуктов и услуг (в рыночных ценах) п.1 + п.2 – п.3 + п.4
Всего: (п.6 +п.7)  

Рез-том между продукцией и услугами и промежуточным потреблением явл-ся добавочной стоимостью. ВВП – балансирующая статья счета производства.

Счета доходов.

Счет образования доходов – задача этого счета в том, чтобы выделить все доходы, которые связаны с процессом производства (заработная плата работников, выплаты налогов государству на производство и импорт). Здесь идет речь о выплачиваемых доходах. Баланс статей этого счета является валовая прибыль экономики.

Схема взаимосвязи счета произ-ва и счета образования доходов.

Использование Ресурсы Методика расчета балансной статьи
счет промежуточное потребление     - оплата труда - чистые налоги на произ-во и импорт производства валовой выпуск продукции и услуг Валовой выпуск продукции и услуг – промежут. потр-е = ВВП   ВВП – оплата труда + ЧН на произ-во и импорт = Валовая прибыль эк-ки

Счет распр-я первичных доходов: цель этого счета в отражении того, как первичные доходы, созданные в процессе пр-ва продукции и услуг, распр-ся м-у хоз-ными субъектами вследствие участия в процессе пр-ва или владения собственностью. Здесь отраж-ся ф-р получения доходов (получ-е дох-в по труду работниками, получ-е налогов на продукцию и импорт орг-ями гос-ва, получ-е прибыли фирмами). В ресурсной части также будут: ВПЭ, оплата труда работников, чистые налоги на пр-во и импорт, доходы от собств-ти (дивиденды, проценты, рента). Балансовая статья этого счета – ВНД.

Счет распр-я втор-х дох-в: в этом счете показ-ся как разл. трансферты перераспр-ют первич. доходы в соотв-и с той соц-эк. пол-кой, кот. проводит гос-во. Все операции в этом счете – тр-ты.

Укрупненная классификация трансфертов:

1) Текущие налоги и бог-ва (подох. налог с з\п, налоги на землю, на прибыль фирм, на имущ-во, добров. взносы в обществ. органы и благотв. фонды).

2) Отчисления на социальное страхование (отчисления в пенсионные фонды, в программы социального страхования).

3) Социальные пособия (выплаты по болезни, стипендии).

4) Прочие другие трансферты (штрафы и пени налагаемые судами, выигрыши в лотерею).

Балансовая статья этого счета – ВНРД. Здесь находит отражение обмен гос-в трансфертами.

Счет исп-я располагаемого дохода: показывает какая часть дохода находится у домашних хоз-в, гос. учреждений, некоммерческих учреждений, пошла на накопление и потребление. Это счет показывает соотношение м-у накопление и распр-ем.

Использование Ресурсы
- расходы на конечное потребление дом. хоз-вами, некоммерческих и гос. учреждений. ВНРД

Балансовая статья – ВНС.

Счета накопления.

В счетах накопления мы имеем дело с активами. Активы:

- нефинансовые (осн. фонды, запасы мат. оборотных ср-в, объекты природопольз-я, лицензии, патенты, авторские права).

- финансовые (ден. нал-ть, ц.б, займы, монетарное золото)

6-ой в СНС и 1-ый в накоплении – счет операций с капиталлом – отражает процесс накопления нефинансовых активов.

Использование Ресурсы
Направление сбережений - валовое накопление основных фондов - вал. нак-е обор. фондов или прирост тов-мат. закупок - чистые покупки земли и немат. активов (отражает разницу между покупками и продажами) ВНС

Балансовая статья этого счета – чистые кредиты(+) или чистое заимствование(-).

Этот счет показывает какое количество финансовых ресурсов государство может предоставить остальному миру.

Финансовый счет (завершительный счет) – отражает операции с финансовыми активами. Данный счет не имеет балансной статьи.


Лекция 5.

1. Потребительское поведение.

Потребности м.б. произв-е и непроизводственные.

Непроизводственные потребности – потребители. Поведение потребителя на рынке опр-ся его потребностями (материальные и духовные). Знание поведения необходимо производителю для формирования производства и предложения товаров и услуг.

Потребительское поведение – это процесс формирующегося спроса на товары и услуги. Этот спрос определяет развитие производства и предложение товаров и услуг на рынке.

Потребители удовлетв-ся через товарно-денежные отношения.

Потребительское поведение на рынке определяется:

1. уровнем доходов потребителя

2. запасами потребительских товаров.

С увелич-ем кол-ва продукции потребления меняется полезность этого продукта. Доп. полезность, полученная от потребления каждой послед. единицы продукта, наз-ся предельной полезностью.

3. наличием взаимозаменяемых товаров

4. личным предпочтением потребителей (играет важную роль реклама, сервис, гарантии) – наиболее сложная мотивация.

2. Спрос и определяющие его факторы.

Основными параметрами рынка являются цена, спрос, предложение. Определяющим является спрос, так как в его основе лежат потребности общества.

Фирмы должны производить опр. кол-во товаров и услуг, а у покупателей должно быть опр. кол-во денег, чтобы их купить.

Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из нескольких возможных цен в течение некоторого времени (год).

Главное свойство спроса (при прочих равных условиях) – снижение цены ведёт к увеличению величины спроса и наоборот. Эта обратная связь называется законом спроса.

Движение по кривой отображает изменение спроса в зависимости от изменения цены. Кроме того, на спрос оказывают влияние неценовые факторы:

- потребительские вкусы

- число покупателей

- доход (те товары, на которые спрос прямо пропорционален доходам населения, называются товарами высшей категории; товары, на которые спрос обратно пропорционален доходам населения, называются товарами низшей категории)

- цены на сопряжённые товары (взаимозаменяемые (1) и взаимодополняемые (2)). Для (1) ­ P и ¯ D на один из них сразу ведёт к ­ Q на другой.

Для (2) ­ P и ¯ D на один товар одновременно вызывает ¯ Q на другой товар.

- ожидания

Под влиянием этих факторов происходит смещение кривой спроса.

3. Предложение и определяющие его факторы.

Предложение опр-ся спросом и активно воздействует на него.

Предложение – количество товаров и услуг, которое может быть предложено покупателю по некоторой цене в течение определённого периода времени.

Кривая показывает, какое количество товаров и услуг производитель может предложить по каждой конкретной цене. Прямая связь между S и P называется законом предложения.

Неценовые факторы:

- цены на ресурсы

- технологии

- налоги и дотации

- цены на другие товары

- ожидания

- число продавцов

Эти факторы так же будут смещать кривую предложения вправо-влево (при том же уровне цен).


Лекция 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: