Совокупный (агрегированный) спрос (АD) - это объем представленной на рынке потребности в товарах и услугах, ограниченной сложившимся уровнем цен и платежеспособностью потребителей. Иными словами, АD – это сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Основными формами его проявления служат: потребительский спрос домохозяйств (С), инвестиционный спрос (I), спрос на товары и услуги со стороны государства (G) и расходы на чистый экспорт (NX). AD = C + I + G + NX. Графическое изображение кривой совокупного спроса представлено на рис. 4.1. По оси ординат – уровень цен Р * (дефлятор ВНП), по оси абсцисс - реальный объем совокупного выпуска Y (реальный ВНП). Кривая совокупного спроса (АD) имеет отрицательный наклон, т.к. между уровнем цен и объемом совокупного выпуска существует обратная зависимость. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители, и наоборот, при росте индекса цен потребители станут покупать меньше продукции.
Рис. 4.1. Кривая совокупного спроса.
К ценовым факторам, кроме уровня цен, относятся:
* Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) воздействует прежде всего на потребительские расходы и инвестиции: повышение уровня цен Р* приводит к росту номинального спроса на деньги Мd, росту процентной ставки r, а следовательно, сокращению инвестиций, потребительских расходов и объема совокупного выпуска, на который предъявлен спрос:
Р* - Мd - r и С - АD;
* Эффект реального богатства (эффект Пигу) воздействует прежде всего на потребительские расходы: повышение уровня цен приводят к снижению покупательной способности финансовых активов с фиксированной денежной стоимостью, а следовательно, снижению потребительских расходов и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос: Р* - Реальная стоимость активов - С - АD;
* Эффект импортных закупок воздействует на величину чистого экспорта: повышение уровня цен в национальной экономике приводит к увеличению импорта и уменьшению экспорта, а следовательно, сокращению чистого экспорта и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:
Р* - NX - AD.
Колебания уровня цен графически изображаются движением точек по кривой АD, а неценовые факторы – сдвигом самой кривой.
Таблица 4.1.
Неценовые факторы, сдвигающие кривую совокупного спроса
Неценовые факторы, сдвигающие кривую совокупного спроса | Составная часть совокупного спроса, на которую оказывается воздействие |
Благосостояние потребителей Ожидание потребителей Налоги на потребителей Задолженности потребителей | С |
Процентные ставки Ожидания инвестиционной прибыли Налоги с предприятий НТП, изменения технологий Избыточные мощности | I |
Политика в области государственных расходов | G |
Размеры национального дохода др. стран Валютные курсы | NX |
Предложение денег: Ms - r - AD | C, I |