Понятие охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Охрана труда в Российской Федерации — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК).

Охрана труда как институт трудового права — совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здорьвья и работоспособности человека в процессе труда, а также на оздоровление и улучшение условий труда.

Правовое регулирование охраны труда осуществляется гл. 33-36 (ст. 209-231) ТК, Федеральным законом РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ (ред. от 10 января 2003 г.), идр.

Помимо правовых актов общего значения государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве специальных актов, разрабатываемых иутверждаемых различными федеральными органами власти, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 23 мая 2000 г. № 399. Все они имеют обязательную силу для работодателей, независимо от формы собственности И организационно-правовой формы.

Наряду с нормами, устанавливаемыми централизованно, в коллективных договорах исоглашениях предусматриваются мероприятия по улучшению условий и охране труда работников.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

• обеспечение приоритета сохранения жизни издоровья работников;

• неукоснительное выполнение всех нормативных актов в области охраны труда;

• государственное управление охраной труда;

• государственный надзор иконтроль за соблюдением требований охраны труда;

• содействие общественному контролю за охраной труда;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• установление компенсаций за тяжелую работу иработу с вредными или опасными условиями труда;

• участие государства в финансировании мероприятий но охране труда;

• проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда иразработку (внедрение) безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников, и др.

Реализация указанных направлении государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ иорганов местного самоуправления, работодателей,атакже профсоюзных органов ииных представительных органов по вопросам охраны труда.

Охрана труда выступает в качестве элемента трудового отношения работникас работодателем. Обестороны наделены широким комплексом взаимных нрав иобязанностей, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий трудовой деятельности

Право работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 219 ТК.

Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; на обеспечение средствами индивидуальной иколлективной защиты; на обучение безопасным методам и приемамработы за счет средств работодателя ит. д.

Очень важным представляется право работника отказаться от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда. Работник вправе отказаться от выполнения тяжелых работ иработ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Такой отказ не может повлечь привлечения работника к дисциплинарной ответственности (ст. 220 ТК).

В то же время соблюдение всех требовании охраны труда — юридическая обязанность работников, закрепленная в ст. 214 ТК.

Работник обязан:

• соблюдать установленные требования охраны труда;

• правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

• проходить обучение безопасным методам и приемам работы;

• немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни издоровью людей;

• проходить предварительные (при поступлении на работу) ипериодические медицинские осмотры.

Нарушение работником без уважительных причин правилинорм охраны труда, а также перечисленных выше обязанностей рассматривается как дисциплинарный проступок.

Праву работника на здоровые и безопасные условия работы корреспондируется обязанность работодателя создать эти условия, содержание которой предусмотрено ст. 212 ТК идругими нормативными актами.

Требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) иэксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов идругого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК).

Законодательством регламентируется организация охраны труда на предприятиях исвязанные с пей обязанности работодателей.

Прежде всего предусмотрена система мер профилактического характера, направленных на обеспечение здоровых ибезопасных условий труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний (ст. 215 ТК).

Особые обязанности возложены на работодателя по проведению сани-тарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также выполнению требований санитарного законодательства.

В процессе организации труда работников работодатель обязан: обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, оборудования, осуществлении технологических процессов; применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда; приобретать за свой счет спецодежду, спецобувь, смывающие и обезвреживающие средства; обучать работников безопасным методам и приемам работы, проводить инструктажи по охране труда; проводить за счет собственных средств медицинское освидетельствование работников с сохранением за ними места работы и средней заработной платы на время его прохождения; расследовать в порядке, установленномст. 227-230 ТК, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания; организовывать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, страховать в порядке обязательного социального страхования работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний' и т. д.

Перечень категорий работников, которые обязаны проходить медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические, определен ст. 213 ТК. К ним относятся: занятые на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности и общественного питания и др.

Работники, осуществляющие отдельные виды работ, в том числе связанные с источниками повышенной опасности, а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят не реже чем одни раз в пять лет обязательное психиатрическое освидетельствование. Медицинское освидетельствование осуществляется за счет работодателя.

На работах с вредными и опасными условиями труда, в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с установленными нормами (ст. 221 ТК). На работах с вредными условиями труда работникам выдается по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК).

Работодатель обязан обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников (ст. 223 ТК): оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, оказания медицинской помощи ит. д.

Перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям, производится транспортными средствами организации либо за ее счет.

В условиях формирования рыночной экономики должен усиливаться контроль государства за соблюдением трудового законодательства, за охраной жизни и здоровья людей в процессе труда.

В соответствии со ст. 352 ТК способами защиты государством трудовых прав и законных интересов работников являются:

• государственный надзор иконтроль за соблюдением трудового законодательства;

• защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляют органы прокуратуры РФ.

Государственный надзор и контроль, а также контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда распространяется в равной мере на предприятия и организации всех форм собственности ивсех организационно-правовых форм, а также на работодателей — физических лиц.

Основным контролирующим органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК и Положением о Федеральной инспекции труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 (ред. от 8 января 2003 г.).

Надзор иконтроль осуществляют государственные инспекторы труда (правовые и по охране труда) ииные должностные лица инспекции. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами ифедеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 357 ТК, п. 9,10 Положения о Федеральной инспекции труда государственные инспекторы труда имеют право: в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно-правовой формы; осуществлять проверки ирасследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда; получать от любых должностных лиц и органов объяснения, документы и другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий; привлекать к административной ответственности в виде штрафа виновных в нарушении законодательства о труде и правил охраны труда; передавать материалы в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности; предъявлять иски в суде и т. д.

Государственные инспекторы по охране труда, кроме того, имеют право: расследовать несчастные случаи; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда до их устранения; отстранять от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи но охране труда, технике безопасности, и т. д.

Государственный инспектор труда при выявлении нарушений законодательства имеет право выдать работодателю предписание об устранении нарушения или восстановлении нарушенного права (в том числе о восстановлении на работе), подлежащее обязательному исполнению. Работодатель вправе обжаловать предписание в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения.

Кроме Федеральной инспекции труда, имеются другие специальные государственные органы и инспекции, которые осуществляют государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК) и государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК); государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК); государственный надзор за ядерной ирадиационной безопасностью (ст. 369 ТК) И др.

Контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда в соответствии со ст. 370 ТК осуществляют профессиональные союзы, имеющие право создавать в этих целях правовые и технические инспекции труда профсоюзов.

Законодательством определена система контроля за охраной труда, которая должна действовать на предприятиях и в организациях (ст. 217 и 218ТК).

В соответствии со ст. 419 ТК виновные в нарушении законодательства о труде иправил по охране труда несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством.

Субъектами ответственности могут быть собственники предприятий, руководители и их заместители, руководители структурных подразделений, должностные лица, непосредственно отвечающие за соблюдение нарушенных правил и норм, другие работники.

Дисциплинарную ответственность несут лица, работающие по трудовому договору, виновные в нарушении трудового законодательства и правил охраны труда. Она заключается в применении к виновным мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных ст. 192 ТК, вплоть до увольнения. Увольнение возможно при неоднократном нарушении трудовых обязанностей (п. 5 ст. 81 ТК); в случае однократного грубого нарушения, допущенного руководителем организации (филиала, представительства) или его заместителем (п. 10 ст. 81 ТК); за однократное нарушение требований по охране труда, если оно повлекло тяжкие последствия, либо создало реальную угрозу наступления таких последствий (п. «д», п. 6 ст. 81 ТК). Дисциплинарная ответственность руководителя, его заместителей может наступить по требованию представительного органа работников за нарушения законодательства о труде и условий коллективного договора (ст. 195 ТК).

Административная ответственность наступает в соответствии с нормами административного права за проступки, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях ииными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за правонарушения.

Основными составами административных правонарушений в области трудового законодательства иохраны труда являются следующие:

1) нарушение законодательства о труде иоб охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичные административные правонарушения, влечет дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет (ст. 5.27 КоАП);

2) нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ (ст. 6.3 КоАП);

3) необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора (соглашения) — влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (ст. 5.30 КоАП);

4) нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению —влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (ст. 5.31 КоАП);

5) увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки — влечет наложение штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ (ст. 5.34 КоАП);

· нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости: отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — влечет наложение штрафа на должностныхлиц в размере от 20 до 30 МРОТ;

· необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (ст. 5.42 КоАП).

За некоторые нарушения трудового законодательства и правил по охране труда при определенных условиях, предусмотренных уголовным законодательством, может наступить уголовная ответственность виновных. Она возможна, если нарушения повлекли или могли повлечь тяжкие последствия, либо если они причинили существенный ущерб личности, сопряжены с нарушением конституционных прав граждан и т. д.

Уголовным кодексом РФ предусмотрены следующие составы преступлений, посягающих на права граждан в сфере трудовых отношений.

1. Дискриминация, т. е. нарушение прав, свобод изаконных интересов человека игражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и каким-либо социальным группам — наказывается лишением свободы на срок до 2 лет.

То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, влечет наказание до 5 лет лишения свободы (ст. 136 УК).

2. Нарушение правил охраны труда, техники безопасности, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека — влечет наказание до 1 года лишения свободы.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, влечет наказание до 3 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового (ст. 143 УК).

3. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей до трех лет, — влечет наказание в виде штрафа до 200 тыс. руб. либо обязательных работ до 180 часов (ст. 145 УК).

4. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и иных выплат руководителем организации, если это имело место из корыстной или личной заинтересованности, влечет наказание до 2 лет лишения свободы, а если это повлекло тяжкие последствия — до 7 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового (ст. 145 УК).

Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека — влечет наказание до 3 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, влечет наказание до 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (ст. 219 УК).

Установлена также уголовная ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК), при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК), на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК).

Если в результате допущенного нарушения законодательства о труде или правил охраны труда работнику или работодателю причинен материальный ущерб, виновный может быть привлечен к материальной ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: