Основные принципы обеспечения метрологического контроля устанавливаются международным документом No 16 Международной организации законодательной метрологии (МД No 16 МОЗМ «Принципы обеспечения метрологического контроля»). Этот документ рекомендует включать в систему метрологического контроля следующее:
- испытание и утверждение типа средств измерений;
- требования к монтажу средств измерений;
- поверка как на предприятии, так и на месте эксплуатации;
- определенная периодичность поверки средств измерений после выпуска из производства;
- требования к условиям эксплуатации,
- специальные требования к оператору, например, выдача удостоверения;
- требования к эксплуатации, такие, как сбор данных и установление пределов для объектов измерений;
- требования к ремонтному персоналу, например, выдача удостоверений, аттестация испытательного оборудования и поверка исходных средств измерений.
Выбор стратегии в организации и проведении метрологического контроля осуществляется должностными лицами, которые имеют возможность при ограниченных метрологических ресурсах использовать политику ограниченного вмешательства в процессы изготовления и эксплуатации. При этом законодательная метрология, обеспечивая единство измерений, должна основное внимание уделять вопросам «соблюдения регламентов», а не «предоставлению услуг». В конечном итоге объем метрологического контроля в каждом конкретном случае соразмеряется с требованиями действующего законодательства при постоянно сохраняющейся угрозе применения юридических санкций должностными лицами, осуществляющими метрологический надзор.
|
|
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон) Государственный метрологический контроль включает;
утверждение типа средств измерений;
поверку средств измерений, в том числе эталонов;
лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонт), продаже и прокату средств измерений.
Вам рекомендуется изучить очередной метрологический подзаконный акт ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений». Эти испытания проводят государственные научные метрологические центры, аккредитованные в качестве государственных центров испытаний средств измерений. Испытания проводятся по специально оформляемым программам. которые соответствуют МИ 2146-95 «ГСИ. Порядок разработки и содержание программ испытаний средств измерений для целей утверждения их типа».
Итогом проведения указанных испытаний является (при положительных результатах) включение типа средства измерений в Государственный реестр средств измерений и выдача государственного сертификата об утверждении типа средств измерений, приложение к сертификату имеет полное описание данного типа со всеми, п 1.ч. метрологическими, характеристиками. По своей сути эта процедура и ее результаты направлены на включение конкретного средства измерений в национальную систему измерений при определенных гарантиях метрологического обеспечения выполняемых этим средством измерений.
|
|
До введения в действие Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» аналогом описанных испытаний были государственные приемочные испытания, которым подвергалисьвсе средства измерений; сегодня Закон требует проведения испытаний с целью утверждения типа только для средств измерений, используемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (ст. 13 Закона). Для остальных средств измерений подтверждение метрологических характеристик и других показателей качества возможно через сертификацию средств измерений (ст. 24 Закона). Сертификация средств измерений - процедура принципиально добровольная. В целях упорядочения этой деятельности Госстандарт России создал «Систему сертификации средств измерений».
Целесообразно изучить два документа этой системы - МИ 2277-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ» и МИ 2278-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Органы по сертификации. "Порядок аккредитации».