Общие сведения о Сертификации производства изделий
Авиационной техники
Сертификация производства изделий
Сертификация производства АТ является неотъемлемой частью системы сертификации авиационной техники и обеспечивает контроль соответствия условий производства требованиям, заложенным в документации на типовую конструкцию изделия.
Основные документы, регламентирующие сертификацию производства изделий АТ:
1. Авиационные Правила, часть 21, разделы F и G ( АП-21 F, G) являются основным документом, определяющим порядок сертификации и требования к производству. Введенные в действие в марте 1992 г., АП-21 F, G максимально приближены по структуре и содержанию к аналогичным разделам Авиационных Правил США FAR-21 F, G.
АП-21 F, G содержат требования для производства воздушных судов, двигателей и воздушных винтов, выполнение которых делает возможной выдачу:
- Разрешения на производство при наличии только Сертификата типа (АП-21 раздел F);
- Свидетельство одобрения или Сертификата производства типа (АП-21 раздел G).
АП-21 раздел F разрешает производство при наличии только Сертификата типа и примерно эквивалентны FAR-21 part F. В этом случае предполагается, что система качества у изготовителя не развернута в полном объеме, ограничена в виде системы контроля производства и поэтому предусмотрена приемка каждого экземпляра представителем Авиационных властей.
АП-21 раздел G устанавливают, что производство должно иметь Свидетельство одобрения или Сертификат и практически эквивалентны FAR-21 G в том, что касается требований к системе качества производства у Изготовителя.
Однако, при сохранении действующей в настоящее время системы контроля изготовления и приемки экземпляров АТ, часть функций системы качества у изготовителя поддерживается с непосредственным участием представителей авиационных властей или независимой инспекции, поэтому изготовителю выдается не Сертификат, а Свидетельство об одобрении производства.
2. Руководство 21.2В (Д 21.2В).С целью детализации требований АП-21 разделов F и G и установления процедур оценки соответствия этим требованиям в мае 1997 г. был введен в действие Документ Д 21.2В "Руководство по сертификации и надзору за производством изделий авиационной техники". Документ содержит подробное описание процедур сертификации и требования, предъявляемые к сертифицированному производству.
В разделе III Руководства Д21.2В определен порядок выдачи разрешительного письмаАР МАКв случае производства изделий АТ при наличии только сертификата типа:
Каждый изготовитель воздушных судов, не предназначенных для пассажирских и/или транспортных перевозок, может получить разрешение на изготовление ограниченного количества упомянутых изделий без получения Свидетельство одобрения или Сертификата на производство, если:
- Авиарегистр на основе анализа доказательной документации, организации производства и производственной базы делает вывод, что упомянутое производство отвечает требованиям части АП-21 раздел F;
- Изготовитель имеет для этого изделия Сертификат типа или право пользоваться Сертификатом типа по лицензионному соглашению или Соглашение с держателем сертификата типа, разрешающее серийное производство изделий, соответствующих типовой конструкции.
Если по результатам обследования предприятия комиссией Авиарегистра установлено, что система контроля производства образца у изготовителя соответствует требованиям Авиационных Правил АП-21 раздел F, Авиарегистр направляет изготовителю письмо, разрешающее изготовление экземпляров образца при наличии только Сертификата типа. Указанное разрешительное письмо должно содержать:
- определение образца, разрешенного к производству;
- определение числа экземпляров, которые разрешается изготовить в рамках действия разрешительного письма;
- специальные требования (при необходимости) по надзору за системой контроля производства изготовителя, учитывающие особенности образца и его производства;
- указания по переходу к сертифицированному производству.