Принципы подготовки общего плана и программы аудита

Содержание предварительного плана

Назначения и принципы планирования

Принципы подготовки общего плана и программы аудита

Содержание предварительного плана

Назначения и принципы планирования

Аудиторская организация аудит планирует до подписания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом на проведение аудита.

Планирование является начальным этапом проведения аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков, а также разработки аудиторской программы.

Она определяет объем, виды осуществления аудиторских процедур.

Планирование аудита проводится в соответствии с общими принципами и частными принципами планирования:

- комплексности;

- непрерывности планирования;

- оптимальности.

Принцип комплексности обеспечивает взаимосвязанность и согласованность всех этапов планирования от предварительного до общего плана и составления программы.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий и увязки этапов планирования по срокам и смежными хозяйствующим субъектам. Если аудит проводится в течение длительного времени, то планы своевременно корректируются.

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить вариантность для определения возможности выбора наиболее оптимального.

Следует выделить основные этапы:

1) Предварительное планирование.

2) Подготовка и составление общего плана.

3) Подготовка о составление программы.

Для эффективного планирования аудиторская организация должна согласовывать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующего экономического субъекта и иметь информацию о факторах влияющих на хозяйственную деятельность (связан с индивидуальными особенностями).

Аудитору следует ознакомиться с организационно-управленческой структурой; видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукцией; структурой капитала и курсом акций; технологическими особенностями производства продукции; уровнем рентабельности, основными покупателями и поставщиками; порядком распределения прибыли, наличием дочерних организаций и обществ, организованной системой внутреннего контроля, принципами и формами оплаты труда.

Источником получения таких данных является Устав экономического субъекта, документы о регистрации экономического субъекта, протоколы заседаний совета директоров, документы, регламентирующие учетную политику, бухгалтерскую отчетность, статистическую отчетность; документы по планированию деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты), контракты, договоры, соглашения, внутрифирменные инструкции, материалы налоговых проверок, материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную, организационную структуры экономического субъекта; сведения, полученные из бесед с руководством и персоналом экономического субъекта.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. При этом необходимо учитывать предполагаемые сроки работы, количественный состав группы, должностной уровень, преемственность персонала и квалификационный уровень.

Разрабатывая общий план и программу, аудитор основывается на представлениях, полученных об экономическом субъекте на этапе предварительного планирования.

С помощью аналитических процедур можно выявить области значимые для аудита. Сроки и объем процедур определяются в зависимости от сложности данных бухгалтерской отчетности, объема проверки, установленных в соответствии и с целями и задачами аудита.

В процессе подготовки плана и программы оценивается система внутреннего контроля, оценивается риск.

Система внутреннего контроля (СВК) считается эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также своевременно выявляет ее.

Если СВК аудитор оказывает доверие, то он должен соответствующим образом скорректировать объем проводимого аудита.

Затем определяют уровень существенности и аудиторский риск, который складывается из внутрихозяйственного риска средств контроля, который присущ данной отчетности.

В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменения аудиторского риска и уровня существенности, установленного при планировании.

Аудиторская организация может согласовать с руководством экономического субъекта отдельные положения отдельного плана и программу аудита, но выбранные приемы и методы для аудита определяются самостоятельно.

Результаты, выполняемых аудиторских процедур при подготовке общего плана и программы следует документировать детально, т.к. данные результаты являются основанием для планирования и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

В процессе планирования затрат учитывают реальные трудозатраты, расчет затрат в предыдущем периоде, уровень существенности проведенной оценки рисков.

В общем плане определяется способ проведения аудита (выборочный или сплошной).составной частью общего плана является положения по планированию и управлению качеством проводимого аудита.

Программа представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур необходимых для практической реализации плана. Одновременно она является инструкцией для ассистента аудитора и средством контроля качества.

Программа оформляется документально, каждая аналитическая процедура имеет свой определенный код. Программу составляют в виде тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупностей действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля позволяющих выявлять ее недостатки.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и представляет собой перечень действий аудитора для конкретных и детальных проверок.

Для процедур по существу аудитору следует определить какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверяет и составить программу аудита по каждому разделу проверки отдельно.

В зависимости от изменений условий аудита и результатов аудиторских процедур программы может пересматриваться.

Причины и результаты изменений необходимо документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской проверки документально отраженные в рабочих документах является фактическим материалами для составления аудиторского отчета, а также аудиторского заключения и формирования мнения о достоверности отчетности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: