Исходный пункт формирования культуры – человек.
Какими качествами он должен обладать, чтобы выполнить эту функцию?
1. Человек – субъект деятельности. Что это значит?
Субъект и объект – главные и специфические категории философии. Субъектно-объектные отношения – центральная проблема философии (а не проблема познаваемости мира, которая является проблемой только одной области философского знания – теории познания).
Различие субъективного и объективного имманентно (внутренне присуще) теоретической речевой практике (дискурсу).
И в онтогенезе, и в филогенезе раздвоение субъекта и объекта является практическим расчленением основных участников деятельности – действующего лица и предметов, которые порождаются в результате деятельности. Такого раздвоения не знают животные.
Человек изначально оказывается в ситуации, которая требует от него определить свои связи с окружающим миром. Это требует различения самого себя как деятеля, которые обладает правом выбора и действия, и предметов, на которые оно направлено.
|
|
Так как человек совершает свои действия не в одиночестве, он различает других людей как однородных себе.
Таким образом, в процессе антропосоциокультурогенеза человек научился различать:
· свою субъектность (не субъективность) как исходную для практической деятельности позицию;
· субъектность Другого (со-брата, со-трудника, со-ратника, супер-субъекта – духа, бога);
· объектное бытие всего того, что подлежит потреблению.
В результате человек становится деятельным существом – Homo agens, но не приспосабливающимся к среде, а приспосабливающим среду к себе, т.е. творческим существом, – Homo creator.
Способность деятельности обусловлена особыми качествами человека – «сущностными силами» (К.Маркс):
· потребностями;
· способностями;
· умениями.
Потребности – это пусковой механизм любой деятельности. Внегенетические (культурные) потребности человека формируются исторически, в процессе атропогенеза. Это потребности в том, без чего невозможен человеческий образ жизни:
1. потребность в новой искусственной среде – «второй природе» (по К.Леви-Строссу – от потребности в сыром – к потребности в приготовленном);
2. потребность в знаниях, так как человек вынужден совершать инстинктивно незапрограммированные действия;
3. потребность в проекте результата практической деятельности, в предвосхищающих действие моделях, «моделях потребного будущего» (Н.Бернштейн). Результат человеческой деятельности возникает идеально прежде, чем будет осуществлён реально;
4. потребность в ценностных ориентирах, ценностях, необходимых для мотивации своего выбора. Ценности – это значение предмета для человека, а не носитель ценностей (вещь и др.);
|
|
5. потребность в другом человеке как со-участнике своего бытия, так как человек совершает свои действия коллективно (даже когда человек творит в одиночестве, его действия опосредованы действиями его предшественников). В современной западной философии есть направление, идущее от Л. Фейербаха, – туизм (от англ. two– два), так как исходным понятием философского анализа бытия в этом направлении является не Я Р.Декарта и И.Фихте, а Я-Ты («Я и Ты» – название книги М.Бубера).
6. Комплекс этих сущностных сил является «пусковым механизмом» для практической деятельности человека. Но история человечества показывает, что человек нуждается не только в реальной, но и воображаемой жизни, в иллюзорной деятельности, которые формируют его дополнительный опыт.
Комплекс способностей изоморфен (структурно подобен) комплексу потребностей, так как способность является именно способностью удовлетворять соответствующую потребность:
Способность практического созидания
Способность познания
Способность выработки ценностей
Способность опережающего отражения
Способность общения
Каждая способность человека имеет психологическое обеспечение. Ещё в античной философии, а позже в учении Лейбница духовные силы человека представлялись как мысль, чувство и воля. Иногда к ним добавляли память, ощущения, воображение.
В основании всех психических способностей человека лежат те, которые даны ему от природы – способы чувственного восприятия, т.е. различные ощущения (зрительные, слуховые и т.д.) и самоощущение (самочувствие). Человек существенно развил имеющуюся у животных способность представления.
Для ориентации в пространстве и времени человек обладает способностью различать прошлое, настоящее и будущее. Знания о прошлом даёт память, о будущем – предчувствие (не осознаваемая форма) и предвидение (осознаваемая форма), о настоящем – те же ощущения.
Для переработки информации инструментом является способность к абстрактному мышлению. Высшим проявлением целостного единства способов переработки информации является интеллект.
Для творческой деятельности, создания иллюзорного мира – способность к «продуктивному воображению» (И.Кант), к фантазии, т.е. художественно-образному мышлению. Талант по сути является именно синтезирующим психическим качеством – соединением воображения, переживания и мышления.
Потребность в иллюзорном мире обеспечивается сложным психическим образованием – художественным вкусом, который является способностью переживать и размышлять над вымыслом.
Невозможность переработать информацию на уровне логически-рациональном обеспечивается наличием под-сознания, над/сверх-сознания.
Дефицит информации компенсируется верой и надеждой (надежда – модификация веры; надеются на то, что может когда-то сбыться, а вера не имеет никакой локализации).
Для удовлетворения потребности вценностях необходима способность к переживанию (эмоциональная активность в очеловеченной – окультуренной – форме).
Для удовлетворения потребности в других людях – эротическая способность, имеющая у человека чрезвычайно широкий спектр проявлений (любовь к партнёру, детям, родителям, вещам, природе и т.п., дружба, самоуважение, ненависть, нарциссизм, эгоизм и др.), но обладающая двумя главными векторами: 1)любовь к значимому Другому и 2)к самому себе. Особо следует отметить эстетическое отношение как «незаинтересованное наслаждение» (И.Кант) или «бескорыстную любовь» (Н.Г.Чернышевский).
|
|
Работая вместе, эти способности человека делают возможной его практическую деятельность.
Психические способности реализуются на уровне умений.
Превращение психических способностей в реальный поведенческий акт осуществляется благодаря желанию, установке, целеполаганию, воле, духовного удовлетворения от работы (принцип обратной связи). Основная оппозиция, характеризующая деятельность человека на этом уровне, – репродуцирование– творчество.
Человек представляет собой трёхуровневое единство:
1. индивидуальный субъект – личность;
2. совокупный субъект – женщина, русский, спортсмен и т.п.
3. родовой субъект – Homo sapiens (на языке биологической таксономии) или «транцендентальный субъект» (на языке гносеологии).
Вопросы к теме:
1. Что изучает аксиология?
2. Чем различаются ценности нормы? Что в них общего?
3. Назовите абсолютные ценности?
4. Проанализируйте любой культурный феномен в ценностном дискурсе?