Опираясь на сведения из курса обществознания, попробуй­те дать социальную стратификацию советского общества. 2 страница

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», став­ший нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. Он давал далекую от истины сталинскую версию прошло­го большевистской партии. В угоду политической конъюнктуре была переосмыслена и история Российского государства. Если до революции оно рассматривалось большевиками как «тюрьма на­родов», то теперь, напротив, всячески подчеркивалась его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и на­родностей.

Свободнее развивались естественные и технические науки. В те годы заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики и электроники (Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе и др.), математики (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш, М. А. Ла­врентьев, С. Л. Соболев), физиологии (школа акаде­мика И. П. Павлова), биологии (Д. Н. Прянишников, Н. И. Вавилов), теории космических исследований и ракетной техники (К. Э. Циолковский, Ю. В. Кондра­тюк, Ф. А. Цандер). В 1933-1936 гг. в небо стартовали первые советские ракеты. Мировую известность полу­чили исследования дрейфующей станции «Северный по- люс-1», возглавляемой И. Д. Папаниным, беспосадочные рекордные перелеты В. А. Чкалова, В. К. Коккинаки, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой.

Впрочем, приоритетным для советского руководства было не столько накопление фундаментальных знаний или организация рассчитанных на внешний эффект ис­следовательских предприятий, сколько прогресс в при­кладных науках, способных обеспечить техническое пе­ревооружение промышленности.

Бесспорным достижением отечественных ученых стало проек­тирование мощных гидротурбин и угольных комбайнов, откры­тие промышленных методов получения синтетического каучука, высокооктанового топлива, искусственных удобрений.

Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж. Я. Котин, М. И. Кошкин, А. А. Морозов), самолетов (А. И. Тупо­лев, С. В. Ильюшин, Н. Н. Поликарпов, А. С. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров), автоматического оружия (В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев).

Подлинный бум переживала в 30-е гг. высшая шко­ла. Государство, испытывая острую нужду в квалифици­рованных кадрах, открыло сотни новых вузов, преиму­щественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. В со­ставе студентов доля выходцев из рабочих достигала 52%, крестьян — почти 17%. Специалисты советской по­ры, на ускоренную подготовку которых расходовалось в три раза меньше средств по сравнению с дореволюцион­ным временем (за счет снижения срока обучения, преоб­ладания вечерних и заочных форм), широким потоком вливались в ряды интеллигенции. К концу 30-х гг. но­вые пополнения достигли 90% от общей численности этого социального слоя.

Серьезные изменения происходили и в средней шко­ле. В 1930 г. в стране вводится всеобщее начальное об­разование, а в городах — обязательное семилетнее. В мае 1934 г. была изменена структура единой общеобразова­тельной школы. Упраздняются две ступени и вводятся: начальная школа — с I по IV класс, неполная сред­няя — с I по VII класс и средняя — с I по X класс. Было восстановлено преподавание всемирной и отечест­венной истории, введены учебники по всем школьным предметам, строгое расписание занятий.

Наконец, в 30-е гг. была в основном преодолена не­грамотность, оставшаяся уделом еще многих миллионов людей. Большую роль сыграл здесь начатый в 1928 г. по инициативе комсомола всесоюзный культурный поход под девизом «Грамотный, обучи неграмотного!». В нем участвовали сотни тысяч врачей, инженеров, студентов, школьников, домохозяек. Перепись населения в 1939 г. подвела итоги: число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 81,2%.

Тогда же завершилась и выработка письменности для национальных меньшинств, никогда не знавших ее. За 20-30-е гг. ее обрело около 40 народностей Севера и других регионов.

Объясните значение понятий и выражений: «вредитель­ство», репрессии, «большой террор», социалистический реализм.

1. Объясните, каков политический смысл судебных процессов над «буржуазными спецами».

2. С какой це­лью И. В. Сталин настойчиво внедрял в советское об­щество убеждение в том, что по мере продвижения СССР к социализму «классовая борьба будет обост­ряться»? На какие социально-экономические, полити­ческие, психологические последствия этой идеи он рассчитывал?

3. Выскажите свое мнение: каково зна­чение антисталинских выступлений в начале 30-х гг.? Сравните их с внутрипартийной оппозицией в 20-е гг. Что в них общего и особенного? В чем причины новой победы Сталина над своими политическими противни­ками?

4. Какие цели ставили перед собой вдохновите­ли «большого террора»? Определите его последствия для общества.

5. Соотнесите цели и задачи «культур­ной революции» (см. § 13) со способами их достиже­ния и результатами (см. § 17, 21). 

«Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система.

Проблема. Какой общественно-политический строй сложился в СССР в конце 30-х гг.?

Ответьте на вопросы.

1. Что представляла собой государст­венная символика (герб, флаг, гимн СССР) в 30-е гг.?

2. Что нового внесла в политическую жизнь Конституция 1936 г.?

Новая Конституция СССР. В декабре 1936 г. была принята новая Конституция СССР, тут же объявленная официальной пропагандой Конституцией победившего со­циализма.

Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической — социалистичес­кая собственность на средства производства. Как и в прежних советских конституциях, декларировалась свобо­да совести, слова, печати, собраний и митингов, объеди­нения в союзы. Добавились и новые права граждан: на труд, отдых, «всеобщеобязательное» неполное среднее об­разование. Некоторые изменения были внесены в систему государственной власти.

Ее высшим органом объявлялся Верховный Совет, состоявший из двух палат: Совета Со­юза и Совета Национальностей, а в период между его сес­сиями — Президиум Верховного Совета. Изменения кос­нулись избирательной системы: выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании. Красной нитью через весь текст Конституции проходил тезис: «Со­юз Советских Социалистических Республик есть социали­стическое государство рабочих и крестьян».

Что же на деле представляла собой «страна победив­шего социализма»?

Экономика. Сложившаяся к тому времени экономика ныне определяется как директивная.

Она характеризова­лась:

Государственный герб (изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных ре­спублик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») и флаг (золотые серп и мо­лот, над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой на красном прямоугольном полотнище) Советского Союза.

- фактически полным огосударствлением средств производства, хотя формально-юридически устанавлива­лось наличие двух форм социалистической собственнос­ти: государственной и групповой (кооперативно-колхоз­ной);

- свернутостью товарно-денежных отношений (но не их полным отсутствием в соответствии с социалистичес­ким идеалом), деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись в кабинетах чиновников, а не на основе рыночного спроса и предложения);

- предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности на местах (в республиках и областях); административно-ко­мандным распределением ресурсов и готовой продукции из централизованных фондов.

Для советской модели директивной экономики было характерно существование так называемой «подсистемы страха» — мощных рычагов внеэкономического принуж­дения. В августе 1932 г. ЦИК СССР одобрил закон «Об укреплении социалистической собственности». Согласно ему, граждане, начиная с 12-летнего возраста, например, подбирающие колоски на колхозном поле, объявлялись «врагами народа» и могли получить срок не менее 10 лет. На рубеже 1932-1933 гг. вводится паспортный режим, отделявший административной стеной деревню от города, ибо паспорта выдавались лишь горожанам. Крестьяне, таким образом, были лишены права свобод­ного перемещения по стране и фактически прикрепля­лись к земле, к своим колхозам.

К концу 30-х гг. директивная экономика в результате массо­вых репрессий все отчетливее приобретает «лагерный» облик. В 1940 г. централизованная картотека ГУЛАГа включала данные почти на 8 млн лиц трех категорий: находившихся в то время в заключении; отбывших срок и вышедших на свободу; умерших в лагерях и тюрьмах. Иначе говоря, за 10 лет существования ГУЛАГа за колючей проволокой перебывало более 5% всего на­селения страны. Лагеря и колонии давали около половины добы­ваемого в СССР золота и хромоникелевой руды, не менее трети платины и древесины. Заключенные производили примерно пя­тую часть общего объема капитальных работ. Их усилиями стро­ились целые города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет), ка­налы (Беломорско-Балтийский, Москва — Волга), железные дороги (Тайшет — Лена, БАМ — Тында).

Социальная структура. Социально-классовую структу­ру общества, насчитывавшего к 1939 г. около 170 млн человек, составляли три основных элемента: рабочий класс — его численность увеличилась за 1929-1937 гг. почти втрое, главным образом за счет выходцев из дерев­ни, и вместе с членами семей составляла 33,7% всего на­селения (в национальных районах рост его рядов был еще более значителен: в Казахстане — в 18 раз, в Кир­гизии — в 27 раз), класс колхозного крестьянства и ко­оперированных кустарей (47,2%), социальная группа служащих и интеллигенции (16,5%). Сохранялся также и небольшой слой крестьян-единоличников и некоопери­рованных кустарей (2,6%).

Современные обществоведы в группе служащих и ин­теллигенции выделяют еще один социальный слой — но­менклатуру. В нее входили ответственные работники партийно-государственного аппарата разного уровня и массовых общественных организаций, вершившие все де­ла в СССР от имени народа, отчужденного на практике от власти и собственности.

Увеличивается подоходный налог на население. Вво­дится принудительная подписка на облигации «займов индустриализации», отбиравшие немалую долю зарпла­ты. А с конца 1928 г. жители городов были переведены на карточную систему распределения товаров. По твер­дым ценам они могли покупать, в зависимости от уста­новленных категорий, ограниченное количество продо­вольственных и промышленных товаров.Уровень жизни населения. С конца 20-х гг. вся соци­альная политика сталинского руководства была подчине­на одной цели — извлечению из общества дополнитель­ных средств для форсированной индустриализации.

В 1929-1930 гг. московские рабочие, например, в месяц в среднем получали по карточкам: хлеба — 24 кг, мяса — 6 кг, кру­пы — 2,5 кг, сливочного масла — 550 г, растительного масла — 600 г, сахара — 1,5 кг. Карточные нормы служащих были суще­ственно ниже. Сравнительно хорошо снабжали лишь ученых. В дальнейшем отоваривание по карточкам неоднократно снижа­лось. Несколько улучшали положение сохранявшаяся сеть ком­мерческой торговли (по свободным ценам), открытые по стране в 1933 г. городские колхозные рынки, а также неистребимая спе­куляция — нелегальная частная торговля.

Особенно тяжелым было положение в деревне. Крестьяне поч­ти ничего не получали из колхозных касс и амбаров по трудо­дням и жили за счет своих подсобных хозяйств. Голод, обрушив­шийся в 1932-1933 гг. на ослабленную коллективизацией дерев­ню, по разным данным, унес жизни до 5 млн человек. От голо­да, холода и непосильного труда погибли в дальних поселениях и сотни тысяч раскулаченных.

В 1935 г. карточная система была отменена. Вскоре И. В. Сталин заявил, что в Советской стране «жить ста­ло лучше, жить стало веселее». Действительно, матери­альное положение городских и сельских жителей мед­ленно улучшалось. В деревне, например, потребление важнейших продуктов питания (мяса, рыбы, масла, са­хара) увеличилось к концу 30-х гг. по сравнению с го­лодным 1933 г. вдвое. И все же радужные слова Стали­на далеко расходились с суровой реальностью — если не считать жизненный уровень избранных, номенклатуры, который был неизмеримо выше среднего по стране.

Зарплата рабочих и служащих в середине 30-х гг. состав­ляла около 85% от уровня 1928 г. За это же время госце­ны выросли: на сахар — в 6 раз, хлеб — в 10, яйца — в 11, мясо — в 13, сельдь — в 15, растительное масло — в 28.

Политическая система. Сущность политической систе­мы в СССР определял режим личной власти И. В. Ста­лина, заменивший коллективную диктатуру старой боль­шевистской гвардии ленинского периода.

За фасадом чисто декоративной официальной власти (Советов всех уровней — от Верховного Совета до район­ного и сельского) скрывалась истинная несущая конст­рукция режима личной диктатуры. Ее образовывали две пронизывающие страну системы: партийных органов и органов госбезопасности. Первые подбирали кадры для различных управленческих структур государства и кон­тролировали их работу. Еще более широкие контрольные функции, включавшие надзор за самой партией, осуще­ствляли органы госбезопасности, которые действовали под прямым руководством И. В. Сталина.

Вся номенклатура, в том числе ее ядро — партокра­тия, жила в страхе, опасаясь репрессий, ее ряды перио­дически «перетряхивались», что исключало саму воз­можность консолидации нового привилегированного слоя управленцев на антисталинской основе и превращало их в простых проводников воли партийно-государственной верхушки во главе с И. В. Сталиным.

Каждый член советского общества был вовлечен в иерархическую систему организаций: избранные, самые на­дежные, с точки зрения властей, — в партию (свыше 2 млн человек) и Советы (3,6 млн депутатов и активистов), моло­дежь — в комсомол (9 млн человек), дети — в пионерские дружины, рабочие и служащие — в профсоюзы (27 млн че­ловек), литературная и художественная интеллигенция — в творческие союзы. Все они служили как бы «приводны­ми ремнями» от партийно-государственного руководства к массам, конденсировали социально-политическую энергию народа, не находившую при отсутствии гражданских сво­бод какого-либо иного легального выхода, и направляли ее на решение «очередных задач Советской власти».

Общество государственного социализма. Сейчас мно­гие задаются вопросом: какая социальная система в конечном счете образовалась в СССР к исходу 30-х гг.? Думается, правы те историки и социологи, кто определя­ет ее как государственный социализм. Социализм — так как произошли обобществление производства, ликвида­ция частной собственности и базировавшихся на ней общественных классов. Государственный — так как обобществление было не реальным, а иллюзорным: функ­ции по распоряжению собственностью и политическая власть осуществлялись партийно-государственным ап­паратом, номенклатурой и в определяющей степени ее вождем.

При этом государственный социализм в СССР приоб­рел отчетливо выраженный тоталитарный характер. По­мимо отмеченного выше полного (тотального) контроля государства над экономикой, присутствовали и другие «родовые» признаки тоталитаризма: огосударствление политической системы, включая общественные организа­ции, всепроникающий идеологический контроль в усло­виях монополии властей на средства массовой информа­ции, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении оппозиции и инакомыс­лящих вообще.

Объясните значение понятий и выражений: директивная экономика, карточная система, «займы индустриализации», номенклатура, режим личной власти, государственный со­циализм.

1. Заполните таблицу «Страна победившего социализ­ма: Конституция и реальность».

Линии сравнения:

1) политическая основа СССР, сущность политической власти,

2) экономическая основа,

3) социально-классовая структура,

4) участие граждан в политической жизни, права и свободы.

2. Сравните социальную по­литику середины 20-х гг. и периода форсированной модернизации. С чем были связаны происходившие изменения?

3. Поработайте в группах. Подсчитайте ежедневный рацион московского рабочего по карточ­ным нормам. Используя источники, расскажите о жизни крестьян — раскулаченных, единоличников, колхозников. Охарактеризуйте положение узников ГУЛАГа. Обсудите коллективно: почему в СССР не было массовых выступлений против власти?

4. При­влекая сведения из курса обществознания, дайте характеристику режима личной власти Сталина. Сопо­ставьте его с политическим режимом ленинского пе­риода.

5. Используя сведения из курса обществозна­ния, обоснуйте или опровергните тезис, что государст­венный социализм в СССР был разновидностью тоталитарного государства.

6. Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?

На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е гг. 

Проблема. Как и почему меняется роль СССР на международ­ной арене в 30-е гг.?

Вспомните значение понятий: фашизм, сфера влияния. Ответьте на вопросы.

1. Где в начале 30-х гг. возникли очаги международной напряженности?

2. Какие группы госу­дарств можно выделить на международной арене в 30-е гг. (до начала Второй мировой войны)

3. Какое участие прини­мал СССР в войне в Испании?

На рубеже 20-30-х гг. для советской внешней поли­тики по-прежнему была характерна двойственность. По линии официальной дипломатии достигаются новые ус­пехи. Так, удалось восстановить дипломатические отно­шения с Англией (1929) и Китаем (1932), демонстратив­но разорванные ранее по инициативе руководства этих стран. В 1932 г. СССР заключил новую серию договоров о ненападении с Францией, Польшей, Финляндией и Эс­тонией.

Что касается действий по коминтерновской линии, то провалы здесь не помешали И. В. Сталину сделать в 1928 г. вывод, что «Европа явным образом вступает в по­лосу нового революционного подъема». И хотя это за­ключение противоречило реальности, Коминтерн потре­бовал от компартии при подготовке к «решающим бо­ям пролетариата» главный удар наносить по обвиняе­мым в «пособничестве фашистам» социал-демократиче­ским партиям, с тем чтобы изолировать их от рабочих масс и утвердить там безраздельное влияние комму­нистов.

За всем этим явственно просматривалась трагическая недооценка угрозы со стороны быстро растущих ударных сил мировой реакции — фашизма.

Обострение международной ситуации. Германские фа­шисты, используя глубокий раскол рабочего класса, не­довольство народных масс в условиях мирового экономи­ческого кризиса 1929-1933 гг., помощь влиятельных антикоммунистических сил внутри страны и за ее преде­лами, уверенно продвигались к власти.

На выборах в рейхстаг (парламент) в ноябре 1932 г. за нацистскую партию проголосовало 11,7 млн избира­телей (социал-демократы получили 7,2 млн голосов, коммунисты — 5,9 млн). Спустя два месяца, в январе 1933 г., президент Германии П. Гинденбург назначил главой правительства (рейхсканцлером) нацистского фю­рера А. Гитлера.

Фашисты тотчас приступили к реализации своих программ вооружения страны и ликвидации буржуазно-демократических свобод. Внешняя политика гитлеровского правительства подчиня­лась одной цели — подготовке к развязыванию агрессивных войн для завоевания господства над всем миром.

В сердце Европы возник очаг военной напряженнос­ти. Другой очаг к тому времени уже тлел на Дальнем Востоке: с 1931 г. Япония вела захватническую войну против Китая.

К середине 30-х гг. во внешней политике СССР основ­ное место занимает проблема отношений с агрессивными фашистскими государствами (Германией и Италией) и милитаристской Японией.

Двойная дипломатия Сталина. Советское правитель­ство в декабре 1933 г. предложило создать систему кол­лективной безопасности через заключение серии специ­альных межгосударственных договоров. Они должны были гарантировать нерушимость границ и содержать обязательства по совместному отпору агрессору.

Для пропаганды идеи коллективной безопасности ак­тивно использовалась трибуна авторитетной международ­ной организации — Лиги Наций, куда СССР вступил в 1934 г. В следующем году Советский Союз подписал до­говоры с Францией и Чехословакией, предусматривав­шие помощь, в том числе и ограниченную военную, в случае нападения агрессора. Москва осудила фашист­скую Италию, начавшую в 1935 г. захватническую вой­ну в Абиссинии (современная Эфиопия), оказала масси­рованную поддержку — кредитами, боевой техникой, военными советниками и добровольцами — Китаю и ан­тифашистским силам Испании, боровшимся в 1936-1939 гг. с армией мятежного генерала Ф. Франко.

Эти факты хорошо известны. Но вплоть до последне­го времени мы практически ничего не знали о второй, закулисной стороне внешней политики Москвы. В отли­чие от 20-х — начала 30-х гг. эта линия проводилась не через Коминтерн (он, провозгласив себя с 1935 г. сторон­ником широких антифашистских фронтов с участием со­циал-демократии, заметно ослабил революционно-под­рывную деятельность в европейских странах), а через доверенных лиц И. В. Сталина — сотрудников советских учреждений за рубежом. Она преследовала цель добить­ся — на случай непреодолимых трудностей по формиро­ванию коллективной безопасности — определенных по­литических соглашений с нацистской Германией, с тем чтобы локализовать ее агрессивные устремления в рам­ках капиталистической системы, отвести огонь разгорав­шейся войны от границ СССР.

Еще более энергично использовали средства тайной дипломатии в отношениях с Германией западные демо­кратии, прежде всего Англия. Цель у них была прямо противоположной — направить гитлеровскую военную машину на Восток. Вскоре этой задаче подчиняется и официальная дипломатия Англии и Франции. «Нам всем известно желание Германии двинуться на Вос­ток, — заявил в 1936 г. английский премьер-министр С. Болдуин. — Если бы в Европе дошло до драки, то я хотел бы, чтобы это была драка между большевиками и нацистами».

Западные демократии откровенно вступили на путь умиротво­рения фашистской Германии, ограничиваясь лишь формальными протестами всякий раз, когда Третий рейх делал новый шаг по наращиванию военной мощи и своих агрессивных устремлений (отказ от уплаты репараций по условиям Версальского договора, запрещенное им же производство самолетов, танков и другой бо­евой техники, аннексия в марте 1938 г. Австрии).

Венцом гибельной политики умиротворения стал мюн­хенский сговор Англии, Франции, Германии и Италии, направленный на расчленение Чехословакии. В сентябре 1938 г. Германия получила Судетскую область, где рас­полагалась половина тяжелой промышленности Чехосло­вакии. В марте 1939 г. это государство вообще переста­ло существовать. Чехия целиком отошла Германии, а Словакия, сохранившая внешние атрибуты суверенности, была превращена в бесправную марионетку Берлина.

Пакт о ненападении 1939 г. На рубеже 1938-1939 гг. Берлин определил направление дальнейшей экспансии. Планировалось захватить Польшу, а затем, накопив не­обходимые силы и укрепив тылы, выступить против Франции и Англии. В отношении же СССР нацисты взя­ли курс на «инсценировку нового рапалльского этапа». Такими словами охарактеризовал этот курс сам Гитлер, имея в виду свое намерение превратить СССР во времен­ного «союзника» стремящейся к мировому господству Германии и тем самым до поры до времени нейтрализо­вать его, не допустить вмешательства Москвы в боевые действия на англо-французской стороне.

Семена «нового Рапалло» упали на подготовленную почву. Несмотря на неудачу первой попытки «навести мосты» между Москвой и Берлином (конфиденциальные разговоры на эту тему были прерваны в середине 1937 г. по инициативе германского руководства), И. В. Сталин и его окружение по-прежнему не исключали возможности сближения с Германией как альтернативы другого сбли­жения — с западными демократиями. Между тем по­следнее становилось все более проблематичным.

Проходившие в Москве в июле — августе 1939 г. англо-франко-советские переговоры (сначала общеполитиче­ские, затем военных миссий) выявили жесткие, беском­промиссные позиции сторон, почти не скрывавших острого недоверия друг к другу. И это не было случай­ным. И. В. Сталин располагал сведениями об одновре­менных тайных переговорах Лондона и Парижа с Берли­ном, в том числе о намерении Англии сделать очередной шаг по умиротворению Германии: отказаться от обяза­тельств по защите Польши и провести за ее счет новый вариант «Мюнхена» уже непосредственно у границ СССР. В свою очередь, в западноевропейских столицах знали о негласных контактах германских и советских дипломатов самого высокого ранга (включая В. М. Мо- лотова, возглавившего в мае 1939 г. Наркомат иностран­ных дел). В ходе этих контактов, особенно интенсивных с июля 1939 г., представители двух стран довольно быс­тро нашли общий язык.

В середине августа 1939 г. И. В. Сталин сделал свой выбор. 23 августа, когда еще вяло тянулись военные переговоры с Англией и Францией, В. М. Молотов и министр иностранных дел Германии И. Риббентроп под­писали в Москве пакт о ненападении и секретный допол­нительный протокол к нему о разделе «сфер влияния» в Восточной Европе. Согласно последнему, Берлин при­знавал «сферой влияния» Советского Союза Латвию, Эстонию, Финляндию, восточную часть Польши и Бесса­рабию. В сентябре 1939 г. этот перечень был дополнен Литвой.

Объясните значение понятий и выражений: система кол­лективной безопасности, тайная дипломатия, «двойная дип­ломатия», политика умиротворения, мюнхенский сговор.

1. Дайте оценку обострению международной обстанов­ки в 30-е гг. с позиции официальной дипломатии или с позиции Коминтерна.

2. Почему в 30-е гг. основным направлением дипломатических усилий СССР стано­вится борьба за создание системы коллективной безо­пасности? Каких успехов удалось достичь на этом пу­ти?

3. Охарактеризуйте политику СССР и западных демократий по отношению к фашистской Германии. Каковы были причины тайной дипломатии в отноше­ниях с этой страной?

4. Объясните, почему заверши­лись неудачей англо-франко-советские переговоры (июль — август 1939 г.).

5. Поработайте в парах. От ли­ца современников событий выскажите доводы за и против заключения пакта о ненападении с Германией. Сформулируйте вывод. Измените ли вы мнение, если узнаете о секретном дополнительном протоколе?

6. Ка­ковы причины и последствия подписания пакта о не­нападении 23 августа 1939 г. для СССР? для Герма­нии? для других стран? При ответе используйте факты из курса всеобщей истории.

Накануне грозных испытаний

Проблема. Как СССР подготовился к войне? Ответьте на вопросы.

1. Какие государства и территории вошли в состав СССР в 1940 г.?

2. Когда в гитлеровской Германии было принято решение о войне против СССР?

3. Какие события происходили в Красной армии в конце 30-х гг.?

Начало Второй мировой войны и советская внешняя политика. Через неделю после подписания пакта Герма­ния напала на Польшу. Англия и Франция, потерпев по­ражение в тайных и явных попытках сговориться с Гит­лером за счет СССР, объявили о военной поддержке Варшавы. Началась Вторая мировая война. СССР офици­ально определил свое отношение к воюющим государст­вам как нейтральное.

Главным выигрышем от пакта о ненападении И. В. Ста­лин считал стратегическую паузу, полученную СССР. С его точки зрения, отход Москвы от активной европей­ской политики придавал мировой войне чисто империа­листический характер. Классовые противники Советско­го государства взаимно истощали свои силы, а само оно получило возможность передвинуть на Запад собствен­ные границы (в соответствии с секретным соглашением с Германией о сферах влияния) и выигрывало время для укрепления военно-экономического потенциала.

Кроме того, с заключением пакта появлялась возможность воздействовать через Берлин на беспокойного восточно­го соседа. За последние годы агрессив­ная политика Японии уже привела к двум крупным военным конфликтам с СССР (на озере Хасан в 1938 г. и на ре­ке Халхин-Гол в 1939 г.) и грозила но­выми, еще более масштабными столк­новениями.

Карта раздела Польши с подписями И. В. Ста­лина и И. Риббентропа. 28 сентября 1939 г


Япония откликнулась на событие в Москве еще быстрее и резче, чем ожи­дало советское руководство. Пакт Молотова — Риббентропа явно застал Токио врасплох и серьезно подорвал его на­дежды на помощь своего стратегическо­го союзника во враждебных действиях против СССР, тем более что последние не приносили успеха. В японском ген­штабе начался пересмотр планов предприятия.

Под прямым воздействием советско-германских согла­шений стремительно менялась политическая география Восточной Европы. 17 сентября 1939 г. советские войска вошли на восточные земли Польши, потерпевшей полное поражение от Германии. К СССР были присоединены За­падная Украина и Западная Белоруссия — территории, ранее входившие в состав Российской империи, но уте­рянные в результате советско-польской войны 1920 г. стоящих военных операций. Центральное место в них теперь за­нимало южное направление — наступление на колониальные вла­дения Англии и США (Малайя, Бирма, Филиппины и др.). Раз­вивая успех, СССР в апреле 1941 г. подписал с Японией пакт о нейтралитете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: