В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», ставший нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. Он давал далекую от истины сталинскую версию прошлого большевистской партии. В угоду политической конъюнктуре была переосмыслена и история Российского государства. Если до революции оно рассматривалось большевиками как «тюрьма народов», то теперь, напротив, всячески подчеркивалась его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и народностей.
Свободнее развивались естественные и технические науки. В те годы заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики и электроники (Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе и др.), математики (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш, М. А. Лаврентьев, С. Л. Соболев), физиологии (школа академика И. П. Павлова), биологии (Д. Н. Прянишников, Н. И. Вавилов), теории космических исследований и ракетной техники (К. Э. Циолковский, Ю. В. Кондратюк, Ф. А. Цандер). В 1933-1936 гг. в небо стартовали первые советские ракеты. Мировую известность получили исследования дрейфующей станции «Северный по- люс-1», возглавляемой И. Д. Папаниным, беспосадочные рекордные перелеты В. А. Чкалова, В. К. Коккинаки, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой.
|
|
Впрочем, приоритетным для советского руководства было не столько накопление фундаментальных знаний или организация рассчитанных на внешний эффект исследовательских предприятий, сколько прогресс в прикладных науках, способных обеспечить техническое перевооружение промышленности.
Бесспорным достижением отечественных ученых стало проектирование мощных гидротурбин и угольных комбайнов, открытие промышленных методов получения синтетического каучука, высокооктанового топлива, искусственных удобрений.
Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж. Я. Котин, М. И. Кошкин, А. А. Морозов), самолетов (А. И. Туполев, С. В. Ильюшин, Н. Н. Поликарпов, А. С. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров), автоматического оружия (В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев).
Подлинный бум переживала в 30-е гг. высшая школа. Государство, испытывая острую нужду в квалифицированных кадрах, открыло сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. В составе студентов доля выходцев из рабочих достигала 52%, крестьян — почти 17%. Специалисты советской поры, на ускоренную подготовку которых расходовалось в три раза меньше средств по сравнению с дореволюционным временем (за счет снижения срока обучения, преобладания вечерних и заочных форм), широким потоком вливались в ряды интеллигенции. К концу 30-х гг. новые пополнения достигли 90% от общей численности этого социального слоя.
|
|
Серьезные изменения происходили и в средней школе. В 1930 г. в стране вводится всеобщее начальное образование, а в городах — обязательное семилетнее. В мае 1934 г. была изменена структура единой общеобразовательной школы. Упраздняются две ступени и вводятся: начальная школа — с I по IV класс, неполная средняя — с I по VII класс и средняя — с I по X класс. Было восстановлено преподавание всемирной и отечественной истории, введены учебники по всем школьным предметам, строгое расписание занятий.
Наконец, в 30-е гг. была в основном преодолена неграмотность, оставшаяся уделом еще многих миллионов людей. Большую роль сыграл здесь начатый в 1928 г. по инициативе комсомола всесоюзный культурный поход под девизом «Грамотный, обучи неграмотного!». В нем участвовали сотни тысяч врачей, инженеров, студентов, школьников, домохозяек. Перепись населения в 1939 г. подвела итоги: число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 81,2%.
Тогда же завершилась и выработка письменности для национальных меньшинств, никогда не знавших ее. За 20-30-е гг. ее обрело около 40 народностей Севера и других регионов.
Объясните значение понятий и выражений: «вредительство», репрессии, «большой террор», социалистический реализм.
1. Объясните, каков политический смысл судебных процессов над «буржуазными спецами».
2. С какой целью И. В. Сталин настойчиво внедрял в советское общество убеждение в том, что по мере продвижения СССР к социализму «классовая борьба будет обостряться»? На какие социально-экономические, политические, психологические последствия этой идеи он рассчитывал?
3. Выскажите свое мнение: каково значение антисталинских выступлений в начале 30-х гг.? Сравните их с внутрипартийной оппозицией в 20-е гг. Что в них общего и особенного? В чем причины новой победы Сталина над своими политическими противниками?
4. Какие цели ставили перед собой вдохновители «большого террора»? Определите его последствия для общества.
5. Соотнесите цели и задачи «культурной революции» (см. § 13) со способами их достижения и результатами (см. § 17, 21).
«Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система.
Проблема. Какой общественно-политический строй сложился в СССР в конце 30-х гг.?
Ответьте на вопросы.
1. Что представляла собой государственная символика (герб, флаг, гимн СССР) в 30-е гг.?
2. Что нового внесла в политическую жизнь Конституция 1936 г.?
Новая Конституция СССР. В декабре 1936 г. была принята новая Конституция СССР, тут же объявленная официальной пропагандой Конституцией победившего социализма.
Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической — социалистическая собственность на средства производства. Как и в прежних советских конституциях, декларировалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, объединения в союзы. Добавились и новые права граждан: на труд, отдых, «всеобщеобязательное» неполное среднее образование. Некоторые изменения были внесены в систему государственной власти.
Ее высшим органом объявлялся Верховный Совет, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, а в период между его сессиями — Президиум Верховного Совета. Изменения коснулись избирательной системы: выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании. Красной нитью через весь текст Конституции проходил тезис: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян».
|
|
Что же на деле представляла собой «страна победившего социализма»?
Экономика. Сложившаяся к тому времени экономика ныне определяется как директивная.
Она характеризовалась:
Государственный герб (изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») и флаг (золотые серп и молот, над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой на красном прямоугольном полотнище) Советского Союза.
- фактически полным огосударствлением средств производства, хотя формально-юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности: государственной и групповой (кооперативно-колхозной);
- свернутостью товарно-денежных отношений (но не их полным отсутствием в соответствии с социалистическим идеалом), деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись в кабинетах чиновников, а не на основе рыночного спроса и предложения);
- предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности на местах (в республиках и областях); административно-командным распределением ресурсов и готовой продукции из централизованных фондов.
Для советской модели директивной экономики было характерно существование так называемой «подсистемы страха» — мощных рычагов внеэкономического принуждения. В августе 1932 г. ЦИК СССР одобрил закон «Об укреплении социалистической собственности». Согласно ему, граждане, начиная с 12-летнего возраста, например, подбирающие колоски на колхозном поле, объявлялись «врагами народа» и могли получить срок не менее 10 лет. На рубеже 1932-1933 гг. вводится паспортный режим, отделявший административной стеной деревню от города, ибо паспорта выдавались лишь горожанам. Крестьяне, таким образом, были лишены права свободного перемещения по стране и фактически прикреплялись к земле, к своим колхозам.
|
|
К концу 30-х гг. директивная экономика в результате массовых репрессий все отчетливее приобретает «лагерный» облик. В 1940 г. централизованная картотека ГУЛАГа включала данные почти на 8 млн лиц трех категорий: находившихся в то время в заключении; отбывших срок и вышедших на свободу; умерших в лагерях и тюрьмах. Иначе говоря, за 10 лет существования ГУЛАГа за колючей проволокой перебывало более 5% всего населения страны. Лагеря и колонии давали около половины добываемого в СССР золота и хромоникелевой руды, не менее трети платины и древесины. Заключенные производили примерно пятую часть общего объема капитальных работ. Их усилиями строились целые города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет), каналы (Беломорско-Балтийский, Москва — Волга), железные дороги (Тайшет — Лена, БАМ — Тында).
Социальная структура. Социально-классовую структуру общества, насчитывавшего к 1939 г. около 170 млн человек, составляли три основных элемента: рабочий класс — его численность увеличилась за 1929-1937 гг. почти втрое, главным образом за счет выходцев из деревни, и вместе с членами семей составляла 33,7% всего населения (в национальных районах рост его рядов был еще более значителен: в Казахстане — в 18 раз, в Киргизии — в 27 раз), класс колхозного крестьянства и кооперированных кустарей (47,2%), социальная группа служащих и интеллигенции (16,5%). Сохранялся также и небольшой слой крестьян-единоличников и некооперированных кустарей (2,6%).
Современные обществоведы в группе служащих и интеллигенции выделяют еще один социальный слой — номенклатуру. В нее входили ответственные работники партийно-государственного аппарата разного уровня и массовых общественных организаций, вершившие все дела в СССР от имени народа, отчужденного на практике от власти и собственности.
Увеличивается подоходный налог на население. Вводится принудительная подписка на облигации «займов индустриализации», отбиравшие немалую долю зарплаты. А с конца 1928 г. жители городов были переведены на карточную систему распределения товаров. По твердым ценам они могли покупать, в зависимости от установленных категорий, ограниченное количество продовольственных и промышленных товаров.Уровень жизни населения. С конца 20-х гг. вся социальная политика сталинского руководства была подчинена одной цели — извлечению из общества дополнительных средств для форсированной индустриализации.
В 1929-1930 гг. московские рабочие, например, в месяц в среднем получали по карточкам: хлеба — 24 кг, мяса — 6 кг, крупы — 2,5 кг, сливочного масла — 550 г, растительного масла — 600 г, сахара — 1,5 кг. Карточные нормы служащих были существенно ниже. Сравнительно хорошо снабжали лишь ученых. В дальнейшем отоваривание по карточкам неоднократно снижалось. Несколько улучшали положение сохранявшаяся сеть коммерческой торговли (по свободным ценам), открытые по стране в 1933 г. городские колхозные рынки, а также неистребимая спекуляция — нелегальная частная торговля.
Особенно тяжелым было положение в деревне. Крестьяне почти ничего не получали из колхозных касс и амбаров по трудодням и жили за счет своих подсобных хозяйств. Голод, обрушившийся в 1932-1933 гг. на ослабленную коллективизацией деревню, по разным данным, унес жизни до 5 млн человек. От голода, холода и непосильного труда погибли в дальних поселениях и сотни тысяч раскулаченных.
В 1935 г. карточная система была отменена. Вскоре И. В. Сталин заявил, что в Советской стране «жить стало лучше, жить стало веселее». Действительно, материальное положение городских и сельских жителей медленно улучшалось. В деревне, например, потребление важнейших продуктов питания (мяса, рыбы, масла, сахара) увеличилось к концу 30-х гг. по сравнению с голодным 1933 г. вдвое. И все же радужные слова Сталина далеко расходились с суровой реальностью — если не считать жизненный уровень избранных, номенклатуры, который был неизмеримо выше среднего по стране.
Зарплата рабочих и служащих в середине 30-х гг. составляла около 85% от уровня 1928 г. За это же время госцены выросли: на сахар — в 6 раз, хлеб — в 10, яйца — в 11, мясо — в 13, сельдь — в 15, растительное масло — в 28.
Политическая система. Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И. В. Сталина, заменивший коллективную диктатуру старой большевистской гвардии ленинского периода.
За фасадом чисто декоративной официальной власти (Советов всех уровней — от Верховного Совета до районного и сельского) скрывалась истинная несущая конструкция режима личной диктатуры. Ее образовывали две пронизывающие страну системы: партийных органов и органов госбезопасности. Первые подбирали кадры для различных управленческих структур государства и контролировали их работу. Еще более широкие контрольные функции, включавшие надзор за самой партией, осуществляли органы госбезопасности, которые действовали под прямым руководством И. В. Сталина.
Вся номенклатура, в том числе ее ядро — партократия, жила в страхе, опасаясь репрессий, ее ряды периодически «перетряхивались», что исключало саму возможность консолидации нового привилегированного слоя управленцев на антисталинской основе и превращало их в простых проводников воли партийно-государственной верхушки во главе с И. В. Сталиным.
Каждый член советского общества был вовлечен в иерархическую систему организаций: избранные, самые надежные, с точки зрения властей, — в партию (свыше 2 млн человек) и Советы (3,6 млн депутатов и активистов), молодежь — в комсомол (9 млн человек), дети — в пионерские дружины, рабочие и служащие — в профсоюзы (27 млн человек), литературная и художественная интеллигенция — в творческие союзы. Все они служили как бы «приводными ремнями» от партийно-государственного руководства к массам, конденсировали социально-политическую энергию народа, не находившую при отсутствии гражданских свобод какого-либо иного легального выхода, и направляли ее на решение «очередных задач Советской власти».
Общество государственного социализма. Сейчас многие задаются вопросом: какая социальная система в конечном счете образовалась в СССР к исходу 30-х гг.? Думается, правы те историки и социологи, кто определяет ее как государственный социализм. Социализм — так как произошли обобществление производства, ликвидация частной собственности и базировавшихся на ней общественных классов. Государственный — так как обобществление было не реальным, а иллюзорным: функции по распоряжению собственностью и политическая власть осуществлялись партийно-государственным аппаратом, номенклатурой и в определяющей степени ее вождем.
При этом государственный социализм в СССР приобрел отчетливо выраженный тоталитарный характер. Помимо отмеченного выше полного (тотального) контроля государства над экономикой, присутствовали и другие «родовые» признаки тоталитаризма: огосударствление политической системы, включая общественные организации, всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии властей на средства массовой информации, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих вообще.
Объясните значение понятий и выражений: директивная экономика, карточная система, «займы индустриализации», номенклатура, режим личной власти, государственный социализм.
1. Заполните таблицу «Страна победившего социализма: Конституция и реальность».
Линии сравнения:
1) политическая основа СССР, сущность политической власти,
2) экономическая основа,
3) социально-классовая структура,
4) участие граждан в политической жизни, права и свободы.
2. Сравните социальную политику середины 20-х гг. и периода форсированной модернизации. С чем были связаны происходившие изменения?
3. Поработайте в группах. Подсчитайте ежедневный рацион московского рабочего по карточным нормам. Используя источники, расскажите о жизни крестьян — раскулаченных, единоличников, колхозников. Охарактеризуйте положение узников ГУЛАГа. Обсудите коллективно: почему в СССР не было массовых выступлений против власти?
4. Привлекая сведения из курса обществознания, дайте характеристику режима личной власти Сталина. Сопоставьте его с политическим режимом ленинского периода.
5. Используя сведения из курса обществознания, обоснуйте или опровергните тезис, что государственный социализм в СССР был разновидностью тоталитарного государства.
6. Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?
На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е гг.
Проблема. Как и почему меняется роль СССР на международной арене в 30-е гг.?
Вспомните значение понятий: фашизм, сфера влияния. Ответьте на вопросы.
1. Где в начале 30-х гг. возникли очаги международной напряженности?
2. Какие группы государств можно выделить на международной арене в 30-е гг. (до начала Второй мировой войны)
3. Какое участие принимал СССР в войне в Испании?
На рубеже 20-30-х гг. для советской внешней политики по-прежнему была характерна двойственность. По линии официальной дипломатии достигаются новые успехи. Так, удалось восстановить дипломатические отношения с Англией (1929) и Китаем (1932), демонстративно разорванные ранее по инициативе руководства этих стран. В 1932 г. СССР заключил новую серию договоров о ненападении с Францией, Польшей, Финляндией и Эстонией.
Что касается действий по коминтерновской линии, то провалы здесь не помешали И. В. Сталину сделать в 1928 г. вывод, что «Европа явным образом вступает в полосу нового революционного подъема». И хотя это заключение противоречило реальности, Коминтерн потребовал от компартии при подготовке к «решающим боям пролетариата» главный удар наносить по обвиняемым в «пособничестве фашистам» социал-демократическим партиям, с тем чтобы изолировать их от рабочих масс и утвердить там безраздельное влияние коммунистов.
За всем этим явственно просматривалась трагическая недооценка угрозы со стороны быстро растущих ударных сил мировой реакции — фашизма.
Обострение международной ситуации. Германские фашисты, используя глубокий раскол рабочего класса, недовольство народных масс в условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., помощь влиятельных антикоммунистических сил внутри страны и за ее пределами, уверенно продвигались к власти.
На выборах в рейхстаг (парламент) в ноябре 1932 г. за нацистскую партию проголосовало 11,7 млн избирателей (социал-демократы получили 7,2 млн голосов, коммунисты — 5,9 млн). Спустя два месяца, в январе 1933 г., президент Германии П. Гинденбург назначил главой правительства (рейхсканцлером) нацистского фюрера А. Гитлера.
Фашисты тотчас приступили к реализации своих программ вооружения страны и ликвидации буржуазно-демократических свобод. Внешняя политика гитлеровского правительства подчинялась одной цели — подготовке к развязыванию агрессивных войн для завоевания господства над всем миром.
В сердце Европы возник очаг военной напряженности. Другой очаг к тому времени уже тлел на Дальнем Востоке: с 1931 г. Япония вела захватническую войну против Китая.
К середине 30-х гг. во внешней политике СССР основное место занимает проблема отношений с агрессивными фашистскими государствами (Германией и Италией) и милитаристской Японией.
Двойная дипломатия Сталина. Советское правительство в декабре 1933 г. предложило создать систему коллективной безопасности через заключение серии специальных межгосударственных договоров. Они должны были гарантировать нерушимость границ и содержать обязательства по совместному отпору агрессору.
Для пропаганды идеи коллективной безопасности активно использовалась трибуна авторитетной международной организации — Лиги Наций, куда СССР вступил в 1934 г. В следующем году Советский Союз подписал договоры с Францией и Чехословакией, предусматривавшие помощь, в том числе и ограниченную военную, в случае нападения агрессора. Москва осудила фашистскую Италию, начавшую в 1935 г. захватническую войну в Абиссинии (современная Эфиопия), оказала массированную поддержку — кредитами, боевой техникой, военными советниками и добровольцами — Китаю и антифашистским силам Испании, боровшимся в 1936-1939 гг. с армией мятежного генерала Ф. Франко.
Эти факты хорошо известны. Но вплоть до последнего времени мы практически ничего не знали о второй, закулисной стороне внешней политики Москвы. В отличие от 20-х — начала 30-х гг. эта линия проводилась не через Коминтерн (он, провозгласив себя с 1935 г. сторонником широких антифашистских фронтов с участием социал-демократии, заметно ослабил революционно-подрывную деятельность в европейских странах), а через доверенных лиц И. В. Сталина — сотрудников советских учреждений за рубежом. Она преследовала цель добиться — на случай непреодолимых трудностей по формированию коллективной безопасности — определенных политических соглашений с нацистской Германией, с тем чтобы локализовать ее агрессивные устремления в рамках капиталистической системы, отвести огонь разгоравшейся войны от границ СССР.
Еще более энергично использовали средства тайной дипломатии в отношениях с Германией западные демократии, прежде всего Англия. Цель у них была прямо противоположной — направить гитлеровскую военную машину на Восток. Вскоре этой задаче подчиняется и официальная дипломатия Англии и Франции. «Нам всем известно желание Германии двинуться на Восток, — заявил в 1936 г. английский премьер-министр С. Болдуин. — Если бы в Европе дошло до драки, то я хотел бы, чтобы это была драка между большевиками и нацистами».
Западные демократии откровенно вступили на путь умиротворения фашистской Германии, ограничиваясь лишь формальными протестами всякий раз, когда Третий рейх делал новый шаг по наращиванию военной мощи и своих агрессивных устремлений (отказ от уплаты репараций по условиям Версальского договора, запрещенное им же производство самолетов, танков и другой боевой техники, аннексия в марте 1938 г. Австрии).
Венцом гибельной политики умиротворения стал мюнхенский сговор Англии, Франции, Германии и Италии, направленный на расчленение Чехословакии. В сентябре 1938 г. Германия получила Судетскую область, где располагалась половина тяжелой промышленности Чехословакии. В марте 1939 г. это государство вообще перестало существовать. Чехия целиком отошла Германии, а Словакия, сохранившая внешние атрибуты суверенности, была превращена в бесправную марионетку Берлина.
Пакт о ненападении 1939 г. На рубеже 1938-1939 гг. Берлин определил направление дальнейшей экспансии. Планировалось захватить Польшу, а затем, накопив необходимые силы и укрепив тылы, выступить против Франции и Англии. В отношении же СССР нацисты взяли курс на «инсценировку нового рапалльского этапа». Такими словами охарактеризовал этот курс сам Гитлер, имея в виду свое намерение превратить СССР во временного «союзника» стремящейся к мировому господству Германии и тем самым до поры до времени нейтрализовать его, не допустить вмешательства Москвы в боевые действия на англо-французской стороне.
Семена «нового Рапалло» упали на подготовленную почву. Несмотря на неудачу первой попытки «навести мосты» между Москвой и Берлином (конфиденциальные разговоры на эту тему были прерваны в середине 1937 г. по инициативе германского руководства), И. В. Сталин и его окружение по-прежнему не исключали возможности сближения с Германией как альтернативы другого сближения — с западными демократиями. Между тем последнее становилось все более проблематичным.
Проходившие в Москве в июле — августе 1939 г. англо-франко-советские переговоры (сначала общеполитические, затем военных миссий) выявили жесткие, бескомпромиссные позиции сторон, почти не скрывавших острого недоверия друг к другу. И это не было случайным. И. В. Сталин располагал сведениями об одновременных тайных переговорах Лондона и Парижа с Берлином, в том числе о намерении Англии сделать очередной шаг по умиротворению Германии: отказаться от обязательств по защите Польши и провести за ее счет новый вариант «Мюнхена» уже непосредственно у границ СССР. В свою очередь, в западноевропейских столицах знали о негласных контактах германских и советских дипломатов самого высокого ранга (включая В. М. Мо- лотова, возглавившего в мае 1939 г. Наркомат иностранных дел). В ходе этих контактов, особенно интенсивных с июля 1939 г., представители двух стран довольно быстро нашли общий язык.
В середине августа 1939 г. И. В. Сталин сделал свой выбор. 23 августа, когда еще вяло тянулись военные переговоры с Англией и Францией, В. М. Молотов и министр иностранных дел Германии И. Риббентроп подписали в Москве пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол к нему о разделе «сфер влияния» в Восточной Европе. Согласно последнему, Берлин признавал «сферой влияния» Советского Союза Латвию, Эстонию, Финляндию, восточную часть Польши и Бессарабию. В сентябре 1939 г. этот перечень был дополнен Литвой.
Объясните значение понятий и выражений: система коллективной безопасности, тайная дипломатия, «двойная дипломатия», политика умиротворения, мюнхенский сговор.
1. Дайте оценку обострению международной обстановки в 30-е гг. с позиции официальной дипломатии или с позиции Коминтерна.
2. Почему в 30-е гг. основным направлением дипломатических усилий СССР становится борьба за создание системы коллективной безопасности? Каких успехов удалось достичь на этом пути?
3. Охарактеризуйте политику СССР и западных демократий по отношению к фашистской Германии. Каковы были причины тайной дипломатии в отношениях с этой страной?
4. Объясните, почему завершились неудачей англо-франко-советские переговоры (июль — август 1939 г.).
5. Поработайте в парах. От лица современников событий выскажите доводы за и против заключения пакта о ненападении с Германией. Сформулируйте вывод. Измените ли вы мнение, если узнаете о секретном дополнительном протоколе?
6. Каковы причины и последствия подписания пакта о ненападении 23 августа 1939 г. для СССР? для Германии? для других стран? При ответе используйте факты из курса всеобщей истории.
Накануне грозных испытаний
Проблема. Как СССР подготовился к войне? Ответьте на вопросы.
1. Какие государства и территории вошли в состав СССР в 1940 г.?
2. Когда в гитлеровской Германии было принято решение о войне против СССР?
3. Какие события происходили в Красной армии в конце 30-х гг.?
Начало Второй мировой войны и советская внешняя политика. Через неделю после подписания пакта Германия напала на Польшу. Англия и Франция, потерпев поражение в тайных и явных попытках сговориться с Гитлером за счет СССР, объявили о военной поддержке Варшавы. Началась Вторая мировая война. СССР официально определил свое отношение к воюющим государствам как нейтральное.
Главным выигрышем от пакта о ненападении И. В. Сталин считал стратегическую паузу, полученную СССР. С его точки зрения, отход Москвы от активной европейской политики придавал мировой войне чисто империалистический характер. Классовые противники Советского государства взаимно истощали свои силы, а само оно получило возможность передвинуть на Запад собственные границы (в соответствии с секретным соглашением с Германией о сферах влияния) и выигрывало время для укрепления военно-экономического потенциала.
Кроме того, с заключением пакта появлялась возможность воздействовать через Берлин на беспокойного восточного соседа. За последние годы агрессивная политика Японии уже привела к двум крупным военным конфликтам с СССР (на озере Хасан в 1938 г. и на реке Халхин-Гол в 1939 г.) и грозила новыми, еще более масштабными столкновениями.
Карта раздела Польши с подписями И. В. Сталина и И. Риббентропа. 28 сентября 1939 г |
Япония откликнулась на событие в Москве еще быстрее и резче, чем ожидало советское руководство. Пакт Молотова — Риббентропа явно застал Токио врасплох и серьезно подорвал его надежды на помощь своего стратегического союзника во враждебных действиях против СССР, тем более что последние не приносили успеха. В японском генштабе начался пересмотр планов предприятия.
Под прямым воздействием советско-германских соглашений стремительно менялась политическая география Восточной Европы. 17 сентября 1939 г. советские войска вошли на восточные земли Польши, потерпевшей полное поражение от Германии. К СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия — территории, ранее входившие в состав Российской империи, но утерянные в результате советско-польской войны 1920 г. стоящих военных операций. Центральное место в них теперь занимало южное направление — наступление на колониальные владения Англии и США (Малайя, Бирма, Филиппины и др.). Развивая успех, СССР в апреле 1941 г. подписал с Японией пакт о нейтралитете.