Раннероманская архитектура на территории Франции

Оттоновская скульптура и ДПИ

Кельн был известен своими ювелирными изделиями. Это выносные кресты, урашенные драгоценными каменьями и эмалью.

Оттоновская эпоха по – своему перерабатывала в скульптуре полученные из вне художественные импульсы. В немецкой скульптуре Х – первой половины Хl века на передний план выходит драмма человеческих чувств и поступков. Мастера отдают предпочтение сценам грехопадения, изображению крестного пути и распятия, скорби об умершем. Скульптура обращалась к широкому зрителю. Она несла в себе проповеднический пафос и, взывая к многолюдной аудитории, не могла игнорировать ее взгляды. Пластика вбирала в себя черты народной веры и проникалась тем острым реализмом, который подкупает в созданиях ваятелей того времени.

Два памятника наиболее выразительны: «Распятие Геро» в Кельне и бронзовые двери церкви Санкт Михаэль в Хильдесхейме. «Распятие Геро» играло роль реликвария.

Над дверями, как полагают, трудилось два скульптора. На хильдесхеймских дверях представлены основные эпизоды Ветхого и Нового заветов. Эти двери- наглядный образец средневековой «библии для не умеющих читать». Грехопадение, братоубийство и искупительная миссия Христа изображены с наглядной назидательностью. В сценах Ветхого завета господствует динамика. Большеголовые, с непропорционально тонкими руками и ногам, наполовину утопленные в нейтральном фоне с элементами весьма условно переданного пейзажа, человеческие фигурки необычайно подвижны и деятельны.

  1. Оттоновская миниатюра

Изобразительное ис – во наиболее ярко проявилось в книжной миниатюре. Богато украшенная книга считалась в то время первостепенным и благочестивым даром. Заказчиками рукописей были императоры, но в большей части прелаты. Главным образом составлялись и переписывались литургические книги – Евангеларии, Сакраментарии, Лекционарии, а так же Пластири. Миниатюристы питали склонность к обширным повествовательным циклам и помпезным композициям.

В центре внимания стояла человеческая фигура, пейзаж сводился к нескольким символическим изображения или отсутствовал вовсе, его заменяли нейтральные, иногда золотые фоны. Иллюстрациям в книге отводились целые страницы, орнаментальные формы стали сосредотачиваться в инициалах. Композиции миниатюр обрели строгость. В репрезентативных миниатюрах усилилась экспрессия мимики и жеста. Кристаллизация стиля оттоновской миниатюры связана с деятельностью скриптория монастыря Рейхенау на Боденском озере. Можно предположить не меньшую роль епископского города Трира, важного центра монастырской реформы. На ряду с этими крупнейшими школами миниатюры активно действовали скриптории в Фульде, Корвее, Кельне и др.

Новая страница истории немецкой миниатюры была написана на протяжении первой трети ХI века. Стали значительную роль играть Эхтернах, Кельн, Регенсбург. В них усилилось воздействие византийских элементов, которые мастера перетолковывали на свой лад. В Этернахе создавали большие фолианты, расточительно украшенные миниатюрами. В Регенсбурге любили орнаментальные фоны и представительные сцены коронаций. Кельнские рукописи невелики по размеру. Кельнских мастеров влек к себе тип византийских фигур, живописность, колористическая насыщенность.

Процесс формирования романской архитектуры наиболее последовательно осуществляется во Франции. Выделившееся по Верденскому договору Западнофранкское королевство не представляло единого целого. Различными путями шло развитие севера и юга. В этих условиях важную роль стали играть объединенные клюнийской реформой монастыри, в руках которых стала сосредотачиваться строительная инициатива. Это предопределило ведущее положение монастырской архитектуры в романском зодчестве Франции.

Тип романского монастырского храма сложился не сразу. Первоначально новшества коснулись организации алтарной части. «Бенедиктовский план» стал вытесняться хором с обходом и венцом капелл. Тип каролингского храма обогащался за счет разработки вертикальных членений интерьера, общего силуэта здания, а также скульптурного декора. Перекрытия остались плоскими.

Ранние памятники Средней Франции имели хорошо развитый план, включавший хор с обходом, трансепт, который сообщал особую пространственность средокрестию; над боковыми нефами располагались эмпоры. В наилучшем состоянии дошла монастырская башня монастырской церкви Сен – Бенуа – сюр – Луа. Опоры башни с приставными полуколоннами выделяются мощной пластичностью, стилизованные коринфские капители включают сюжетные изображения.

Областью Франции, где скрещивались и обретали синтез разнообразные художественные искания, стала Бургундия, важный перекресток европейских дорог, стык епископских владений и центр клюнийского движения. Среди построек этого региона хорошо сохранилась церковь Сен Филибер в Тюрню


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: