Глава № 9 Методология философии истории
Прогресс и его критерий.
Глава № 7. Направленность мировой истории.
Развития исторического процесса.
Выражение источника, механизма и направленности
Глава № 6 Законы истории как онтологическое
Или субъективная востребованность философии истории
Глава № 5. Неклассическая рациональность
Глава № 4. Классическая философия истории.
Глава № 3 Архетипы истории.
Глава №2. Рациональность и философия истории.
Глава № 1 Историческое как предмет Философии истории.
Предисловие. 4
Оглавление.
Учебное пособие по философии истории.
И.И. Кальной
Симферополь – 2004
§ 1. Два взгляда на историческое. 6
§ 2. Историческое как особый вид «бытия в мире». 15
§ 3. Основные понятия, идеи и принципы философии истории. 18
§ 1. Рациональность как условие критики сущего и рефлексия
должного. 24
§ 2. История как рациональная реконструкция
и интерпретация прошлого. 29
1. Мифологический образ истории. 32
2. Религиозный образ истории. 35
1. Исторический прогресс как прогресс науки. 40
|
|
2. «Лестница прогресса» эпохи Просвещения. 45
3. Концепция истории Дж. Вико. 50
4. И. Гердер и его история как прогресс «гуманности». 53
5. Гегель о «хитрости мирового разума. 55
6. Марксизм и его материалистическое понимание истории. 58
7. Тейяр де Шарден и его история косморазвития. 62
1. Становление неклассической рациональности. 67
2. «Прогресс и порядок» в философии О. Конта. 70
3. Г. Спенсер о социальной эволюции. 74
4. Аксиологическая интерпретация в философии истории
5. неокантианства. 77
6. Р. Коллингвуд об истории как самопознании человеческого духа. 83
7. Ф. Ницше об истории как осуществлении «воли к власти». 86
8. В. Дильтей о переживании и понимании истории. 89
9. Концепция культурно-истоических типов Н.Я. Данилевского. 91
10. О. Шпенглер об истории как самоисповедовании культур. 93
11. Постижение истории по А. Тойнби. 96
1. Философия истории о законах истории. 100
2. Движущие силы исторического развития 104
3. Первые шаги истории человечества 107
4. Роль личности в истории. 109
1. О направленности мирового исторического процесса. 111
2. Основные закономерности прогресса и его критерий. 114
3. Общество как саморазвивающаяся система. 116
4. Основные категории исторического процесса. 121
Глава № 8. Современные проблемы философии истории.
1. Кризис европоцентризма. 127
2. Проблема смысла истории. 134
3. Проблема «открытого общества». 136
1. Общие размышления о методологии 139
2. Методы постижения исторического события. 146
курса и работе над первоисточниками. 151
Рекомендованные темы семинарских занятий 154
Темы рефератов. 157
Общая библиография: 158
|
|
Предисловие
Философия истории – это пограничная сфера философии и науки. В отличие от истории как отрасли научного знания она способна обрести статус метанауки и обеспечить предпосылочное знание. В отличие от философии ее объектом выступают не предельные основания мира, а только то, что проходит по реестру «исторического». В качестве отправной точки отсчета философия истории рассматривает не «факт» в системе субъекно-объектного отношения, а событие в системе субъектно-субъектного отношения. Это и многое другое составляет специфику философии истории и ее отличие как от философии, так и истории.
При подготовке учебного пособия принимался во внимание опыт отечественной и зарубежной практики, что реализует преемственность и объясняет неизбежность повтора некоторых известных позиций.
Содержание глав логически взаимосвязанно и в целом обеспечивает изложение учебного курса «Философия истории», который завершается методическими рекомендациями, семинарскими занятиями и библиографией. Цель курса заключается в обосновании положения о том, что философия истории является своеобразной теорией исторического познания. Она помогает исследователю осуществить один из важнейших принципов гносеологического отношения субъекта к объекту, - принцип объективности: Принцип объективности обеспечивает преодоление принадлежности историка к определенной эпохе, к определенной стране, к определенной социальной группе, к определенной религии и т. д.
Задачи курса: помочь студенту углубленно изучить историческое, освоить принцип историцизма, принять событие как исходную категорию философии истории, рассмотрев событие через призму эпохальных парадигм; ознакомиться с различными точками зрения на понимание истории; освоить определенный уровень методологической культуры, познакомиться с методами аксиологии, герменевтики, и компаративистики.
Заявленное пособие предполагает, что студенты получили подготовку по философии, культурологии, логике и политологии. А посему пособие ориентировано на дальнейшее развитие гуманистического мировоззрения и формирование методологической культуры молодых исследователей.
Вглядываясь в прошлое, человечество пытается найти в нём знаки будущего, обрести надежду, практически утраченную в жестоком ХХ веке, и философия истории должна выполнять свое назначение. Осознание истории выступает базой выработки новой стратегии развития человечества в третьем тысячелетии.