Задание №8.
L Задание для самоконтроля.
I. Развитие школьного образования в странах Западной Европы, США и России.
Методические указания.
1. Изучите теоретические аспекты развития школьного образования в странах Западной Европы и России.
При выполнении задания обратите внимание на основные тенденции в развитии школьного образования, общее и особенное в организации деятельности школ. Используйте для этого материалы учебного пособия А.И. Пискунова (с. 177-179, 194-205, 225-232, 233-257, 262-275, 277-281, 339-349).
! Заполните таблицу:
Таблица 9.
“Школы Западной Европы и России XVII-XIX вв.”.
страна, год | название учебного заведения | когда возникло, подвергалось реформированию | цели школы | особенности организации и содержания учебно-воспитатель ного процесса |
При заполнении таблицы воспользуйтесь также данными «Историко-педагогической хронологии», схемами, представляющими школьные образовательные системы в России XVIII-XIX вв. (см. Приложение).
Включите в содержание таблицы сведения о тульских гимназиях XIX века.
|
|
2. Представление об основных подходах к воспитанию детей в Русском государстве XVII в. даёт обращение к тексту документа «Гражданство обычаев детских», автором которого был Епифаний Славинецкий.
! Ответьте письменно на вопрос:
- Какие традиции духовного и светского воспитания нашли отражение в этом произведении?
Приведите примеры в виде цитатного материала.
3. Работая с текстом учебных пособий, обратите внимание на европейские движения за обновление школьного образования.
! Ответьте письменно на вопросы:
- Почему возникли движения за обновление школьного образования?
- В чём сущность данных движений? (см. «Историко-педагогический словарь»)
янсенизм –
пиетизм –
неогуманизм –
филантропизм –
позитивизм –
- Какое влияние оказали эти движения на развитие школьного образования?
4. Ознакомьтесь с материалами «Историко-педагогической хронологии».
! На их основе составьте синхронистическую таблицу:
Таблица 10.
“Реформы школьного образования в странах
Западной Европы, США и России XVII-XIX вв.”.
век | начальное образование | среднее образование | ||
год, страна | сущность реформы | год, страна | сущность реформы | |
XVII | ||||
XVIII | ||||
XIX |
Дайте ответы.
1. Высшее учебное заведение в России XVII в. – …
а) Киево-Могилянская академия
б) Славяно-греко-латинская академия
в) Типографская школа в Москве
2. Основной тип общеобразовательной школы в эпоху Нового времени в Германии – …
а) гимназия
б) коллегия
в) академия
3. Автором «Гражданства обычаев детских» был:
|
|
а) Симеон Полоцкий
б) братья Иоанникий и Софроний Лихуды
в) Епифаний Славинецкий
4. Период возникновения закрытых сословных дворянских учебных заведений в России:
а) 1701-1725
б) 1730-1765
в) 1780-1800
5. И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман были представителями…
а) янсенизма
б) филантропизма
в) неогуманизма
6. Преемственность с классическим университетом в России XIX в. имели…
а) народные училища
б) мужские классические гимназии
в) женские гимназии
Познакомиться с сущностью основных течений реформаторской педагогики
В конце XIX в. в странах Западной Европы активизировалось движение за реформу образования и школы, осуществлялись поиски новых подходов к обучению и воспитанию, которые противопоставлялись педагогическому традиционализму. В общественно-педагогической мысли сложились многочисленные концепции и течения, которые составили сущность понятия «реформаторская педагогика» (или «новое воспитание»). Среди них: «свободное воспитание», «экспериментальная педагогика», «трудовая школа», «школа действия», «прагматическая педагогика», «педагогика личности», «функциональная педагогика» и др.
Деятельность зарубежных педагогов-реформаторов оказала существенное влияние на развитие педагогической мысли России конца XIX – начала XX вв. Так, с внедрением в психологию и педагогику экспериментального метода исследования в России появилась «экспериментальная педагогика», которая особое внимание обращала на изучение личности ребёнка в контексте педологии. Наиболее ярким её представителем стал А.П. Нечаев. Педологические курсы, открытые А.П. Нечаевым в Петербурге, потом были по его инициативе и при его участии преобразованы в Петербургскую академию (1907-1915), при которой возникла экспериментальная школа для разработки основных вопросов обучения и воспитания. Академия из числа лиц с высшим образованием готовила специалистов-исследователей и работников народного образования. Кроме книг по экспериментальной педагогике, выпускавшихся под редакцией А.П. Нечаева, результаты экспериментальных исследований распространялись среди педагогов на особых съездах и через журнал «Русская школа».
Для решения воспитательных задач использовались также разработанные в ходе лабораторного эксперимента «Школьные характеристики» А.Ф. Лазурского. С их помощью была сделана попытка выделить из числа учащихся обыкновенных школ малоспособных детей и обучать их в особых, вспомогательных школах или в специальных отделениях обычных школ.
Особое внимание русских педагогов привлекала идея обновления общего образования ручным трудом (К.Ю. Цируль, А.А. Воронин, кн. П.А. Кропоткин и др.). Теория трудовой школы была представлена в России В.И. Фармаковским. Наряду с описанием состояния трудового обучения, освещением методических приёмов уроков труда, он сводил трудовое обучение к учебному труду. Историю трудовой школы в марксистском освещении изложила Н.К. Крупская в книге «Народное образование и демократия». Школа рассматривалась ею в руках рабочей демократии как орудие преобразования современного общества.
В начале ХХ века в России вновь обрели широкую известность и распространение идеи свободного воспитания. С конца 1907 г. в Москве стал выходить ежемесячный журнал «Свободное воспитание» под редакцией И.И. Горбунова-Посадова. В журнале помещали свои статьи С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко и др. Крайним выразителем теории свободного воспитания в начале ХХ века был К.Н. Вентцель. Однако следует иметь в виду, что внедрение прогрессивных педагогических идей реформаторской педагогики осуществлялось в постоянном противоборстве с правительственной политикой в области народного просвещения.