1. Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей
Великой французской революции на формирование общественного сознания и
литературного движения.
2. Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.
3. Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа.
4. Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в ХIХ в.
5. К.Н. Батюшков. Кулы дружбы и любви в творчестве Батюшкова. Роль поэта в
развитии русской поэзии.
6. В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.
Этические коллизии в балладах.
7. АС. Пушкин и В.Г. Белинский о Жуковском
8. Основная проблематика басен И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812
г. в басенном творчестве И.А. Крылова.
9. В.Г. Белинский о И.А Крылове.
10. Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
11. Система образов в комедии «Горе от ума».
12. Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического
романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф. Ры,леев,
|
|
В. Ф. Раевский и др.)
13. Творчество писателей-декабристов. А.А. Бестужев-Марлинский (1797—1837) и
его роль в формировании русской прозы и критики.
14. А.С.Пушкин — создатель русского литературного языка; роль Пушкина в
развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.
15. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина, ее связь с идеями декабристов
(«Вольность», «К Чаадаеву», «деревня»).
16. Южные поэмы А.С.Пушкина, их идейно-художественные особенности,
отражение в поэмах черт характера «современного человека».
17. Трагедия «Борис Годунов» А.С.Пушкина. Историческая концепция поэта и ее
отражение в конфликте и сюжете произведения.
18. Декабристская тема в творчестве А.С.Пушкина («В Сибирь», «Арион»,
«Анчар»).
19. Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина
(«Поэт и толпа». Поэт», «Поэту»).
20. Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный...», «Брожу ли я
вдоль улиц шумных..».
21. Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина - первый русский реалистический
роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и
композиции.
22. Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.
23. Смысл противопоставления Онегина и Татьяны. В.Г. Белинский о романе.
24. «Повести Белкина», их проблематика, демократизм, раздумья о судьбе русского
дворянства.
25. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, их социально-философская и этическая
проблематика.
26. Патриотические стихотворения А.С.Пушкина., («Клеветникам России»,
«Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).
27. Значение творческого наследия А.С.Пушкина. Пушкин и наша современность.
|
|
28. Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие
поэзии д.В. давыдова, П.А. Вяземского, БА. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М.
Языкова, Д.В. Веневитинова..
29. Поэты пушкинской поры. Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в
русской поэзии.
ЗО. Роль В.Г. Белинского в борьбе за реализм и народность в русской литературе,
формирование его философских и эстетических взглядов.
31. Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры,
особенности характера лирического героя.
32. Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова(«Смерть поэта», «Поэт»,
«Пророк»).
33. Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю.Лермонтова, взаимодействие
лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.
34. Социально-философская сущность поэмы М.Ю.Лермонтова «демон», диалектика
добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.
35. «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман
М.Ю.Лермонтова, его структура, система образов.
36. А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях
Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.
37. Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения
мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.
38. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, их жизнеутверждающий пафос,
романтические и реалистические тенденции.
39. Поэма «Мертвые души» ПВ. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и
композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного
замысла произведения.
40. «Выбранные места из переписки с друзьями» как выражение основных идей,
лежавших в основе второго тома поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Письмо
Белинского к Гоголю и ответ писателя критику.
41.Распространение идей утопического социализма. Кружок М.В. Буташевича Петрашевского, его состав и проблемы, обсуждавшиеся на его заседаниях.
42. Идейные СПОРЫ между западниками и славянофилами в литературно-
общественной борьбе 1840-х гг. Роль В.Г. Белинского и А.И. Герцена в этой борьбе.
43. Роль журналов «Отечественные записки» и «Современник» в литературно-
общественной борьбе, их полемика с охранительной и славянофильской
журналистикой.
44. В.Г. Белинский — теоретик русского реализма и его значение в русской
литературе.
45. Социально-политические и философские взгляды А.И. Герцена, эволюция
взглядов.
46. «Былое и думы» — энциклопедия русской идейной и политической жизни 30—50-х
гг. и западноевройейской действительности середины ХIХ в.
47. Основные черты русской классической литературы ХIХ в: национальная
самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.
48. Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской
литературы ХIХ в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.
49. Кризис самодержавно-крепостнической системы в России, развитие
просвещения, науки и искусства в 1856—I8ббгоды.
50. Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах
периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в
общественном движении.
51. Публицистическая и литературно-критическая деятельность
Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.
52. Позиция славянофилов в новых общественных условиях.
53. Расцвет литературы критического реализма.
54. Развитие демократической литературы, ее своеобразие и основные эстетические
принципы.
55. Н.Г. Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды
литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.
|
|
56. Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-политический и
философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного
эгоизма», ее привлекательность и неосуiдествимость.
57. «Очерки бурсы» И.Г. Помяловского. Проблема детства и воспитания.
58. Идейное содержание, особенности сюжета и композиции повести
Ф.М. Решетникова «Подлиповцы».
59. I-1.А.Некрасов — организатор и создатель нового «Современника».
60. Роман «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, его тема, идейный смысл,
система образов. Отражение в романе конфликтных ситуаций эпохи 1840-х гг.В.Г.
Белинский о романе.
61. Роман И.А. Гончарова, «Обломов» как социально-психологический и
философский роман.
62. Роман «Обрыв», его место в романной трилогии И.А. Гончарова. духовность и
нигилизм в романе.
63. «Записки охотника» ИС. Тургенева — история создания, проблематика и
художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».
64. Роман «Отцы и дети» ИС. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и
философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем политической борьбы накануне и во время проведения реформ.
65. Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в
романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. д.И. Писарев, М.А.
Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».
66. И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое
своеобразие.
67. И.С.Тургенев как пропагандист русской культуры на Западе. Роль писателя в
развитии русской литературы. Современное звучание произведений Тургенева.
68. Роман «дым» И.С. Тургенева, его проблематика и идейное содержание.
69. душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.
70. Особенности любовной лирики ФИ. Тютчева, ее драматическая напряженность
(«О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4
августа 1864 года» и др.)
71. Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди...», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.)
72. Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики
|
|
поэта («Средь шумного бала...», «Не ветер, вея с высоты...» и др.)
73. «Война и мир» Л.Н.Толстого Замысел, проблематика, композиция, система
образов.
74. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина», нравственный пафос романа.
75. духовные искания Л.Н.Толстого в романе «Анна Каренина».
76. Перелом в мировоззрении писателя и его переход на позиции патриархального
крестьянства («I4споведь», «В чем моя вера»).
77. Роман Л.Н.Толстого. «Воскресение», его проблематика, идейный смысл, призыв
к нравственному самоусовершенствованию.
78. Повесть Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат», ее идейно-художественный смысл и
проблематика.