ХIХ век

1. Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей

Великой французской революции на формирование общественного сознания и

литературного движения.

2. Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.

3. Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа.

4. Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в ХIХ в.

5. К.Н. Батюшков. Кулы дружбы и любви в творчестве Батюшкова. Роль поэта в

развитии русской поэзии.

6. В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.

Этические коллизии в балладах.

7. АС. Пушкин и В.Г. Белинский о Жуковском

8. Основная проблематика басен И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812

г. в басенном творчестве И.А. Крылова.

9. В.Г. Белинский о И.А Крылове.

10. Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

11. Система образов в комедии «Горе от ума».

12. Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического

романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф. Ры,леев,

В. Ф. Раевский и др.)

13. Творчество писателей-декабристов. А.А. Бестужев-Марлинский (1797—1837) и

его роль в формировании русской прозы и критики.

14. А.С.Пушкин — создатель русского литературного языка; роль Пушкина в

развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

15. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина, ее связь с идеями декабристов

(«Вольность», «К Чаадаеву», «деревня»).

16. Южные поэмы А.С.Пушкина, их идейно-художественные особенности,

отражение в поэмах черт характера «современного человека».

17. Трагедия «Борис Годунов» А.С.Пушкина. Историческая концепция поэта и ее

отражение в конфликте и сюжете произведения.

18. Декабристская тема в творчестве А.С.Пушкина («В Сибирь», «Арион»,

«Анчар»).

19. Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина

(«Поэт и толпа». Поэт», «Поэту»).

20. Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный...», «Брожу ли я

вдоль улиц шумных..».

21. Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина - первый русский реалистический

роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и

композиции.

22. Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

23. Смысл противопоставления Онегина и Татьяны. В.Г. Белинский о романе.

24. «Повести Белкина», их проблематика, демократизм, раздумья о судьбе русского

дворянства.

25. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, их социально-философская и этическая

проблематика.

26. Патриотические стихотворения А.С.Пушкина., («Клеветникам России»,

«Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).

27. Значение творческого наследия А.С.Пушкина. Пушкин и наша современность.

28. Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие

поэзии д.В. давыдова, П.А. Вяземского, БА. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М.

Языкова, Д.В. Веневитинова..

29. Поэты пушкинской поры. Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в

русской поэзии.

ЗО. Роль В.Г. Белинского в борьбе за реализм и народность в русской литературе,

формирование его философских и эстетических взглядов.

31. Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры,

особенности характера лирического героя.

32. Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова(«Смерть поэта», «Поэт»,

«Пророк»).

33. Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю.Лермонтова, взаимодействие

лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

34. Социально-философская сущность поэмы М.Ю.Лермонтова «демон», диалектика

добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

35. «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман

М.Ю.Лермонтова, его структура, система образов.

36. А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях

Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.

37. Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения

мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

38. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, их жизнеутверждающий пафос,

романтические и реалистические тенденции.

39. Поэма «Мертвые души» ПВ. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и

композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного

замысла произведения.

40. «Выбранные места из переписки с друзьями» как выражение основных идей,

лежавших в основе второго тома поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Письмо

Белинского к Гоголю и ответ писателя критику.

41.Распространение идей утопического социализма. Кружок М.В. Буташевича Петрашевского, его состав и проблемы, обсуждавшиеся на его заседаниях.

42. Идейные СПОРЫ между западниками и славянофилами в литературно-

общественной борьбе 1840-х гг. Роль В.Г. Белинского и А.И. Герцена в этой борьбе.

43. Роль журналов «Отечественные записки» и «Современник» в литературно-

общественной борьбе, их полемика с охранительной и славянофильской

журналистикой.

44. В.Г. Белинский — теоретик русского реализма и его значение в русской

литературе.

45. Социально-политические и философские взгляды А.И. Герцена, эволюция

взглядов.

46. «Былое и думы» — энциклопедия русской идейной и политической жизни 30—50-х

гг. и западноевройейской действительности середины ХIХ в.

47. Основные черты русской классической литературы ХIХ в: национальная

самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.

48. Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской

литературы ХIХ в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

49. Кризис самодержавно-крепостнической системы в России, развитие

просвещения, науки и искусства в 1856—I8ббгоды.

50. Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах

периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в

общественном движении.

51. Публицистическая и литературно-критическая деятельность

Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

52. Позиция славянофилов в новых общественных условиях.

53. Расцвет литературы критического реализма.

54. Развитие демократической литературы, ее своеобразие и основные эстетические

принципы.

55. Н.Г. Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды

литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.

56. Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-политический и

философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного

эгоизма», ее привлекательность и неосуiдествимость.

57. «Очерки бурсы» И.Г. Помяловского. Проблема детства и воспитания.

58. Идейное содержание, особенности сюжета и композиции повести

Ф.М. Решетникова «Подлиповцы».

59. I-1.А.Некрасов — организатор и создатель нового «Современника».

60. Роман «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, его тема, идейный смысл,

система образов. Отражение в романе конфликтных ситуаций эпохи 1840-х гг.В.Г.

Белинский о романе.

61. Роман И.А. Гончарова, «Обломов» как социально-психологический и

философский роман.

62. Роман «Обрыв», его место в романной трилогии И.А. Гончарова. духовность и

нигилизм в романе.

63. «Записки охотника» ИС. Тургенева — история создания, проблематика и

художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

64. Роман «Отцы и дети» ИС. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и

философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

65. Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в

романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. д.И. Писарев, М.А.

Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

66. И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое

своеобразие.

67. И.С.Тургенев как пропагандист русской культуры на Западе. Роль писателя в

развитии русской литературы. Современное звучание произведений Тургенева.

68. Роман «дым» И.С. Тургенева, его проблематика и идейное содержание.

69. душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

70. Особенности любовной лирики ФИ. Тютчева, ее драматическая напряженность

(«О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4

августа 1864 года» и др.)

71. Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди...», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.)

72. Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики

поэта («Средь шумного бала...», «Не ветер, вея с высоты...» и др.)

73. «Война и мир» Л.Н.Толстого Замысел, проблематика, композиция, система

образов.

74. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина», нравственный пафос романа.

75. духовные искания Л.Н.Толстого в романе «Анна Каренина».

76. Перелом в мировоззрении писателя и его переход на позиции патриархального

крестьянства («I4споведь», «В чем моя вера»).

77. Роман Л.Н.Толстого. «Воскресение», его проблематика, идейный смысл, призыв

к нравственному самоусовершенствованию.

78. Повесть Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат», ее идейно-художественный смысл и

проблематика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: