Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических 'знаний по курсу истории соответствующего периода.
Для ответов на задания этой части (С1—С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.
ИЗ РЕЧИ КОЗЬМЫ МИНИНА ПЕРЕД НИЖЕГОРОДЦАМИ:
«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или татар впасть. Чрез которое не токмо имения, но и живота своего многие уже лишились, и впредь наипаче все обстоятельства к тому, паче же ко утеснению и разорению предложит. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале междо главными государственными управители произошедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх божий, верность к отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей отечества в помощь призвали чужестранных государей, тот польского, другой шведского. Иные же различных воров, чернецов, холопей, Козаков и всяких бездельников царями и царевичами именовав, яко государям крест целуют. А, может, кто еще татарского или турецкого для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет...
Может, кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, и воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, всё, что есть, без остатка готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов всё отдать в пользу и услугу отечества. И готов лучше со всею моею семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть отечество к поругании и от врагов во обладании...»
С1 В каком году К. Минин выступил с данной речью? Как в истории России называется кризис начала XVII в.?
С2 В чем видит К. Минин причины ослабления государственности в России? Укажите не менее трех причин.
СЗ На основе текста и знаний по курсу истории определите какие меры для исправления ситуации в государстве предлагал К. Минин? Укажите не менее трех мер.
Задания С4— С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5)9 анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4 Назовите не менее трех общественных классов или групп, слоев, принимавших участие в революции 1905—1907 гг. Приведите не менее одного требования от каждого такого общественного класса (слоя, группы, выбранных вами), выдвигавшегося ими к государственной власти.
С5 Ниже приведены две точки зрения на заключение Брестского мира с Германией весной 1918 г.
1. Подписание мира — предательство интересов России.
2. Мир был необходим для выживания Советской России.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В начале тридцатых годов XX века советское руководство закупило за границей много тракторов в США: кейсы, катер-пиллеры, джондиры, фордзоны, часть из них была передана колхозам, это должно было улучшить положение дел в коллективных хозяйствах.
С7 Какими были результаты производства наделе в первые годы становления колхозов? Укажите не менее двух результатов. Назовите не менее трех причин, по которым имеющаяся техника мало влияла на улучшение качества работы в колхозе начата тридцатых годов.
Сравните основные экономические, военные, политические (возможно их любое сочетание) характеристики русско-японской и Первой мировой войн. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик) и что различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее * | |
• | |
Различия | |
• | •.............. |
• | •.............. |
• | ------------------------- |
•.................. |
Укажите верный ответ: 1) БВГ; 2) АВД; 3) БГД; 4) АГД
24.Кто из названных общественных деятелей был членом организации «Народная воля»?
А) А.И.Желябов Б) В.Г.Белинский
В) К.С.Аксаков Г) Н.Г.Чернышевский
25. К основной идее народничества относится:
А) теория некапиталистического развития России;
Б) укрепление крестьянской общины;
В) бунтарство и терроризм против власти;
Г) укрепление монархии.
26.Что из названного относится к целям политики Александра III?
А) Расширить полномочия земств
Б) Охранять основы самодержавия
В) Усилить гласность в деятельности печати
Г) Разрушить крестьянскую общину
27.Что из названного относится к особенностям промышленного переворота в России?
А) Переход от мануфактуры к фабрике
Б) Формирование новых социальных классов
В) Активная роль государства
Г) Использование наемного труда
28. Что не является особенностью капиталистической индустриализации России?
А) дешевизна рабочей силы; Б) возможность использовать передовой зарубежный опыт и технологии; В) примитивное патриархальное сельское хозяйство; Г) увеличение государственной добычи золота.