Развитие избирательного права

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать де­путатов в Палату общин принадлежало не гражданам, а их кор­порациям — территориальным (сельским), городам, универси­тетам. Такое архаичное избирательное право приводило к значи­тельному неравенству даже между теми категориями граж­дан, которым это право вообще было предоставлено. Такое несоот­ветствие рассматривалось как важный изъян избирательной системы уже в XVII в. «Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет... одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и це­лое графство, густонаселенное и обладающее большими богатства­ми».[6]

В конце XVII — начале XIX в. избирательное право по-прежне­му регулировалось законом 1414 (!) г. Правом посылать представи­теля в Палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (подтверждено в 1746 г.) и проживающие в графстве к моменту обнародования указа (writ) о выборах. Аналогичные требования касались и городских из­бирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. Списки избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления закон угрожал наказаниями в виде штрафа и года тюремного заключения.

На основании архаичного избирательного права в Палату общин избирались 558 депутатов, в том числе 45 — от Шотландии (с 1801 г. добавились еще 100 депутатов от Ирландии). Значительную часть составляли представители городов (467 депутатов), затем от графств (186); 5 депутатов избирали университеты Кембриджа и Оксфорда. Однако на деле наиболее экономически и социально значимое в Британии к XIX в. население городов обладало ни­чтожным представительством. Такие крупные города, как Бирмин­гем, Манчестер, вообще не посылали депутатов. Значительную часть избирали жители т. н. «местечек», которым по тем или иным причинам эти привилегии были предоставлены еще в Средневе­ковье. В конце XVIII в. реальные 154 избирателя посылали в Па­лату общин 307 депутатов. Для большинства и факт избрания был неочевидным: их просто назначали по принципу личной преданно­сти земельные магнаты, которым принадлежали эти местечки на правах ленд-лордов (так, 84 магната назначали до 150 депутатов; герцог Норфолк, обладавший владениями в разных графствах, таким образом назначал 11 депутатов, прочие герцоги — по 6-7). Полуанекдотической была ситуация с местечками Гатон и Олд Сарум, в каждом из которых один избиратель посылал двух депутатов. Однако и такой простоты нередко не хватало для полного состава Палаты: в конце XVIII в. нередки были газетные объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов (вступление в Палату общин, помимо всего, требовало уплаты значительного, взноса — от 2 до 5 тысяч фунтов, к тому же депутаты не получали жалованья; это делало их еще более зависимыми от денежного мешка ленд-лордов или корпораций).

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 г. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев иму­щего населения королевства реформа была проведена.

Избирательная реформа 1832 г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения; депутатские места стали предоставляться в примерной зави­симости от количества населения, проживавшего в городах. Общее Количество мест в Палате общин осталось прежним, но было сделано перераспределение: 56 т. н. «гнилых местечек» были полностью лишены представительства, еще для 72 оно было сокращено или из­менено. Некоторым значительным городам места в Палате общин были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соот­ветствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или не­движимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли-копигольдерам (арендаторам), но с более высо­ким имущественным цензом — в 50 фунтов. В итоге реформы коли­чество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значи­тельная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а так же рабочего класса (ставшего заметной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.

Более радикальной стала избирательная реформа 1862 г. На ее; проведение значительное влияние оказало чартистской дви­жение 1830-1840 гг., в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены предста­вительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В; графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право соб­ственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы осед­лости (проживания в течение года) и необходимость уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было сущест­венно увеличено. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предпри­ниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, город­ские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось имевшим ученые звания («master»).

В итоге избирательной реформы 1884 г. было сделано оконча­тельное продвижение по пути признания всеобщего мужского изби­рательного права. Право голосовать за депутатов, было предоставле­но всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов) и практически всем квартиронанимате­лям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служеб­ной подчиненности или использования офисов под жилье). По ре­форме избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ — от 15 до 65 тыс. жителей — посылал двух депутатов, боль­шой — свыше 65 тыс. — трех. Одновременно частично был ограни­чен принцип «двойного голосования» (существовавший ранее и весь­ма показательный): избиратель, владеющий собственностью в горо­де, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

Победившие на выборах депутаты от округа определялись те­перь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирате­лей и даже от числа участвовавших в голосовании. В 1872 г. в свя­зи с утверждением принципа обязательного начального образова­ния в стране сложилась возможность для перехода к системе тай­ной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. До этого голосование было открытым и письменным. Хотя применение бюллетеней и за­крытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на из­бирателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: