Формирование конституции Соединенных Штатов Америки

«Статьи конфедерации»

Одновременно с провозглашением «Де­кларации независимости» Второй Континентальный конгресс принял основополагающие решения о прин­ципах образования межгосударственного союза штатов. Союз этот в ходе войны за независимость уже сложился фактически: существо­вал объединенный законодательный орган в лице Конгресса, штаты совместно установили дипломатические отношения с Фран­цией, Франция всем вместе предоставила денежную помощь для войны с Англией, образовалась единая армия с единым финансированием. Конституированию этого сою­за как особого государственного объединения представлялось закоформирования такого союза впервые был предложен Б. в июле 1775 г. Однако ход он смог получить только с мая 1776 г. когда представители штатов в целом одобрили и идею провозглашения независимости, и создание межгосударственного со­юза в качестве единого политического организма. Тогда же было принято, что объединение должно принять характер конфедерации. Никаких содержательных характеристик в этот термин тогда не вкладывалось. Единственным образцом подобного объединения для колоний (как и в планах XVII в.) были Нидерланды, и организация власти Объединенных провинций объективно повлияла на 1конституированные конфедерации (в частности, равенство голосов штагов в общем, законодательном собрании при разном составе депутаций отсутствие общей исполнительной власти). В отношении смысла предложенного союза и соответственно содержания конституционного акта единства мнений между представителями штатов и между лидерами Конгресса не было. Франклин и Д. Адаме выступа­ли за тесное единство с сильной единой правительственной властью. Представители южных штатов — за конфедерацию, которая пред­полагала бы более координацию действий, чем единое государство. К сентябрю 1777 г. согласованный проект был выработан (не без давления унитариста Д. Вашингтона) и направлен на одобрение штатов. К ноябрю 1779 г. его ратифицировали законодательные ас­самблеи 12 штатов, к 1781 г. под давлением внешнеполитических обстоятельств — и Мэриленд. 1 марта 1781 г. Второй Континен­тальный конгресс объявил о вступлении в силу «Статей конфедера­ции и вечного союза» (11 статей), которые стали первой конститу­цией североамериканского государства.

Несмотря на слабость полномочий создаваемых общих органов власти и управления, «Статьи» провозглашали бесповоротное со­здание общего государства. За штатами не предусмат­ривалось права выйти из союза. Решение большинства членов союза имело принудительную силу для других штатов. Формировалась сфера исключительных полномочий союзного государства. В осталь­ном сохранялся незыблемым суверенитет штатов, по­скольку он не был ограничен конкретными нормами «Статей»: «Каждый штат сохраняет свое верховенство, свою свободу и незави­симость, равно как всю власть, всю юрисдикцию и все права, кото­рые не предоставлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс» (ст. 2). Для согласования этого внешнего противоречия в интересах полноправного населения штатов вводил­ся институт всеобщего межгражданства: жители одно­го штата, не переставая быть гражданами только штата, пользовались впредь привилегиями и льготами в других штатах наравне с их жителями в отношении права передвижения, торговой и финансовой деятельности, собственности. Штаты должны были «оказывать доверие» к юрисдикции других членов союза.

Для решения общих дел конфедерации создавался конгресс шта­тов. Представителей в него (числом от двух до семи) избирали в штатах соответственно собственным правилам, на один год. Штат сохранял право отзыва или замены в любое время своих представи­телей. На конгрессе каждому штату принадлежал только один го­лос. За конгрессом закреплялись полномочия, переданные в исклю­чительное ведение Соединенных Штатов: решение вопросов войны и мира, дипломатические сношения и международные договоры, ре­гулирование монетного обращения, мер и весов, торговли, почтовое Дело, установление военных порядков и назначение высших воин­ских чинов. Для решения всех этих вопросов требовалось согласие большинства — т. е. 9 штатов. Специально оговаривалось, что без их одобрения все перечисленные полномочия недействительны. Тем самым создавалось важнейшее впоследствии правило конституционных порядков североамериканского государства: в важных вопросах предполагается политическое согласование с субъектами союза.

«Статьи» формулировали не только делегированные пол­номочия союза, но и запретительные, т.е. которые налагали ограничения на суверенитет штатов (такой прием также стал важной чертой американской конституции). Штатам запрещалось вести соб­ственную внешнюю политику во всех проявлениях без согласования с другими штатами, создавать значительные вооруженные силы.

Во время прекращения заседаний конгресса действовал комитет из делегатов (по одному от каждого штата). Это был коллективный правительственный орган. Он вправе был назначать должностных лиц, вести текущую финансовую политику, устанавливать размер общей армии. Во избежание возможных злоупотреблений специаль­но вводились ограничения на превращение комитета в полноценный исполнительный орган: ему не могли быть переданы полномочия конгресса и наиболее важные государственные дела.

Мертвой буквой осталась заключительная статья, которой опреде­лялся порядок принятия в союз новых штатов (и только для предполагавшегося присоединения Канады заранее давалось полное согласие). 1

Союз, созданный конституцией 1781 г., был декларативным и преимущественно военно-политическим. Финансовые, торговые полномочия конгресса и правительственных органов союза были весьма условными (например, конгресс вправе был делать займы, но никак не предусматривалось, чем и на основании чего будет распла­чиваться). Полное равенство штатов также далеко не соответствова­ло реальному весу крупнейших колоний и их вкладу в борьбу за не­зависимость. Принятие «Статей» было объективным компромиссом. Его значение заключалось в том, чтобы придать временные право­вые рамки формирующемуся политическому организму. Политические лидеры штатов так и расценивали первую конституцию: «Настоящее настроение штатов благоприятствует учреждению прочного союза, — отмечал Д. Вашингтон в 1781 г. — Нужно пользоваться случаем».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: