Греки и римляне в Индии 9 страница

О пребывании советской 40 Армии в ДРА написано и сказано много. Бывало всякое, но к местным жителям, тем более к мирным крестьянам, декханам, военные (в основном простые славянские парни) относились беззлобно и даже вели торговлю. Кусок чараса (гашиша) размером с пол-кулака выменивался на несколько банок сгущёного молока или тушёнки, а за больший кусок могли дать и канистру бензина. Многие солдаты, не зная о том, что это наркотик, считали гашиш за лакомство и очень любили.

В СССР главными наркотиками славянских народов считались и были алкоголь и табак (nicotiana tabacum) — род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые — Solanaceae. О существовании плюшек из пыльцы конопли многие русские не подозревали.

«Чарс (чарас) — дешевый легкий наркотик, анаша. По давнему договору, бачата каждую неделю в установленное время таскали туда чарс, а солдаты выменивали его на патроны».[1935]

«Дети кричали по-русски: «Шурави, чарс хочешь, хочешь чарс? Меняем на ремень?» Они вытаскивали из потайных карманов тонкие палочки анаши и крутили их перед глазами».[1936]

«Большая часть продукта доставлялась из северного Афганистана, из региона Мазари-Шариф. В этой местности продавали или простую непрессованую гашишную пыль, или длинные, тонкие, циллиндрические спагетти.

Южнее, в районе города Герат, типичной была форма плоских круглых коржиков размером с половину ладони.

В районе города Джелалабад гашиш формовался в виде тонких эластичных палочек тёмно-коричневого цвета. Популярность гашиша в Гератском округе была так велика, что он продавался там наряду с предметами первой необходимости. Палочки можно было приобрести не только в чайхане, но и в каждой хлебной лавке.

Обычной формой гашиша из города Кандагар были плоские остроконечные «кораблики». Само собой, во всех регионах гашиш формовался вручную.

Очевидцы описывают огромную цветовую гамму продукта. Цвет гашиша, в зависимости от сорта и региона, колебался между серебряно-серым, светло-жёлто-золотистым, тёмно-красноватым и просто коричневым. Отмечены не только разные виды гашиша, но и разные способы его изготовления и, конечно, употребления.

Афганские курильщики передают из поколение в поколение не только эти навыки, но и легенды о гашише. Легенды-предания существуют в каждом племени или деревушке. Афганцы, до сих пор в большинстве своём неграмотные из-за непрекращающейся гражданской войны, придают сказаниям большое значение.

Небесный посланец научил человечество правильно обращаться с растением, сушить цветки и прессовать гашиш. Легенды о Баба Ку очень разнообразны. В некоторых версиях он представляется как образованный и опытный доктор из Узбекского ханства, который пришёл в Афганистан из Бухары или Самарканда. Гашишные шарики, которые он раздавал больным, излечивали даже от чумы. На рисунках, изображающих Баба Ку, он обычно сидит на берегу горной реки, в которой стоит большой кальян, охлаждаемый ледяным потоком. По легенде, через этот кальян Баба Ку выкуривал до 3 кг гашиша за день. Могила узбекского целителя якобы находится в северном Афганистане».[1937]

Стеклянных и глиняных трубок для курения археологи нашли в ЦА немало.[1938]

«Бухарцы любят упиваться слегка, чтоб только поразвеселиться, а иные не гнушаются и перепоем, почему табак и опий в великом у них употреблении. Опий (авиум) приобретают они из растущего мака, которого головки надрезывают, после чего выступает из оных сок и засыхает на воздухе. Они обмывают напоследок такие надрезанные маковые головки водой, которую называют маковой (каненар су). Банг их больше не что, как женского рода конопельные цветы, которые они, свежие или просушенные, смешав с табаком курят, а иногда пекут из оных и небольшие пирожки; для сего употребления завертывают они их в капустные листы и парят в горячей золе; а напоследок с мукой на молоке замешивают, и просушенные только пирожки глотают по одному или по нескольку, смотря по тому, больше или меньше хотят подгулять. Благорастворенный в Бухарии климат споспешествует любви не меньше, как и пьянству. Зажиточные люди имеют обыкновенно по две, по три и по четыре жены; и увар от салаба, или кокушкиных слез,[1939] которых крепительная сила не оказывается тут так, как в холодных странах, неверной, употребляется обоими полами не меньше, как у нас кофей».[1940]

«С коноплей, сеном из нее, гашишом и другими изделиями из этой травы некоторые отождествляют особое зелье в Ригведе — сому. Во многих древнеиндийских сочинениях начиная с Атхарваведы упоминается бханга — конопля и получаемый из нее возбуждающий напиток. То же слово в современных индийских языках — бханг, или банг, — означает сильно действующий наркотик, примешиваемый к возбуждающему снадобью или вдыхаемый при курении (бханг также связан с культом ряда индуистских богов — Шивы, богини Дурги и др.). Грек Гезихий сообщает, что конопля — это скифское курение, обладающее такой силой, что бросает в пот всякого, кто совершает этот ритуал:

«Геродот толковал этот скифский обычай как особый ритуал очищения после похорон. Но его описание отражает, видимо, обряд шаманского типа (такое мнение на основе большого этнографического и исторического материала было высказано в 1935 г. К. Мёйли). В этом случае вой находящегося в войлочной юрте — это пение шамана, пребывающего в состоянии экстаза, которое достигнуто под воздействием одурманивающего дыма курящихся семян конопли. Сообщение Геродота и принадлежность описанного обычая к скифскому религиозному ритуалу подтверждаются материалами археологии — находками в скифских курганах Алтая V–IV вв. до н.э. (раскопки С. И. Руденко). В слое вечной мерзлоты сохранились состоящие из связанных поверху шестов небольшие шалаши (два с покрывалами, войлочным и кожаным). В одном из курганов под таким сооружением нашли медные сосуды и в них побывавшие в огне камни и обуглившиеся семена конопли; к шесту одного из «шалашей» была привязана кожаная сумка с семенами конопли. Схожий шаманский обряд, совершаемый в юрте или чуме, описан в этнографической литературе. Геродот сохранил и такое свидетельство — на этот раз о родственных скифам племенах запада Средней Азии: «Нашли деревья, приносящие такие плоды, которые они, собравшись группами в одном месте, разжегши костер и усевшись вокруг него, бросают в огонь; вдыхая запах брошенных в огонь и горящих плодов, они пьянеют от этого так же, как эллины от вина, пьянеют все сильнее и сильнее, по мере того как бросают все больше плодов, и наконец пускаются в пляску и начинают петь».[1941]

После вывода советских войск из Афганистана (1995 год) к власти в стране пришли мусульманские фанатики, талибы. Они изменили гашишную направленность афганского сельского хозяйства и принудили крестьян выращивать опиумный мак. Опиум организованно скупался и перерабатывался в героин, на выручку от его продажи талибы закупали оружие. После крушения талибанского режима в 2002 году установленный порядок был сломан: на деньги ООН был учреждён фонд, из которого каждый фермер получает по $600 за очищенный от мака гектар земли.

«Вместе с буддийскими монахами каннабис через Корею попал на Японский архипелаг, где стал неотъемлемой частью японской культуры. Конопля — священное растение в синто, она использовалась и воспевалась поэтами и буддистскими монахами. Культура каннабиса была подавлена и запрещена американскими оккупационными войсками генерала Дугласа Макартура[1942] после поражения страны в Великой восточно-азиатской войне и сейчас большинство японцев не понимает, что конопля — это тот же самый продукт, который уже был однажды такой же частью японской культуры как рис».[1943]

Употребление конопли среди монголов отражено в сказках,[1944] да и ныне дело обычное.[1945] В центральноазиатской и индийской народной медицине cannabis sativa является важным сырьем для приготовления множества лекарств и имеет много названий: bhangā, angajā, mātulānī, mohinī, vijayā и jayā.[1946] Лишь в нескольких странах и штатах США конопля-марихуана-гашиш ныне вновь объявлена не преступной, а употребление ее перестало быть преступлением (decriminalized).[1947]

И. Руссо: «Древнейшее упоминание каннабиса в Атхарваведе связано с психиатрией: источник указывает на его способность устранять тревогу и беспокойство. Это подтверждается современными исследованиями – в частности, каннабидиола (КБД), который проявил себя как анксиолитик и антипсихотик. Он эффективен при деменции, в то время как ТГК благотворно влияет на болезнь Альцгеймера. В недавних экспериментах над животными были выявлены антидепрессивные свойства каннабихромена (КБХ). Положительное влияние каннабиса на настроение доказано современным исследованием эндоканнабиноидной системы, которое демонстрирует ее роль в регуляции воспоминаний, – в частности, вытеснении неприятных».[1948]

Основным текстом по древней индийской медицине и химиии является Чарака-самхита, которая приписывается Чараке, уроженцу Кашмира, жившего при дворе царя Канишки.[1949]

О конопле много пишет Плиний Старший.[1950] Ботаники приписывают первое описание конопли Педанию Диоскориду[1951],[1952] упомянувшему ее имя Cannabis sativa, сохранившееся до сих пор (около 40 н. э., Аназарб, Малая Азия — около 90).[1953] Этот военврач, фармаколог и натуралист считается отцом фармакогнозии:[1954]

«Конопля посевная. Некоторые называют её каннабиум, другие — схенострофон (канатовертящая), астерион (звездообразная). Растение, которое чрезвычайно полезно для изготовления прочнейших канатов. Имеет листья с неприятным запахом, напоминающим запах пепла, и круглые плоды, которые, будучи поедаемы в больших количествах, ведут к бесплодию. Закапать в уши сок зелёной конопли — хорошее средство от ушных болезней».

Карл Линней числит Диоскорида в числе римлян-отцов ботаники вслед за Катоном, Варроном, Вергилием и Колумеллой.[1955]

В 31 г. до н. э. с коноплей знакомится китайский императорский двор. Авторcтво Описания трав (Canon of herbs) на китайском языке традиция связывает с именем Шен-нуна, звучащего иноязычно для китайского уха даже сейчас:[1956]

«Шэнь-нун 神农 (Божественный земледелец) — один из центральных культурных героев древнекитайской мифологии, которому приписывается изобретение приемов земледелия и сельскохозяйственных орудий. Считается, что Шэнь-нун имел такой же облик, как и другие мифические первопредки: змеиное тело, человечье лицо, бычью голову (что связано с его функцией бога земледелия) и нос тигра. Образ его, видимо, ещё на весьма ранней стадии контаминировался с образом солярного божества Янь-ди 炎帝 (Огненного императора), традиция объясняет это тем, что Шэнь-нун научил людей приготовлению пищи на огне. Иногда он именуется также Яо-ван 药王 (Повелитель снадобий), поскольку с его именем связывается начало традиционной фармакологии. По легенде, для определения целебных качеств различных растений Шэнь-нун за день испробовал на себе свойства 100 трав, подвергся действию 72 ядов, но использовал чай как противоядие и остался жив. Шэнь-нуну приписывается также авторство трактата-фармакопеи Шэнь-нун бэньцаоцзин 神农本草经 (Канон о корнях и травах Божественного земледельца), составленного на самом деле в конце эпохи Западная Хань 西汉 (206 г. до н. э. — 9 г. н. э.)».[1957]

Через семь веков, во времена жизни византийского Пугачева Фомы Славянина,[1958] сбежавший с мимами в 11 лет из буддистского послушания Лу Юй[1959] написал первый трактат о чае:

«Чай — прекрасное древо южных краев. Высотой оно обычно от одного до двух чи, но порой достигает и нескольких десятков чи. В Башани и Сячуани встречаются древа в два человеческих обхвата, срубая ветви, собирают с них чайный лист. Чайное дерево подобно дереву гуалу, листья подобны листьям гардении, цветы подобны цветам белой розы, завязи подобны завязям пальмы-бинлюй, стебли подобны стеблям гвоздики, корни подобны корням грецкого ореха.

Из знаков «чай» некоторые происходят от знака «трава», некоторые — от знака «древо», некоторые — от знаков «трава» и «древо» одновременно. Из его имен первое — чай, второе — цзя, третье — шэ, четвертое — мин, пятое — чуань».[1960]

В отличие от слова чай происхождение слова cannabis прозрачно. Дважды тростник, трава, от canna и bis.

Canabae это поселения при римском военном лагере, где жили жены и дети военных. При лагерях невозвращенцев эти села росли особенно быстро. «В среднерусской полосе в старое время и возле села, и на околице деревни распологались конопляники. Они были подобны крепостным стенам, окружающие древние города. Только в сельской местности вместо каменной стены стояла высоченная конопля. Ей на роду было написано быть домоседкой, соседкой человеческого жилья. Причиин тому несколько. Во-первых, конопля требовала огромного количества удобрений, — на чем бы крестьянин возил навоз и дерьмо на дальнее поле? Во-вторых, конопля не любит ветра, ее волокно теряет в качестве из-за этого, — потому и был конопляник прикрыт сараем, гумном и в добавок специальной оградой. В-третьих, что бы сберечь зреющее семя от налетов птиц, конопляник надо было не терять из виду, сторожить: занимались обычно этим дряхлые старики, которым уже не хватило бы сил куда-то идти. И, наконец, уборка и обработка конопли требовала не мало труда, — а возле дома проще было выкроить время на дело.

Конопля и крестьянский мир были не разделимы. Не случайно писал из села Льгов в Орел в 1895 году местный исследователь крестьянской жизни по фамилии Гражданский:

“Крестьяне имеют по 560 квадратных саженей (сто две сотки) конопляника на ревизскую душу. Вся эта площадь вокруг села всегда засевается коноплею. Ею они живут: осенью платят подати и долги, собирают рекрутов, женят детей, весной, продавши пеньку, покупают хлеб на продовольствие, так как у 90% хлеба не хватает до новины, а на остаток пьют водку”».[1961]

По данным 1956 года наибольшие площади посева конопли были сосредоточены в СССР, который занимал первое место в мире по посадкам (620000 га), обогнав такие страны как Италия, Венгрия, Австрия, Франция, Румыния и Германия.[1962]

Дети, поколения, росли среди конопли. Исследований о последствиях такого соседства я не знаю. Зато хорошо известны в латинском языке слова с неочевидным до сих пор значением. Вот, например, vitrum, то ли стекло, то ли растение? Это слово тоже любит Овидий.[1963]

Байку о производстве разных видов гашиша рассказывает неизвестный автор Перипла Эритрейского моря:

«За этой страной [устье Ганга], на самом севере, в одном из самых дальних мест, где море заканчивается, лежит в нем в глубине материка огромный город, называемый Тины,[1964] из которого в Баригазу через Бактры везут шерсть, пряжу и тонкий серикский хлопок по суше, а в Лимирику — наоборот, по Гангу. До этой Тины добраться нелегко: ведь редко кто из нее приходит, {да и тех} немного. Лежит {это} место под самой Малой Медведицей, говорят же, что граничит с частями Понта и Каспийского моря, поворачивающими {от своего обычного курса}, лежащее возле которого Меотийское болото изливается в Океан.

Каждый год на границе Тины появляется некий народ, телом короткий, и очень плосколицый, [совершенно плосконосый], <и говорят, что светлые кожей>, зовут же их сесаты, {и они} кажутся мирными. Появляются же с женами и детьми, принося множество поклажи, похожей на плетенки цвета свежего виноградного листа; затем они остаются на каком-либо месте границы между ними и {жителями} Тины и справляют празднедства в течение нескольких дней, расстилая под собой плетенки, и уходят к себе в более отдаленные места. И затем в {этих} местах появляются <* *>, рассчитывающие на это, и собирают ими разобранное, и отдирают волокна с тростинок, называемые «петрой»,[1965] аккуратно сворачивают листья и, делая шарики, сшивают волокнами от тростника. Получается три вида: из больших листьев — малабатр, называемый «крупным шариком», из {листьев} поменьше — «средним шариком», из маленьких же — «мелким шариком». Так получается три вида малабатра, и затем он относится в Индию изготовившими их».[1966]

«В 70-х годах XVII в. английский моряк торгового флота Томас Бауэри[1967] курсировал на своем корабле вдоль берегов индийского штата Бенгал. Команда видела, как местные жители веселились, выпив напиток бханг — высушенные и толченые листья индийской конопли, разведенные в свежей воде. Моряки решили попробовать эту смесь и восемь-десять человек за шесть пенсов купили на базаре по пинте напитка. Записки Бауэри, о том, что случилось затем, — это первое свидетельство очевидца-англичанина об использовании конопли для получения удовольствия. Хотя матросы обычно не слишком соблюдают правила приличия, землякам Бауэри не хотелось выглядеть глупо на публике, и поэтому пришлось соблюдать правила конспирации. Вероятно, в пуританскую эпоху не было принято веселиться открыто. Моряки наняли местного факира, чтобы тот следил за ними и за ходом эксперимента. После того, как каждый англичанин выпил свою долю, факир вышел и запер двери и окна, чтобы никто из моряков не смог выбежать на улицу, и никто из посторонних не смог войти и застать их врасплох. Как вспоминал Бауэри, большинству англичан понравились испытанные ощущения, хотя при этом пострадало их чувство собственного достоинства.

«Снадобье скоро возымело действие, и нам всем стало весело, кроме двоих, которые, полагаю, не будучи привыкшими к этой смеси, боялись, что она причинит им вред. Один уселся на пол и горько проплакал весь день. Другой, обуянный ужасом, спрятал голову в огромный кувшин и пробыл в этом положении часа четыре или больше. Четверо или пятеро из нас лежали на расстеленных в комнате коврах, восхваляя друг друга и представляя себя чуть ли не императорами. Один, в припадке вздорного настроения, дрался с деревянной колонной крыльца до тех пор, пока не содрал кожу на костяшках пальцев. Сам я и еще один моряк сидели и истекали потом, по крайней мере, на протяжении трех часов».

Тем временем их охранник, одурманившись на улице бхангом, называл моряков королями и бравыми парнями, воображая, что находится перед воротами дворца в Агре и распевая по этому случаю на хинди. Бауэри знал, что сухие листья конопли можно курить с табаком — при этом наркотик действовал гораздо быстрее — или жевать, но самым приятным было пить его с водой. По словам Бауэри, действие конопли зависело от настроения и склонностей принимавшего его человека. Если в момент приема тот был весел, то продолжал веселиться, заливаясь необычно бурным смехом по поводу и без повода. Если же человек был грустен, то продолжал горевать и очень страдал. Показательно также поведение компаньонов Бауэри: поведение их было радостным, бессмысленным, психотическим и разъяренным. Моряки, воображавшие себя императорами, и тот, кто спрятал голову в кувшин, являлись прототипами западных наркоманов, чье поведение в наркотическом бреду не менялось на протяжении трех веков».[1968]

Нет ныне ясности также со словом saccaron. О том, что мы ныне именуем сахаром (бытовое название сахарозы), тоже известно мало.[1969]

«Первоначальным материалом для добывания сахара служил сахарный тростник (Индия), а также, может быть, сорго (Китай); в Европе сахар стал известен еще до н. э. в качестве медицинского средства. При владычестве арабов в IX в. возделывание сахарного тростника установилось в Египте, Сицилии и южной Испании; в конце Х в. выработка сахара в виде конических голов уже производилась в Венеции, но большее распространение сахар получил в Евроне лишь в течение крестовых походов. В 1490 гг. Колумб перенес сахарный тростник с Канарских о-вов на С.-Доминго (Гаити), и с этого времени культура его в Вест-Индии и Сред. Америке стала быстро развиваться и колониальный сахарный песок начал покрывать общую потребность в нем в Европе, в которой, начиная с XVI ст., появились для очищения его рафинадные заводы».[1970]

Если слово saccaron, видимо, стало столь привычным в Риме, что им обозначался и аравийский сахар,[1971] хотя в начале своего сочинения Плиний, перечисляя области его произрастания, называет и Ариану, то почему мы не видим в торговом обмене с Римом обычного в Маргиане гашиша?[1972]

Название Ариана персидский город Артокоана получил в сентябре 330 до н. э., когда его жители были истреблены или проданы в рабство греками. Ныне это город Герат в Афганистане. Герат (Харат) (дари هرات Herât, греч. Αλεξάνδρεια εν Αρίοις, Αλεξάνδρια εν Αρείοις) — город на северо-западе Афганистана в долине реки Герируд. Центр провинции Герат. Важный центр караванной торговли на Великом шёлковом пути.[1973]

Выходцы из Арианы называли себя ариями.

Надо иметь в виду неповторимые особенности такого товара как гашиш:[1974]

«Опьянение гашишом медленное, сопровождается приятным настроением, иллюзорным восприятием окружающего, чувством отрешенности и особождения от всего земного, от собственной телесной оболочки, ощущением экстаза, «пророческого просветления», обладания сверъестественными силами и т. п. Со стороны двигательной — состояние оцепенения, иногда сменяющиеся моторным возбуждением. Опьянение заканчивается сном. Привыкания к яду в смысле необходимости увеличения доз для опьянения не наблюдается (в отличие от опиатов и пр.), напротив, при длительном употреблении становятся действительными меньшие дозы. У курильщиков гашиша наблюдается более или менее длительные психические расстройства в виде делириозных состояний с массовыми галлюцинациями; иногда эти острые психозы переходят в хронические состояния слабоумия. Курильщики гашиша вообще постепенно тупеют, спускаются в социальном смысле, пополняя кадры нищих и бродяг»:[1975]

Гашиш-анаша — производное индийской конопли — очень распространенное опьяняющее средство среди народов Востока; гашиш известен под разными названиями и часто применяется вместе с табаком, опием.

Любопытное психиатрическое определение: тупеют. Скорее всего, этот термин Гуревича описывает состояние знания, о котором говорил Сократ: я знаю, что ничего не знаю.[1976]

Наблюдения психотерапевтов совпадают с исторической правдой: на неотупевший взгляд со стороны проповедники буддизма действительно напоминали нищих бродяг; также верно и то, что в социальном смысле они часто спускались к самому основанию общества. Также поступали и дервиши, и суфии: в части употребления гашиша они были едины.

Употребление конопли действует на зеркальные нейроны. Предполагается, что появление зеркальных нейронов, опосредовавших появление речи, подражания и эмпатии, было ключевым моментом в эволюции человека, ознаменовав начало его культурной жизни («огромный скачок вперёд» по Вилейануру С. Рамачандрану).[1977]

Алкогольное опьянение имеет совершенно иные особенности:

«Дело было в полку в Мазари-Шариф. Шестая горнострелковая рота. Служили в ней три неразлучных дружка — один парень по фамилии Панченко, второй — киевлянин, третий — с Алтая. Фамилии этих двоих не помню. Как-то раз они здорово напились браги. Захотелось им гаша и барана. Пошли в соседний кишлак. На дороге повстречали старика. Ну, они бухие… Словом, хрясь его по голове — аж у автомата цевье отскочило. Правда, они этого не заметили. Деда в кусты затащили и пошли дальше. Добрались до кишлака, зашли в дом. Там женщина. Начали ее насиловать, та — орать. Выскочила сестра. Молодцам не оставалось ничего другого, как заколоть тех баб. Зашли в следующий дом. Там дети. Солдаты открыли по ним огонь из АК. Всех уложили, но одному удалось скрыться. Панченко потом на суде говорил, что по пьяни не заметил пацана, потому, дескать, и не удалось его прикончить. Потом зашли в дукан. Взяли целый мешок гашиша, прихватили барана. Возвратились в часть...

После гашиша — крутой кайф. Правда, следом — зверский аппетит. Вот тогда-то и прешь за бараном в кишлак. Можно хорошо отключиться, если накуришься и напьешься одновременно. Но вот чем гашиш плох: если в твоей голове застряла какая-то проблема, она начинает тебя убивать, сводить с ума. Я дурел, бесился от гашиша. Начинал опять и опять думать о войне, о том, кто же следующий в этой б… роте?! На операцию лучше всего идти обкуренным: звереешь. После водки или сухого спирта, разбавленного в воде, ты все свое тело чувствуешь, а после наркотика — вроде как обезболиваешь себя, вообще перестаешь что-либо чувствовать. Только вот потом приходишь и падаешь. Словно где-то внутри завод кончился. И каждая мышца болит. А на боевых — куришь и бегаешь. Куришь и бегаешь, как чумной. Гашиш глушит эмоции, сглаживает нервные срывы. А их полно. Особенно вначале. Видишь, как приятель в кишлаке ногой дверь вышибает».[1978]

Подобные ощущения невозвращенцы узнали и претерпели, испытали на себе. Особо отмечу наблюдение о действии гашиша, которое дал Т. Бауэри, а за ним А. Боровик: «если в твоей голове застряла какая-то проблема, она начинает тебя убивать, сводить с ума». За мутным словом проблема скрывается то, что лучше назвать неясность или, на языке опытных курильщиков, измена. В просторечии: сесть на измену, схватить измену, лютая измена:

«Действие гашиша на человеческий организм изучено не до конца. Известно, что при употреблении в больших дозах он вызывает резкие и неконтролируемые спазмы грудной клетки, внешне напоминающие смех. После того, как спазмы проходят, отравленный гашишом человек ощущает беспричинный страх и, чтобы отвлечься, начинает лихорадочно поедать все съестные припасы, до которых может добраться, особенно сладости. Из-за этой особенности наркотика люди, страдающие гашишной наркоманией в хронической форме, часто отличаются нездоровым избытком веса.

Гашишного наркомана легко узнать по складкам жира на теле, дистрофичной мускулатуре, свалявшимся сальным волосам, потухшему взгляду и гуляющей на губах бессмысленной улыбке. Его кожа имеет неестественный землистый цвет; ее покрывают глубокие морщины, из-за которых наркоман выглядит на много лет старше своего настоящего возраста.

Употребление гашиша вызывает потерю интереса к карьере, профессиональному росту и любым формам общественно полезной деятельности. В жертву наркотику приносится не только социальная реализация, но и личная жизнь (половой акт вызывает у гашишного наркомана необъяснимый страх и отвращение). Гашиш несовместим со спортом и творчеством. Человек, употребляющий это вещество, перестает следить за собой и становится равнодушен к личной гигиене. Он подолгу сидит на одном месте, глядит в стену и издает нечленораздельные звуки. Через некоторое время после этого наступает смерть. Канд. мед. наук Даджал Абулахабов».[1979]

Мировая война с коноплей,[1980] начатая промышленниками из США, приносит свои плоды:

«Высокая концентрация культивирования каннабиса на юге Афганистана свидетельствует о его перемещении из северной части страны, которая всего лишь пять лет назад была основным регионом выращивания каннабиса. Иллюстрацией этой тенденции служит резкое увеличение цен на каннабис в провинции Балх — ранее известной за ее каннабис мазари (балхи) — из-за жестких мер, принимаемых с 2007 года губернатором в отношении культивирования наркотиков».[1981]

Употребление конопли теперь запрещено даже в Индии. Впрочем, похоже, этот закон действует только для иностранцев.[1982]

Однако воевать с травой, убивать из-за травы, придумали лишь в XX веке. Люди вообще часто воюют, даже не замечая этого:

«Гигантские крысы острова Тимор вымерли совсем недавно. Радиоуглеродный анализ костей, которые еще даже не успели окаменеть, показывает возраст 1–2 тысячи лет. Видимо, основной причиной вымирания гигантских крыс стали люди — они охотились на грызунов из-за их мяса, а кроме того, распахивали земли под свои поля и уничтожали естественные места обитания грызунов. Сейчас на острове Тимор, разделенном между Индонезией и недавно отделившимся от нее государством Восточный Тимор, сохранилось лишь 15% лесов, покрывавших территорию острова чуть более века назад».[1983]

Впервые Тимор упоминается в XIV веке, когда его население выплачивало дань яванской империи Маджапахит. В 1979 г. в Восточном Тиморе погибло 120000 человек.[1984]

Или вот пострадали от людей американские крысы, сопровождавшие коренных обитателей Америки: неотомовые хомяки (Neotominae) — подсемейство североамериканских грызунов семейства хомяковых. Неотомовые обитают в Северной Америке от Аляски и северной Канады до Панамы, населяя самые разнообразные ландшафты — от различных лесов до прерий и пустынь. В Международную Красную книгу занесены как уязвимые 9 видов, 13 видов как вымирающие и 2 вида как находящиеся в критическом состоянии: мексиканские Peromyscus slevini и Peromyscus pseudocrinitus. Кроме того, один вид по состоянию на 2004 г. признан вымершим — Peromyscus pembertoni с мексиканского острова Сан Педро Ноласко.[1985]

Троянцы были тоже вымирающим видом: их несчастья сродни несчастьям крысиного вида. Эней сознает высокий долг, возложенный на него судьбой — ему предстоит основать в Италии новое государство. Подчиняясь воле богов, Эней подавляет свои личные желания. Это — герой, плодами трудов которого воспользуются только потомки. «Учись у меня трудам и доблести, сын мой, // Быть счастливым учись у других», — говорит он сыну Юлу перед поединком с Турном.[1986] Олицетворяя собой мучительный процесс рождения будущей великой державы, Эней покорный року, является воплощением послушания и истинно римского благочестия (pietas).

Образ Энея обладает логической завершенностью и своеобразной художественной выразительностью. На этой фигуре — явно господствующей в поэме — сходятся все сюжетные нити. Можно сказать, что Энеида — поэма страстей и разногласий, а в центре их — ее главный герой. Благодаря постоянному присутствию Энея достигается композиционное единство поэмы, в противном случае она превратилась бы в собрание хоть и прекрасных, но разнородных фрагментов, сцен и описаний и, конечно, потеряла бы большую часть своих достоинств:[1987]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: