Тема 2. Основные направления в изучении поведения животных

Список литературы

Вопросы для самопроверки

1. Как менялось отношение человека к животным в процессе его эволюции?

2. Какое значение вкладывали первые исследователи поведения животных в понятия "инстинкт" и "разум"?

3. Что такое "антропоморфизм"?

4. В чем заключается основная заслуга Ламарка в изучении поведения животных?

5. Какую роль для развития представлений о психике животных сыграли работы Ч. Дарвина?

6. Как развивалась наука о поведении животных в России?

7. Какой вклад в развитие этой науки внес Л.А. Фирсов?

8. Что такое методологическое правило Моргана?

9. Кто является автором метода "выбор по образцу"?

1. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.;Л., 1949.

2. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.4; Л., 1937.

3. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. М., 1953.

4. Дембовский Я. Психология животных. М.; 1959.

5. Дембовский Я. Психология обезьян. М.; 1963.

6. Орбели Л,А. Вопросы высшей нервной деятельности. М.; Л., 1949.

7. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М.; 1935.

8. Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М.; 1959.

9. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. М.; 1973.

10. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Полн. собр. соч. Т. IV. М.; Л., 1952.

11. Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1949. С. 262-263.

12. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.

13. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И.. Основа этологии и генетики поведения. М.:Высшая школа, 2002.

14. Зорина З.А., Полетаева И.И.. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.:"Аспект- Пресс", 2001.

15. Крушинский Л.В.. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1986.

16. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

17. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.

18. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М., 1982.

19. Савельев С.А. Введение в зоопсихологию. М. 2000.

20. Северцов А.С. Эволюция и психика. М., 2000.

21. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969; 1978.

22. Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970.

23. Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975.

24. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993.

  • 2.1. Этология
  • 2.2. Физиология Высшей нервной деятельности
  • 2.3. Изучение проблемы "мышления", или рассудочной деятельности, животных
  • 2.4. Экспериментальная психология
  • 2.5. Сравнительная психология и зоопсихология в России

В ХХ в. проблемы, связанные с поведением животных, привлекли к себе внимание ученых самых разных специальностей, и прежде всего зоологов, психологов и физиологов. Его стали активно исследовать при помощи методик, традиционных для одной или другой биологической специальности.
Это привело к тому, что фактически одновременно сформировалось несколько самостоятельных направлений, а точнее, даже отдельных наук о поведении. Так, в 30-е гг. на основе зоологии сформировалась этология - наука о поведении животных в естественной среде обитания. Ее основоположниками были австрийский ученый К. Лоренц (1903-1989) и голландский исследователь Н.Тинберген (1907-1988). Эта наука получила широкое распространение в среде зоологов. Основными методами этологии стало наблюдение за поведением животных в природе и изучение развития естественного поведения у детенышей, выращенных в лабораторных условиях. Таким образом, этологами в основном изучались врожденные, инстинктивные элементы поведения.
На основе экспериментальных исследований поведения человека и животных в лабораторных условиях зародилась экспериментальная психология. Первым из психологов, применившим экспериментальный подход к изучению поведения животных, был американский ученый Э. Торндайк, разработавший так называемый "метод проблемных клеток". Большой вклад в развитие зоопсихологии внесли и российские исследователи: В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс, Н.Ф. Левыкина, К.Э. Фабри и др.
Вскоре в экспериментальной психологии сформировалось несколько направлений, претендующих на самостоятельность. Такими направлениями были: зоопсихология, целью которой является экспериментальное изучение психики животных; сравнительная психология, занимающаяся сравнительным изучением психики разных таксономических групп животных и развитием психики в эволюции. Кроме этого, поведение животных стали изучать и приверженцы таких направлений психологии, как бихевиоризм и гештальтпсихология.
Практически одновременно с разработкой в США Торндайком основ экспериментальной психологии, в России И.П. Павловым было создано новое направление в физиологии - учение о высшей нервной деятельности, целью которого было объективное изучение психики животных и человека. В основе учения И.П. Павлова лежал рефлекторный принцип, а элементарной единицей всех проявлений высшей нервной деятельности был признан условный рефлекс. Основной задачей данной науки было изучение физиологических механизмов поведения с использованием электрофизиологических, фармакологических и других методов.
Сложные процессы, происходившие в середине ХХ в. в науке и в обществе, привели к обособлению и даже к определенному антагонизму между этологией, зоопсихологией и физиологией ВНД. Фактически занимаясь изучением одних и тех же процессов, ученые всячески подчеркивали свое отрицательное отношение к методам другой науки. Следствием этого явилось и то, что одни и те же процессы и явления в разных науках часто обозначались совершенно разными терминами. Это еще более усиливало расхождение между направлениями науки о поведении в середине XX в., и они продолжали развиваться параллельно.
К 80-м гг. ХХ столетия стремление к обособлению наук стало постепенно ослабевать. Ученые всех специальностей стали активно применять методы смежных наук. Данный процесс затронул и научные направления, связанные с поведением.
Этологи, кроме исследований в природе, стали использовать и экспериментальные методы, включающие обучение, изучение элементарной рассудочной деятельности, а также электрофизиологические и фармакологические методики.
Зоопсихологи, в свою очередь, стали широко пользоваться физиологическими методиками и изучать поведение животных в природе.
Физиологи, по мере совершенствования технологий, также вышли за пределы экспериментальных установок и приступили к изучению физиологических процессов у животных в "свободном поведении".
Таким образом, круг замыкается, и фактически все направления изучения поведения животных в настоящее время сливаются в единую науку о поведении, пока еще не имеющую определенного названия.
Нередко употребляются такие термины как "нейробиология" или "нейронауки", объединяющие широкий комплекс наук и интегрирующие сведения, полученные в смежных областях знаний о мозге и поведении.
В настоящее время убедительно показано, что каких-либо принципиальных различий в закономерностях формирования поведения животных и человека фактически не существует. Следовательно, психологу, и особенно тому, который занимается детьми и подростками, знание биологических основ формирования поведения совершенно необходимо. Поэтому предмет "Зоопсихология и сравнительная психология" включен в число обязательных курсов всех высших учебных заведений, имеющих специализацию по психологии. Однако при этом необходимо иметь в виду, что на самом деле этот курс значительно шире и фактически включает в себя основы синтетической науки о поведении. Название курса "Зоопсихология" носит, таким образом, достаточно условный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: