ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ восток
Древнего царства искусство
..
Большой Сфинкс фараона Хефрена в Гизе. Первая половина III тыс. до н. э.
Статуя царского писца Каи. Саккара. Середина III тыс. до н. э.
-ски выстроенным пантеоном множества богов, сновополагающую роль продолжают, как и в эпо-у Раннего царства, играть культы правителя и -гробного существования. Последний приобретает Д. ц. и. особенно мощное и всестороннее воплоще-:е: «дома вечности», строящиеся для обожествля-чых фараонов еще при их жизни, превращаются:новременно и в символы могущества и величия оаны. Наивысшего подъема Египет достигает при тавителях Ш (2778 — 2723 гг. до а а) и IV (2723 — "3 гг. до н. э.) династий. Создаются самые больше по размерам царские гробницы-пирамиды, -~ сооружением которых десятками лет трудятся только рабы, но и крестьяне. Этот историчес-й период нередко называют «временем пира-л», и его легендарные памятники не были бы даны без блестящего развития в Египте точных =ук и ремесел.
дним из ранних памятников монументальной
. генной архитектуры является ансамбль погре-
тьных сооружений фараона III династии Джосе-
Он был возведен под руководством великого
с:етского зодчего Имхотепа и отражал замысел
го фараона (впрочем, этот замысел несколько
претерпел существенные изменения). Отказав-
:ь от традиционной формы мастабы, Имхотеп
остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Каменные плиты укладывались без связующего раствора, но имели небольшой наклон к центральной оси, что обеспечивало прочность и устойчивость всего сооружения. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге). В декоре ведущая роль была отведена контрастам выступов и ниш, а также имитированным в камне приемам деревянного зодчества и плетения из тростника. В орнаментике преобладают мотивы иероглифических знаков и стилизованные изображения лотоса, папируса и пальм. Пирамида декора не имела. Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.
Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии — Хеопса (Хуфу), Хефрена и Микерина, которые еще в древности счита-
Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Первая половина III тыс. до н. э.
Голова Гора из Иераконполя. Первая половина III тыс. до н. э.
лись одним из чудес света. Самая большая из них создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы. Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из кирпича.
В погребальных ансамблях V-VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большой роскошью. Фараоны Среднего царства станут отдавать предпочтение гробницам, вырубленным в скале.
К числу наиболее известных святилищ принадлежит храм Ниусирра в Абидосе — один из т. н. солярных, т. к центральное место в ансамбле отводилось каменному обелиску, покрытому золоченой медью. Он считался символом священного камня Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившись из бездны. Обелиск устанавливался на возвышении в виде террасы, огороженной стеной.
От эпохи Д. ц. сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Погребения и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умершего — «ка», в которых сложились принципы портретного
искусства Египта. Д. ц. и. особенно богато такого рода памятниками. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющие традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Статуарные композиции в Д. ц. и. строго следовали определенному количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные. Широко применялся канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введен прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет — живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипетские художники достигли в деревянной скульпту-