Древний Восток. Вавилоно-ассирийская культура

Вавилоно-ассирийская культура

Бит-хилани

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




керамических сосудах имеются геометрические ор­наменты, а также растительные и зооморфные мотивы. В Б. и. почти нигде не встречается чистый местный стиль, абсолютно не связанный с какими-либо серьезными влияниями ближайших культур. Б. и. нередко называют синтезирующим по харак­теру; некоторые ученые предпочитают именовать его индо-иранским. Особенно ярко индийское вли­яние проявляет себя в искусстве Кушанского цар­ства (конец I — Ш в. н. а). Хорошо прослежены связи Кушанского царства с Парфией, Индией, Римом, Китаем Искусство их отмечено яркими чертами буддийской культуры; особенно выразительны мраморные статуи богов с тонким, насыщенным символами декором.

В поисках единого центра Б. и. и основных прин­ципов глобального бактрийского художественного стиля (или его целостных исторических ответвле­ний) ученые пришли к ряду важных умозаключений. В частности, памятники прикладного Б. и отличают­ся поразительным сходством с произведениями, найденными на территории соседней Маргианы — области, некогда входившей в древнее Парфянское царство. Это сходство так велико, что высказывалось мнение о существовании во II тыс. до к а единого центра в этой части древневосточного мира. Вместе с тем для исторической науки и искусствознания Б. и. —

во многом новая и неизведанная область. Литература:

Сарианиди В. И. Бактрия сквозь мглу веков. М., 1984.

БИТ-ХИЛАНИ (с общесемитского — дом гале­реи), своеобразный тип здания (как дома, так и храма или дворца), который составляет особен­ность хеттской архитектуры, а с течением времени становится общепринятым в Передней Азии. Такая постройка имеет прямоугольный план и с продоль­ной стороны вход, оформленный в виде портика. Для Б.-х. характерны два длинных узких помеще­ния, параллельных главному фасаду здания. Пер­вое — уже упомянутый портик с одной или тремя колоннами-столбами, фланкированный двумя выс­тупами или башнями, к которым ведет лестница. Под ними расположен род балкона или галереи, что и отражено в названии данной постройки. В дворцо­вом варианте второе основное помещение — длинная комната за портиком — является тронным залом, к которому с трех сторон примыкают мень­шие помещения.

В тель-халафском Б.-х (ГХ в. до а э.) опорами пор­тика служат колоссальные каменные человечес­кие фигуры, стоящие на двух каменных львах и


быке. Наружные стены таких зданий внизу неред­ко облицовывались плитами с плоскорельефными изображениями (т. н. ортостатами). Наиболее ти­пичные формы Б.-х представлены также дворцом в Саамали (I тыс до н а), где пять зданий типа Б.-х. были соединены между собой аркадами и внутрен­ними двориками.

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА, па­мятники быта и искусства народов, населявших Месопотамию (Двуречье) в IV — I тыс. до н. а: шу­меров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев. Госу­дарства, в которых складывалась В.-а. к., — Шу­мер, Аккад, Вавилония, Ассирия — исторически сменяли друг друга в роли ведущих военно-поли­тических образований Месопотамии. В.-а. к. отлича­ет высокий уровень научных знаний (математика, география, медицина, астрономия, технические науки, зачатки истории); выдающаяся по значимо­сти литература и своеобразное искусство. Лидиру­ющая роль в их создании и разработке принадле-






жала шумеро-аккадским ученым и мастерам, а в дальнейшем — вавилонянам. С основами вавилон­ской науки были знакомы и народы соседних обла­стей: эламиты, хурриты, хетты, финикийцы. Их культуры находились в постоянном контакте с В.-а. к., взаимодействуя с нею и нередко на нее влияя. Вклад ассирийцев в вавилонскую науку не был значительным, однако большинство научных сочи­нений дошло до нас из ассирийских библиотек XII-VII вв. до н. э. Некоторые достижения В.-а. к. были восприняты древнегреческой наукой.

Централизующую роль в становлении В.-а. к. иг­рала разветвленная и стройная мифологическая система (на основе которой формировались мест­ные религиозные культы), а также свод теорети­ческих и практических сведений о языке. Именно списки знаков письма стали первыми в Древнем Двуречье сочинениями научного характера. Переч­ни пиктографических (рисуночных), а затем клино­писных знаков и терминов были впервые составле­ны ок. 3000 г. до н. э. Позднее, с вытеснением шумерского языка из бытового употребления и с переходом на аккадский, стали создаваться посо­бия для изучения шумерского языка как «ученого», языка религии и науки, аналогичного по роли уче­ной латыни в культуре западного Средневековья. Средоточием науки были в Древней Месопотамии т. н. э-дубба, т. е. светские школы-академии, гото­вившие писцов (видимо, имелись также и храмо­вые школы). Должность писца считалась чрезвы­чайно почетной (в соответствии с уровнем эрудиции и со специализацией различалось ок. двадцати ви­дов писцов), что и объясняет обилие изображений их в месопотамских памятниках искусства.

Наряду с обширной устной литературой (стихот­ворные эпические сказания, плачи, дидактические и обрядовые сочинения) важнейшее место в В-а. к. занимают пластические искусства. Древнейший этап ее развития — т. н. додинастический период:лумерской культуры, связанный с такими значи--льными явлениями, как локальная культура ■'рука, Убайда (Эль-Обейда), Джемдет-Наср и др. династическую эпоху (начало III тыс. до н. э.) искусстве усиливаются черты каноничности,:данной условности почти во всех видах искус-что не мешает шумерским мастерам созда-;:сключительные по своеобразию и изяществу зведения (см. Ура памятники). Особая роль т период принадлежит храмовому зодчеству, очень быстро обретает в В.-а. к. собствен-уникальный облик. Периоды владычества ак-■;я династий и династий Ура завершают шуме-■ гадский этап В.-а. к., по окончании которого.--:-:тво переходит к Вавилону (XVIII в. до н. а).


Алебастровая голова из Мари. XXVIII в. до н. э.

Золотая статуэтка среднеэламского времени. Сузы. ХШ-ХИ вв. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: