Древний Восток. Скульптура древнеегипетская

Скульптура древнеегипетская

Скульптура древнеегипетская







Мужская статуя. Фрагмент., 2563-2423 гг. до н. э.


Фараон Микерин с богинями. Ок. 2580 г. до н. э.



статуях сидящих писцов столь же часто обнару­живается сходство с формой пирамиды (см. Куби­ческая статуя). Существует и родство внутренних закономерностей скульптуры и архитектуры. С. д. концентрируется на изображении в фас: вид в профиль или с иной точки зрения не вносит в нее ничего нового. Подчеркивая фас, скульпту­ру подчиняют строгой симметрии, исключая при этом динамику движения, но тщательно прораба­тывая позу. Немаловажной особенностью С. д. явля­ется и обобщенная, без второстепенных деталей, обработка поверхности и силуэта. Этому немало способствует скрупулезно разработанный канон древнеегипетского искусства, получивший в об­ласти скульптуры едва ли не самое жесткое от­ражение. Фигуры, как правило, изображаются прямо стоящими, с руками, прижатыми к телу, с ровно поставленными ногами (или, в согласии с правилом, с выдвинутой вперед левой ногой). Ка­мень, заполняющий пространство между торсом и конечностями, не удаляется, и фигура таким обра­зом соединяется с фоном.

В канон С. д вошли несколько десятков общеприня­тых норм, касающихся размеров, поз, пропорций, материала, которые выбираются в связи с конкрет­ным ритуальным предназначением статуи и соци­альным рангом модели. Культовая скульптура фа­раона, изображенного в полный рост или сидящим на троне, претерпела наименьшее количество из­менений на протяжении всей истории египетского


искусства. Более гибкой и свободной оказалась трактовка скульптурного портрета, одного из са­мых замечательных явлений в культуре Древнего мира. Скульпторы начинали работу со снятия с лица гипсовой маски, которая в дальнейшей работе за­меняла натуру. По мере исполнения замысла от­брасывалось все случайное, но неизменно сохра­нялись наиболее выразительные индивидуальные черты. Портретность передавалась, прежде всего, на уровне пропорций лица, на основе которых со­здавалось исключительно лаконичное в своей вы­разительности, утонченно стилизованное и обоб­щенное портретное изображение.

Индивидуализация в египетском портрете не имеет ничего общего с предельной натуралистич­ностью портрета в искусстве римлян. Тем не менее в канонизированном портрете с течением времени появляется все больше индивидуально неповторимых черт. Вершиной портретной скульптуры справедли­во считается искусство амарнского периода, в част­ности работы Тутмеса.

Еще в период Древнего царства существовала специальная техника выполнения глаз: их рисова­ли краской либо инкрустировали, вставляя в уг­лубление глазницы в собранном виде. В деревян­ную, каменную или металлическую рамку, обра­зующую контуры век, помещали белый камень, изображающий глазное яблоко. Круглое углубле­ние в центре заполняли смолой и черной крас­кой рисовали зрачок. Смолу сверху покрывали



Карлик Сенеб и его семья. Ок. 2563-2423 г. до н. э.





круглым кусочком хрусталя. Этап «отверзания» глаз при изготовлении статуи фараона обставлялся ритуальными церемониями (ибо вставить глаза оз­начало оживить изображение).

В период Среднего царства в искусстве скульп­туры возникает большая свобода и стремление к передаче конкретной человеческой индивидуаль­ности. В изображениях фараонов постоянно под­черкивается волевой, властный дух и твердость характера. В скульптурах находит отражение био­графия и возраст персонажа: правители периоди­чески изображаются в течение всей жизни. Создает­ся галерея образов: от царей-младенцев и воинов в расцвете сил до стариков. Образцом такого скульп­турного жизнеописания являются изображения фа­раона Аменемхета III. Одним из лучших портретов эпохи Среднего царства считается также скульпту­ра Сенусерта III, выполненная из гранита. Своеоб­разное сочетание каноничности и творческой сво­боды проявляется в изображениях частных лиц: таковы семейные портреты, статуэтки работаю­щих людей (ушебти). Немалыми художественными достоинствами обладают и скульптуры вспомога­тельного назначения: маски и головы, служившие юразцами для мастеров при изготовлении мону­ментальных статуй.

Скульптура Нового царства развивается по двум основным направлениям. Первое связано с поиском принципиально нового подхода к портрету. Этот


подход был найден мастерами Амарны. Поскольку в религии фараона-еретика Эхнатона всемогущим и главным считался только Атон-солнце, то было достаточно его изображения, чтобы указать на бо­жественность правителя, сам же портрет, в резь­бе или круглой скульптуре, становился попыткой достоверной и бережной передачи индивидуальных черт. Вторая группа памятников связана с сохране­нием традиционной нормативной статуи, с воссоз­данием канона во всей его строгости. Эта тенден­ция отличает искусство послеамарнской эпохи. Первые признаки нового, индивидуализированного подхода к скульптурному портрету появляются еще во время правления царицы Хатшепсут, чьи изображения виртуозно передают привлекатель­ную внешность молодой женщины. Признание само­стоятельной ценности красоты становится одним из главных эстетических завоеваний Нового царства. Скульпторы вновь обращаются к материалам, по­зволяющим делать тонкую обработку поверхности, детализированную роспись изображений. Возвраща­ются в обиход дерево, известняк, легко поддающие­ся обработке и впитывающие краски. Изображение слегка стилизуется — уже в соответствии не толь­ко с каноном, но и с новым идеалом красоты: эле­гантной пластичностью позы, удлиненным и строй­ным силуэтом, мягкостью черт и выражения лица. При Эхнатоне к этому идеалу добавляется крите-







Голова Сенусерта. Ок. 1887-1850 г. до н. э.


Голова Тутанхамона на лотосе. 1358-1350 гг. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: