Скульптура древнеегипетская
Сенмут
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
СЕНМУТ (ХУ1-ХУ вв. до н. э.), выдающийся древнеегипетский зодчий, главный управитель легендарной царицы Хатшепсут, помогавший ей в делах правления. Работал в Фивах, был создателем храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (период Нового царства). Великий зодчий приготовил тайную гробницу для себя под первым двором храма и оставил в ней свое изображение. Кроме Фив, работал в храмах бога Амона-Ра и богини Мут в Кар-наке, в храмах Луксора и Гермонтиса.
СКАЛЬНАЯ ГРОБНИЦА, разновидность древнеегипетской монументальной усыпальницы, предназначенной для погребения фараонов и знатных вельмож. С. г. представляет собой типичную постройку эпохи Среднего царства (2060-1785 гг. до н. а). Поначалу С г. — характерная провинциальная форма, лишь с течением времени оказавшая влияние на столичную архитектуру. С. г. представляла собой ряд помещений, вырубленных в скале и соединенных коридорами.
На склоне скалы находился вход в гробницу, оформленный небольшим портиком, чаще из двух колонн. Архитектурный тип С. г. оказался весьма устойчивым: в последующие времена ее облик практически не менялся, за исключением отказа от четко обозначенного входа. Разграбление гробниц со временем приобрело столь катастрофические
масштабы, что зодчие прекратили как-либо маркировать вход в С. г. и даже старались замаскировать его.
Колоннады продолжались в интерьерах залов, которые, как правило, делились двойным рядом колонн на три нефа, при этом центральный был часто выше боковых. Потолок выполнялся в виде свода, опиравшегося на колоннады. По традиции роспись, покрывавшая его, изображала небо. Общий план гробницы обычно состоял из анфилады помещений — открытого двора и ряда проходов, вырубленных в скале. Они шли перпендикулярно к широкому помещению святилища, образуя перевернутую букву Т. Вход в погребальную камеру вел из молельни, где на стенах размещались культовые рельефные изображения в виде полос-регистров.
При более развитой планировке по бокам устраивались дополнительные смежные комнаты. В нишах стояли статуи усопшего.
В архитектуре Нового царства сохранялся принцип освещения храма через высокий центральный неф. Но эта задача значительно усложнялась, когда речь шла о С. г. или храме такого типа. Примером последнего является знаменитый храм Рамсеса И в Абу-Симбеле (первая половина XIII в. до н. э.). Два сооружения Абу-Симбела образуют единый ансамбль: Большой храм, посвященный фараону и трем богам (Амону, Ра-Хорахте и Пта), и Малый, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой предстает жена Рамсеса Нефертари. Храм Абу-Симбел ориентирован на восток, и солнечные лучи проникали последовательно через ряд помещений в святилище. В самом дальнем конце помещались статуи богов вместе с изображением фараона. Амон, Ра и Рамсес дважды в году оказывались освещенными лучами солнца, богу же Пта, воплощающему темный довременный хаос, надлежало оставаться в темноте. Примером целенаправленно-
го и эффективного синтеза архитектуры и скульптуры в композиции скального сооружения являются колоссы Рамсеса II, между которыми помещены изображения Нефертари.
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ, одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Несмотря на огромную роль в художественной культуре, С. д. была тесно связана с архитектурой, уточняя и детализируя идею архитектурных сооружений. Именно от архитектуры С. д. получает тенденцию к монументальности и статичности, неповторимое чувство первичной природы материала. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого они высечены. Каноническая статуя гармонично выглядела в храме, т. к. ее сплошной силуэт и монументальные плоскости совпадали со строгими вертикалями и плоскостями четырехгранных столбов, с которыми она соединялась, не изменяя их мерного тектонического ритма. В традиционных
Колоссы Рамсеса II в Абу-Симбеле. XIII в. до н. э.
Женщина, изготавливающая пиво Статуэтка из Саккары. ХХ\/1-ХХ\/ вв. до н. э.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА