Пунического царства культура
Пунического царства культура
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Пуническая маска смеющегося мужчины. VI в. до н. э.
Пуническая маска мужчины в шлеме. VI в. до н. э.
(или по-арабски Магриб, страна Запада), Триполи-тания (западная часть современной Ливии) были населены берберами, но в конце II — начале I тыс. до н. э. попали под владычество их финикийцев. На этой территории возникло крупное государство, центром и столицей которого стал Карфаген (см. Финикийское искусство). Основанный, по легендарным источникам, в 814 г. до н. э., Карфаген после захвата Финикии персами встал во главе мощной Пунической державы (пунийцами называли карфагенян римляне), господствовавшей в Западном Средиземноморье. Пунические войны (три войны между Карфагеном и Римом) стали причиной того, что культура и искусство Карфагена известны нам лишь в очень ограниченной степени. Города были разрушены римлянами, и новые римские постройки сменили местные пунические.
|
|
Представление о П. ц. к. дают пунические некрополи и предметы, найденные в погребениях. Искусство здесь никогда не имело такого определяющего значения, как в Греции или Египте, хотя различные ремесла в Карфагене были высокоразвиты. У финикийцев мастера научились окрашивать ткани пурпуром, изготавливать стеклянную посуду и украшения. Пунийцы большей частью предпочитали приобретать произведения искусства у соседей — греков и египтян. Кроме того, религия Карфагена до конца сохранила многие первобытные черты и, очевидно, не успела перейти к стадии целостного
художественного осмысления мира, как египетская или греческая. Еще в период войн с Римом существовали обряды человеческих жертвоприношений верховным богам — Баалу Хаммону и Танит. Пепел сожженных жертв хоронили на огражденных священных участках — тофетах. Такие погребения, датированные ок. VIII в. до н. а, и были открыты археологами близ Карфагена и Гадрумета. Погребения в пунических некрополях располагались в боковых помещениях глубоких колодцев, высеченных в скале или вырытых в земле. Лишь под влиянием греческих обычаев появились склепы с крутыми ступенчатыми дромосами. Находки ранних погребений состоят преимущественно из привозной керамики и украшений (греко-коринфских и египетских). Собственные пунические памятники представлены культовыми терракотовыми масками в основном двух видов. Одни изображали злых духов и были искажены гримасами ужаса или смеха. Маски нередко деформированы; глазницы прорезаны насквозь, что позволяет предполагать, что они использовались в неких обрядах (подобно найденным в Спарте маскам танцоров). Большинство имеет отверстия для подвешивания и могло служить для охраны жилищ.
|
|
Второй тип масок лишен гротескности; они воспроизводят неискаженные человеческие лица. Они явно не являются погребальными масками, как
египетские, т. к. почти все слишком малы, чтобы покрывать лицо умершего. Возможно, египетская традиция в какой-то степени повлияла на появление таких масок. Наиболее ранние из них (до середины VI в. до н. э.) еще сохраняют черты египетских прообразов, в частности имеют похожие головные уборы. Со второй же половины VI в. до к а, когда в пуническом искусстве наступает период господства греческого влияния, распространяются женские маски с продолговатым овалом лица, косо поставленными глазами и условной «архаической» улыбкой на губах. В мужских масках приемы передачи волос и бороды (они выполнены вдавленными кружками, имитирующими локоны) напоминают о традициях Финикии, хотя там обычая изготовления масок не существовало.
Определенная близость к архаическому греческому искусству заметна в стиле терракотовых статуэток из пунических погребений. Форма маски могла использоваться и в миниатюрных украшениях, изготавливавшихся из цветной стеклянной пасты и помещавшихся в виде амулетов на нитях бус. Интересно, что древнейшие образцы таких бус были определенно изготовлены в Египте, и среди фигурок, нанизанных на них, встречаются священные скарабеи. Позднейшие пунические имитации скарабеев были также довольно распространены.
Монументальной каменной скульптуры карфагеняне в ранний период, видимо, не знали. Места захоронения урн были отмечены т. н. бетилами — сужающимися кверху столбами из грубого местного песчаника. Иногда бетилы помещались на каменные троны, которые украшались рельефными изображениями сфинксов или завитками волют. В VI в. до н. э. появляются первые стелы — плоские плиты с треугольным завершением-фронтоном и выступами, акротериями, по бокам. Декор таких стел постепенно усложнялся; простые пиктографические знаки и надписи сменялись имитацией храмового портала: в центре теперь находится ниша, ее обрамляют две колонны упрощенного ионийского ордера.
В нише изображаются божественные символы, солярные знаки или человеческие фигурки. Большим своеобразием отмечены надгробия типа обелиска — низкие или более высокие столбы с заостренными вершинами. Декор на них, выполнявшийся уже не низким рельефом, а врезанной линией, — примета собственно пунической манеры в этом виде памятников.
После падения Финикии в войнах с персами и разрыва отношений с Грецией П. ц. к. долгое время находится вне привычных культурных влияний. Признаки подъема заметны в нем начиная с IV в. до н. э., когда развиваются связи с Южной Италией и
Этрурией. Поздний карфагенский перш а в искусстве изучен лучше других. Керамика становится разнообразнее по форме; высокого развития достигает торевтика, особенно изготовление бронзовой посуды. Наиболее известны памятники этого рода из погребения Бирсы. Сосуды позднего периода П. ц. к. примечательны эклектическим сочетанием греческой формы с египетским декором. Эти же перекрещивающиеся воздействия проявились в стиле мраморных саркофагов, датируемых началом III в. до н. э. Всего их было найдено двенадцать; первая группа отличалась простыми формами, напоминавшими вид античного храма, хотя и без колоннады. Фронтоны таких саркофагов были покрыты росписью, изображавшей сфинксов и грифонов (росписи погибли в связи с нестойкостью красок, использованных карфагенскими мастерами). Саркофаги второго типа имеют ту же форму, но на их крышке находится мужская или женская фигура. Одеяния их, видимо, изображают карфагенские; в руках находится чаша, что указывает на посвятительный характер этих изображений. Одна из этих фигур изображает карфагенскую богиню-птицу Танит. Эти саркофаги, однако, были, несомненно, изготовлены греческими мастерами, выполнявшими, очевидно, местный заказ: художественная идея саркофагов, соединяющая форму храма с фигурой на крышке, совершенно чужда греческому художественному мышлению. Эта идея присутствует также и в каменных пунических урнах из гробницы Бордж-Джедид.
|
|
Последний период П. ц. к. представлен несколькими архитектурными памятниками, в числе которых жилые постройки; одна из них со двором, окруженным перистилем из десяти колонн, свидетельствует о знакомстве карфагенян с современной греческой архитектурой. Пуническая специфика дома обеспечивается инкрустациями на полу из кусочков мрамора (этот прием вскоре проник в Италию под названием «пуническая вымостка»). Во внутреннем убранстве домов также были использованы элементы греческого ордера. Храмы почти не сохранились, хотя есть основания считать, что в их решении сильным было влияние греческой античности. На поздних пунических стелах стали появляться изображения и атрибуты греческих божеств: Де-метры, Диониса; Баал Хаммон и Танит стали сближаться с Зевсом-Юпитером и Юноной. Поздний тип мемориального сооружения представлен мавзолеем нумидийского вождя близ Тугги. Это сооружение, напоминающее башню на ступенчатом основании, с выполненными в высоком рельефе ионийскими колоннами по второму этажу и скульптурным декором, развивающим греческую тра~;:-цию. Отдельные детали архитектурного убранств.; по-прежнему близки египетскому зодчеству