ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
которым отмечены схематизированные, словно эскизно выполненные поздние портреты, предвосхищает черты будущего искусства Средневековья, для которого облик человека интересен лишь постольку, поскольку он отражает его духовную жизнь и порыв к божественному началу мира.
Литература:
Лесницхая М. М. Римский портрет в собрании Эрмитажа. М., 1960.
Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.
РИМСКОГО ЕГИПТА ИСКУССТВО, памятники архитектуры, скульптуры и живописи, сохранившиеся на территории Египта периода I—IV вв., когда история многолетних попыток овладения Египтом завершилась тем, что страна была включена в состав Римской империи. История Р. Е. и. неотделима от искусства эллинистического периода и во многом продолжает развитие его эстетических принципов. Некоторые страны Североафриканского побережья в период римского владычества сохранили определенную культурную самостоятельность. Так, среди стран, существовавших под эгидой Римской империи, Египет особенно выделяется верностью духу своей древней культуры. В Египте римского периода соседствовали города различного проис-
хождения. Наряду со старыми административными и культовыми центрами — такими, как Мемфис, -Фивы, Оксиринх, — существовали эллинистические города: столица провинции Александрия, Навкра-тис в дельте Нила, Арсиноя (Крокодилополь) в Фаюмском оазисе, Птолемаида в Среднем Египте и другие. Римлянами было построено немного городов. Один из них — Антинополь, основанный императором Адрианом. Облик египетских городов римского периода с трудом поддается воссозданию, и главным источником сведений о них являются труды древних авторов. Большинство римских городов в Египте были распланированы по т. н. гип-подамовой системе (см. Гипподам), при которой улицы располагались строго параллельно друг другу, пересекаясь под прямыми углами. Город Александрия был спроектирован греческим архитектором Дейнократом с острова Родос и быстро стал одним из важнейших центров нового Египта. Главные улицы обрамлялись колоннадой, характерной для городов римских восточных провинций, и вымощены базальтовыми плитами. На их перекрестке возвышалась арка-тетрапилон, а на концах главной магистра-ли — декуманума — были поставлены ворота Солнца и Луны.
В районе, населенном египтянами, стояло знаменитое святилище Сераписа; к западу за городской стеной располагался эллинистический некрополь. В центре при Птолемеях находилась агора (главная площадь) и святилища греческих и египетских богов. Там же находились в римский период дворцы Кесарион (возведен в честь Антония царицей Клеопатрой) и Адриана. Кесарион, впоследствии достроенный Октавианом Августом, судя по описаниям, представлял собой величественный архитектурный комплекс, в который входили храм, вспомогательные помещения для посвятительных даров (статуй, картин, ювелирных изделий), пропилеи. В восточном районе Александрии, среди дворцов и парков, возвышалась монументальная и богато украшенная гробница Александра Македонского. Там же находились театр, гимнасий и Мусейон со знаменитой Александрийской библиотекой, служивший не только храмом муз, но и научным центром, по своим функциям близкий академии наук и искусств. Мусейон функционировал и в римское время, хотя судить о его облике можно также лишь по описаниям. Здание Мусейона являлось продолжением дворца Птолемеев; внутри имелся большой зал для работы ученых и жрецов, а также комнаты, где они жили. Рядом располагалась крытая колоннада с коринфскими капителями из золоченой бронзы.
В городе имелись и другие национальные районы, за пределами же Александрии император Ав-