Римской империи искусство

Римской империи искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Статуя Юпитера из Ситифа. III в. н. э.

дионисийские сюжеты, очень популярные в Р. А. и.; сцены из «Одиссеи». Во множестве создавались чи­сто декоративные мозаики.

Мозаика стала в Р. А. и. своеобразным зеркалом монументальной живописи, сохранившейся в не­значительном количестве. В области скульптуры таких памятников гораздо больше. Основная их группа — привозные или местные изделия, цели­ком следующие римской традиции, либо копии с прославленных оригиналов. Особенно велико чис­ло римских портретов, найденных в различных центрах Северной Африки. Вторая группа — про­изведения, в которых присутствуют черты местно­го искусства, в первую очередь монументальная декоративная скульптура. Третья, относительно немногочисленная группа — памятники, продол­жающие традиции дорийской эпохи.

В ранний период римского господства в Север­ной Африке или же в районах с сильными римс­кими традициями преобладают чисто античные работы, позднее (в I в. н. э.) начинают доминиро­вать локальные тенденции, развиваемые поколе-


ниями местных учеников римлян. Скульптурные портреты начинают передавать этнический тип представителей исконного африканского населе­ния; распространяются графичность, плоскостно-декоративный подход к изображению, тяга к обоб­щенности и схематизации, присущие пуническому искусству. Характерно и приближение портрет­ных изображений правителей к образам местных божеств (портрет императора Септима Севера в образе Сераписа). В группе т. н. неопунических произведений, связанных с местной традицией, на­блюдается обратное явление: на доминирующие черты пунического стиля наслаиваются приемы, заимствованные из греко-римского искусства. Из­любленным видом берберо-пунической скульптуры оставались в римский период надгробные и посвя­тительные стелы. Гораздо ярче местные традиции проявились в рельефном декоре, для которого ти­пично сложное переплетение орнаментальных за­витков или растительных мотивов с разнообразны­ми фигурками людей и фантастических существ. Изображения не передают реальной перспективы, они статичны, детали их изображаются с помощью условных, декоративных приемов. Такие рельефы украшали триумфальные арки, театры; вершиной североафриканской декоративной скульптуры явля­ется декор храма Северов в Лептис Магна (Ш в. н. а). В прикладной области Р. А. и. широкое распрост­ранение получила керамика, сохранившая многие черты пунического стиля; сосуды в форме головы животного, терракотовые и бронзовые статуэтки. Северная Африка была центром изготовления раз­нообразной бытовой утвари, в том числе светиль­ников, использовавшихся в Риме вплоть до христи­анской эпохи.

Литература:

Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М„ 1979.

РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ИСКУССТВО, художе­ственная культура Древнего Рима периода форми­рования, первых веков и расцвета империи, а так­же поздней имперской эпохи; в общей сложности хронологические границы этого периода охватыва­ют конец I а до н. а — середину V а н. а В резуль­тате длительной сословной борьбы и глубоких об­щественных потрясений в эпоху гражданских войн в Римской республике сложилась новая форма власти — императорская военная диктатура. В ис­тории Римской империи период конца I в. до н. а — конца III в. н. э. носит название эпохи принципата (от слова «принцепс», т. е. «первый среди сенато­ров и граждан»).

Несмотря на фактическое всевластие импера­тора, в этот период считалось, что власть в рим-




АНТИЧНОСТЬ



Император Август. 20 г. до н. э.

ском государстве разделена между принцепсом-императором и сенатом. Это было последним отго­лоском республиканской традиции.

Рубеж веков — время высочайшего расцвета римской науки, литературы и искусства. В этот период создают свои произведения Вергилий, Го­раций и Овидий; появляются труды знаменитого историка Тита Ливия. Между тем, если для римс­кой литературы время императора Августа было периодом высших творческих достижений, то наи­более значимые памятники изобразительного ис­кусства были созданы позднее, главным образом во второй половине I — первой половине II в. н. э. Для искусства времени Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) характерны интенсивные поиски новых стиле­вых основ, выразительных возможностей, жанров и форм, которые служили бы воплощению изме­нившейся картины мира. Эти изменения коснулись всех сфер римской культуры и в первую очередь религиозной традиции. По-прежнему оставался почитаемым пантеон старых римских богов, однако все более значительное влияние приобретают


различные культы, религиозно-мистические оорл-ды иного типа, в первую очередь заимствованные из культур Востока. Еще не наступила пора хрис­тианизации, хотя христианство в Риме возникло именно в эпоху Империи. Ему было суждено пере­жить долгий период гонений; ядром же официаль­ной религии при первых цезарях стал гений боже­ственного императора. Этот культ, возникший с началом принципата, был обязателен для всех граждан. Он сочетался с поклонением умершим обожествленным императорам и с культом особен­но чтимых императорами богов, которые также именовались Августами. Позднее были основаны культы императорских побед и добродетелей — Мужества, Справедливости, Снисходительности, Щедрости — и якобы наступившего золотого века. В культурной традиции плебса гораздо большее место занимали космические и особенно природ­ные божества В период Империи стремительно росло число приверженцев восточных божеств и экстатических культов, посвященных бессмертию души и идее спасения. В конце IV в. н. э. христиан­ство было уже общепринятой религией; импера­тор Феодосии запретил совершение языческих об­рядов, и римская религия перестала существовать. В первые века Римской империи художники осо­бенно настоятельно обращаются к греческому на­следию, выбирая в качестве образцов творения классической эпохи. Это накладывает особый отпе­чаток на архитектурные и скульптурные произве­дения августовской эпохи, сочетающие черты тор­жественного величия со строгой сдержанностью форм. Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к периоду расцвета империи (II — 20-е гг. I в. до н. а). Технологии строительства быстро совершенствуются; все шире и разнооб­разнее применяется излюбленный римскими зод­чими и строителями бетон. Шире применяется об­лицовка бетонных стен камнем, кирпичом, а также мрамором. Архитектура империи становит­ся главным средством прославления личности им­ператора и могущества государства, что заметно уже в постройках времен Августа (форум Августа, конец I в. до а а — начало I в. а а). В отличие от республиканского форума и форума Цезаря, кото­рые оставались местом собраний и торговли, фо­рум Августа имел исключительно торжественный, репрезентативный характер, воплощающий идею незыблемого государства под властью цезаря. Весь его комплекс представлял собой замкнутую сим­метричную композицию. Он располагался на про­долговатой площади, окруженной стеной и закруг­ленной с обоих концов. Вдоль всей площади. примыкая к внутренней стороне стены, шли пор­тики. Форум замыкался монументальным храмом Марса Ультора (Мстителя), украшенным с неосы-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: