Римской империи искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Статуя Юпитера из Ситифа. III в. н. э.
дионисийские сюжеты, очень популярные в Р. А. и.; сцены из «Одиссеи». Во множестве создавались чисто декоративные мозаики.
Мозаика стала в Р. А. и. своеобразным зеркалом монументальной живописи, сохранившейся в незначительном количестве. В области скульптуры таких памятников гораздо больше. Основная их группа — привозные или местные изделия, целиком следующие римской традиции, либо копии с прославленных оригиналов. Особенно велико число римских портретов, найденных в различных центрах Северной Африки. Вторая группа — произведения, в которых присутствуют черты местного искусства, в первую очередь монументальная декоративная скульптура. Третья, относительно немногочисленная группа — памятники, продолжающие традиции дорийской эпохи.
В ранний период римского господства в Северной Африке или же в районах с сильными римскими традициями преобладают чисто античные работы, позднее (в I в. н. э.) начинают доминировать локальные тенденции, развиваемые поколе-
|
|
ниями местных учеников римлян. Скульптурные портреты начинают передавать этнический тип представителей исконного африканского населения; распространяются графичность, плоскостно-декоративный подход к изображению, тяга к обобщенности и схематизации, присущие пуническому искусству. Характерно и приближение портретных изображений правителей к образам местных божеств (портрет императора Септима Севера в образе Сераписа). В группе т. н. неопунических произведений, связанных с местной традицией, наблюдается обратное явление: на доминирующие черты пунического стиля наслаиваются приемы, заимствованные из греко-римского искусства. Излюбленным видом берберо-пунической скульптуры оставались в римский период надгробные и посвятительные стелы. Гораздо ярче местные традиции проявились в рельефном декоре, для которого типично сложное переплетение орнаментальных завитков или растительных мотивов с разнообразными фигурками людей и фантастических существ. Изображения не передают реальной перспективы, они статичны, детали их изображаются с помощью условных, декоративных приемов. Такие рельефы украшали триумфальные арки, театры; вершиной североафриканской декоративной скульптуры является декор храма Северов в Лептис Магна (Ш в. н. а). В прикладной области Р. А. и. широкое распространение получила керамика, сохранившая многие черты пунического стиля; сосуды в форме головы животного, терракотовые и бронзовые статуэтки. Северная Африка была центром изготовления разнообразной бытовой утвари, в том числе светильников, использовавшихся в Риме вплоть до христианской эпохи.
|
|
Литература:
Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М„ 1979.
РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ИСКУССТВО, художественная культура Древнего Рима периода формирования, первых веков и расцвета империи, а также поздней имперской эпохи; в общей сложности хронологические границы этого периода охватывают конец I а до н. а — середину V а н. а В результате длительной сословной борьбы и глубоких общественных потрясений в эпоху гражданских войн в Римской республике сложилась новая форма власти — императорская военная диктатура. В истории Римской империи период конца I в. до н. а — конца III в. н. э. носит название эпохи принципата (от слова «принцепс», т. е. «первый среди сенаторов и граждан»).
Несмотря на фактическое всевластие императора, в этот период считалось, что власть в рим-
АНТИЧНОСТЬ
Император Август. 20 г. до н. э.
ском государстве разделена между принцепсом-императором и сенатом. Это было последним отголоском республиканской традиции.
Рубеж веков — время высочайшего расцвета римской науки, литературы и искусства. В этот период создают свои произведения Вергилий, Гораций и Овидий; появляются труды знаменитого историка Тита Ливия. Между тем, если для римской литературы время императора Августа было периодом высших творческих достижений, то наиболее значимые памятники изобразительного искусства были созданы позднее, главным образом во второй половине I — первой половине II в. н. э. Для искусства времени Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) характерны интенсивные поиски новых стилевых основ, выразительных возможностей, жанров и форм, которые служили бы воплощению изменившейся картины мира. Эти изменения коснулись всех сфер римской культуры и в первую очередь религиозной традиции. По-прежнему оставался почитаемым пантеон старых римских богов, однако все более значительное влияние приобретают
различные культы, религиозно-мистические оорл-ды иного типа, в первую очередь заимствованные из культур Востока. Еще не наступила пора христианизации, хотя христианство в Риме возникло именно в эпоху Империи. Ему было суждено пережить долгий период гонений; ядром же официальной религии при первых цезарях стал гений божественного императора. Этот культ, возникший с началом принципата, был обязателен для всех граждан. Он сочетался с поклонением умершим обожествленным императорам и с культом особенно чтимых императорами богов, которые также именовались Августами. Позднее были основаны культы императорских побед и добродетелей — Мужества, Справедливости, Снисходительности, Щедрости — и якобы наступившего золотого века. В культурной традиции плебса гораздо большее место занимали космические и особенно природные божества В период Империи стремительно росло число приверженцев восточных божеств и экстатических культов, посвященных бессмертию души и идее спасения. В конце IV в. н. э. христианство было уже общепринятой религией; император Феодосии запретил совершение языческих обрядов, и римская религия перестала существовать. В первые века Римской империи художники особенно настоятельно обращаются к греческому наследию, выбирая в качестве образцов творения классической эпохи. Это накладывает особый отпечаток на архитектурные и скульптурные произведения августовской эпохи, сочетающие черты торжественного величия со строгой сдержанностью форм. Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к периоду расцвета империи (II — 20-е гг. I в. до н. а). Технологии строительства быстро совершенствуются; все шире и разнообразнее применяется излюбленный римскими зодчими и строителями бетон. Шире применяется облицовка бетонных стен камнем, кирпичом, а также мрамором. Архитектура империи становится главным средством прославления личности императора и могущества государства, что заметно уже в постройках времен Августа (форум Августа, конец I в. до а а — начало I в. а а). В отличие от республиканского форума и форума Цезаря, которые оставались местом собраний и торговли, форум Августа имел исключительно торжественный, репрезентативный характер, воплощающий идею незыблемого государства под властью цезаря. Весь его комплекс представлял собой замкнутую симметричную композицию. Он располагался на продолговатой площади, окруженной стеной и закругленной с обоих концов. Вдоль всей площади. примыкая к внутренней стороне стены, шли портики. Форум замыкался монументальным храмом Марса Ультора (Мстителя), украшенным с неосы-
|
|