XVI век

XVI век – переломный. От благоприятной обстановки, царящей в первой его половине, резкий переход к тяжёлому положению римских евреев, и евреев, живших в ряде других земель. Казалось, начало века этого не предвещало. Даже папа Александр VI Борджиа (1492-1503), испанец родом и окружённый испанцами, оставивший по себе по себе печальную славу, к евреям относился доброжелательно. Он разрешил иммигрировать евреям из самых разных местностей и стран: Сицилии, Неаполя, Калабрии, Испании Португалии, Германии, Прованса, Центральной Европы.

В Риме создавались отдельные общины со своими синагогами, и они не сталкивались ни с какими препятствиями.

Вслед за ним и другие папы к евреям благоволили. Либеральный дух Возрождения усиливался. Светская часть общества и духовенство (главным образом высшее) увлекались античной философией, гуманитарными науками и особенно искусством. Царило всеобщее вольнодумство. Наряду с языческой античностью начали обращаться к Танаху. Во Флоренции Микеланджело (вслед за скульпторами XIV-XVв.в. Донателло и Вероккио) изваял статую Давида (1501-1504г.г.), а в Риме при папе Юлии II (1503-1513г.г.) скульптуру Моисея в церкви Сан Пьетро ин Винколи (Святой Пётр в оковах). В 1513г. художник и историк искусства Джорджо Вазари писал, что евреи, несмотря на то, что для них изображение людей и тем более, библейских героев находится под запретом, группами приезжали в Рим и приходили в церковь Сан Пьетро ин Винколи, чтобы поклониться Моисею. Таково было влияние итальянского Возрождения и сила гениального искусства Микеланджело.

Папа Лев Х Медичи (1512 – 1521г.г.) остался в истории, как покровитель искусств и поэзии. Он был настоящим меценатом, (в частности покровительствовал Рафаэлю). При его дворе духовные лица занимались ивритом, а в 1514г. в Римском университете была открыта кафедра изучения иврита. Сближение иудаизма с европейской культурой происходило не в русле сближения религий, а в русле светской гуманитарной культуры Италии. То, что среди посетителей Ватикана бывал и римский раввин указывает на светскость не только христианского духовенства, но и еврейского раввината. Происходит сложный двусторонний процесс: с одной стороны культурное развитие еврейского общества, а с другой – начало ассимиляции, которая извечно несёт в себе угрозу существованию еврейской общины.

Вслед за Львом Х папский престол занял Клемент VII (1523 – 1534г.г.) тоже из флорентийского семейства Медичи, возглавивших с XIV века флорентийскую синьорию. Они были независимой светской властью и поддерживали светскую культуру. Клемент VII продолжал ту же политику, что и Лев Х. Он был окружён еврейскими медиками и благоволил к евреям. Но неожиданно его отношение с евреями вышли за рамки медицины и гуманитарной культуры и приобрели для него политический интерес. Его политические устремления соприкоснулись с еврейским мессианством. В XVIвеке турки повели наступление на Европу, завоевали Белград, остров Родос и начали угрожать Италии и соответственно папскому государству. Перед правителями встала задача любым способом остановить турок.

Одновременно, изгнание евреев с Пиренейского полуострова и очередные гонения в Австрии и Германии оживили дремавшее мессианство. Вновь пробудилась мечта вернуться на Землю обетованную, освободив её от турок. И тогда на сцену вышли два действующих лица – полуавантюристы, полувизионеры.

В 1524г. в Рим въехал на белом коне молодой еврей из Чехии по имени Давид Реубени. Он заявил, что он родом из затерянного колена Реубена, которое некогда укрылось в Аравии. Он посол своего брата Иосифа, возглавляющего большое войско, которое готово выступить против турок и, несомненно, сумеет их разбить и освободить Палестину. Евреи легко ему поверили: в народной памяти сохранялось сказание о существовании затерянных коленах израилевых, и не затухала мечта о Земле обетованной. Вызывает удивление легковерие папы. Но и этому были свои причины: началась эпоха великих географических открытий и фантазия оказалась совсем не далеко от действительности, на картах появлялись новые страны и неведомые прежде народности. Клемент VII дал Реубени рекомендательное письмо португальскому королю Иоанну III, и тот его встретил с великими почестями, но денежную сумму вручил небольшую, т.к. его встревожило оживление среди марранов. Один из них Диего Перес принял имя Соломона Молко и вернулся к иудейству. Его активность испугала Реубена, и он возвратился в Италию. Молко же в 1529г. поехал в Турцию и в Палестину, стал соперником Давида Реубени и захотел сделаться мессией. Приехав в Рим, он начал предсказывать папе грядущие события. Предсказал наводнение, происшедшее в 1530г., комету, появившуюся в 1531г., и таким образом, завоевал авторитет. Но придворный медик – еврей разоблачил его перед папой, и тот перестал ему покровительствовать. Этим воспользовалась инквизиция, схватила Молко, как маррана, и собиралась сжечь, но папа пожалел его и спас, ценой жизни другого человека, его двойника. Молко бежал, объединился с Реубени, и они обратились к испанскому императору Карлу V, находившемуся в Баварии. Он им не поверил, привёз в Италию и выдал инквизиции. Оба погибли, так и не осуществив мечту евреев о возвращении в Эрец Исраэль.

В период, когда два молодых еврея мечтали завоевать Палестину, на Рим обрушилось страшное бедствие. В 1527г. произошло столкновение Клемента VII с испанским императором Карлом V. Император осадил Рим, и ему удалось захватить город. Испанская солдатня и немецкие ландскнехты ворвались в Рим. Вели они себя как вандалы в IV веке: грабили, насиловали, убивали. Евреи, кто мог, укрылись во дворце кардинала Андреа делла Фратте. Оттуда их посланцы тайком пробрались к полковнику императорских войск и передали ему большую сумму, с тем, чтобы он удержал своих солдат. Части евреев удалось спастись и бежать, часть погибла. Не сразу жители Рима пришли в себя после этого бедствия. А между тем подступали новые времена, положившие конец свободомыслию Возрождения. Немецкий монах Мартин Лютер в 1517г. выступил с жестокой критикой католического духовенства и реформировал христианскую церковь, затронув и некоторые религиозные каноны. Его реформа привлекла многие народы и все германские страны (включая Англию, где церковь реформировал король Генрих VIII, объявив себя её главой) отпали от Ватикана. Это был удар по католической церкви и её главе – моральный, политический и экономический (отпавшие страны перестали платить Ватикану обязательную подать – десятину). Высшее католическое духовенство не сразу спохватилось, а спохватившись, начало действовать, т.к. новое религиозное движение проникло и во Францию и даже угрожало Италии. Духовенство стало укреплять свои ряды, бороться с еретиками и со свободомыслием, светской философией и развивавшейся научной мыслью. Борьба становилась всё более ожесточённой. Её начало словесное - законодательное было положено в 30-е годы, а во второй половине XVI века запылали костры. Этот перелом в церковной политике не мог не отразиться на положении евреев.

В 1534г. на папский престол взошёл Павел III (ум. в 1549г.) Он не был фанатиком, но в его правлении уже проглядывали зловещие симптомы. В 1534г. испанский монах Игнатий Лойола основал орден Иисуса, чьи члены именуются иезуитами. Иезуиты превратились в тайную полицию католической церкви, стали миссионерами, наставниками юношества. Они следили за протестантами, «вольнодумцами» и за новообращёнными христианами, раскрывая их тайные связи с еврейской общиной. Эта слежка помогала инквизиции присуждать людей к костру. В 1540г. Павел III утвердил их орден, а в 1542г. учредил римскую инквизицию. В 1545г. был созван Тридентский собор, который продлился до 1563г. На нём создавалась идеологическая программа борьбы с Реформацией – Контрреформация. Она утвердилась надолго и её целью была борьба не только с инаковерующими, но и со свободной философской и научной мыслью; одновременно предлагались меры, чтобы очистить нравы духовенства. Уже в конце 30г.г. появились признаки дурных перемен в отношении к евреям. В 1539г. был открыт римский ломбард, прямо направленный против еврейских заимодавцев. В 1542г. папа выпустил буллу, где новообращённым христианам, для которых создавались особые дома, были даны преимущества перед их еврейскими родичами при получении наследства. Началось наступление на евреев, хотя к Реформации и к распущенности духовенства они отношения не имели.

Папа Юлий III дель Монте (1550-1555г.г.) продолжил политику, начатую его предшественником. Но главное в булле, обнародованной в 1553г. было повеление сжечь на римской площади Кампо деи Фиори все экземпляры Талмуда и раввинистских сочинений. До конца, однако, уничтожить их не удалось. Вслед за этой буллой в течение XVI века были опубликованы тремя папами ещё три буллы, которые вошли в историю итальянских евреев под названием «гнусные». Автор первой из них и главной был папа Павел IV. Он родился в 1476г. и пробыл на папском престоле всего четыре года, с 1555г. по 1559г. Но за этот короткий срок он на много лет задержал развитие свободной итальянской мысли и успел принести евреям величайшее зло. Был он одним из основателей ордена театинцев (1524г.), занимавшимся религиозным образованием народа, был инквизитором и привлекал к суду инквизиции, с одной стороны, высших духовных лиц, стремясь исправить церковные нравы, а с другой – еретиков, которых безжалостно преследовал, поставив себе цель уничтожить «чуму ереси». При нём в 1557г. был составлен Индекс запрещённых книг, который надолго ограничил свободу слова. Его деятельность вызвала ненависть в разных общественных кругах. После его смерти в Риме вспыхнули беспорядки, его статую разбили на куски и сбросили в Тибр. К евреям он питал особую вражду. В 1555г. он опубликовал буллу «Поскольку чрезмерно абсурдно…». Эдикт, определивший с некоторыми изменениями положение евреев на два с половиной века. Текст его гласил: «Ввиду того, что противно разуму и в высшей степени неприлично, что евреи, которые за свою вину осуждены Богом на вечное рабство, по причине христианского человеколюбия и терпимости живут среди нас и при этом выказывают христианам такую неблагодарность, что оскорбляют их милосердие; и вместо подчинения претендуют на господство: и поскольку как нам стало известно, в Риме и в других городах, находящихся во владении святой римской церкви, их наглость дошла до того, что они осмеливаются жить не только среди христиан, но и вблизи церквей, и при этом не носят никакой отличительной одежды, и более того, арендуют дома на главных улицах и площадях, приобретают недвижимость, нанимают служанок, нянь и прочих слуг – христиан и совершают другие многочисленные проступки, позоря христиан и проявляя к ним презрение, мы вынуждены принять следующие меры». Дальше следуют 14 предписаний: жить евреям следует на одной, единственной улице, запертой воротами, если обитателям места не хватает можно добавить ещё закрытые улицы (так образуется гетто – Н.Е.), в этом закрытом пространстве может быть построена лишь одна синагога; всю недвижимость необходимо продать христианам, мужчинам надо носить особую шапку, а женщинам – шаль; не должно быть никакого общения с христианами, в частности запрещается иметь слуг – христиан, христиане не должны выражать евреям знаков уважения; евреям нельзя работать в христианские праздники; торговать можно только старьём и только внутри гетто, и там же разрешено ссужать деньги. Все эти предписания были действительны для всего папского государства; все привилегии были отменены. Эдикт сразу же был претворён в жизнь. Через две недели евреи надели жёлтые шапки, через два месяца на берегу Тибра были возведены ворота и стены гетто, через шесть месяцев у евреев не осталось недвижимого имущества. Попытка евреев откупиться – они предложили папе 40 тысяч скудо – была отвергнута. Врач Давид д’ Асколи, который написал в защиту евреев «Апологию евреев», был заключён в тюрьму.

После Павла IV папы быстро сменялись. Среди них были более либеральные папы и более фанатичные, - последователи Павла IV. Это различие, очевидно, зависело от того, что брало верх: идеология нетерпимости или прагматизм. Из более либеральных были ПийIV (1559 – 1569г.г.), Григорий XIII (1572 –1585) и Сикст V (1585 –1590г.г.).

Относительный либерализм Пия IV, сменившего Павла IV и Григория XIII проявился в экономических послаблениях. При Пие IV евреям разрешили покупать недвижимую собственность, и с них были сняты некоторые ограничения в области торговли. Но Талмуд был опять внесён в индекс запрещённых книг. При Григории XIII, поддерживавшего те же уступки евреям папского государства, было строго установлено, что мужчины и женщины, живущие в гетто, обязаны в определённой церкви слушать христианские проповеди. Был объявлен строгий запрет, который до папы Павла IV практически никогда не подтверждался и никогда не соблюдался, - еврейским медикам лечить христиан.

Наиболее либеральным был Сикст V. Чтобы оживить в Папском государстве финансовую политику он пошёл на большие уступки. В булле «Христианское милосердие», вышедшей в свет в 1586г., евреям было дано разрешение правожительства в городах и землях Папского государства. Они получили полные гражданские права, им было позволено иметь свои школы, синагоги, кладбища, вне пределов гетто, более того, не носить отличительных знаков. Существенными оказались и экономические льготы. Были разрешены свобода торговли, в частности пищевыми продуктами, изготовление тканей, и даже в некоторых видах промышленности допускалось нанимать христианских рабочих. Упорядочена была ссудная деятельность (установлен максимальный ссудный процент). Были открыты 60 новых банкирских контор. И, наконец, была допущена иммиграция, в результате чего еврейское народонаселение увеличилось и расширились границы римского гетто.

Совершенно другую позицию, естественно, занимали последователи Павла IV, неукоснительно следовавшие его политике, Пий V Гисмонди (1566 –1572г.г.) в 1569г. обрушил на евреев вторую «гнусную буллу» «Евреи - избранный Богом народ». В ней было предписано всем евреям, кроме жителей Рима и Анконы в течение трёх месяцев выехать за пределы папской земли. Жителей Анконы папа пощадил, т.к. понял, что они приносят пользу торговым связям с Левантом. Евреи оказались в тяжелейшем положении. Часть из них, беднейшая кое-как пристроилась в каморках перенаселённого римского гетто. Остальные переселились в Северную Италию или отплыли к другим берегам: в Солоники, в Смирну, Константинополь, и в далёкую Палестину.

Последний папа XVI века Клемент VIII (1592-1605) стал антиподом Сикста V. Через месяц после венчания, в булле от 28.02.1592г. он восстановил запрет евреям торговать новыми товарами, они имели право продавать только старьё. Запрещены были всякие отношения с новообращёнными, всякие торговые и общественные связи с христианами. В третьей «гнусной булле» «Слепой и упорствующий народ» от 25.02.1593г. были восстановлены все предписания Павла IV и Пия V. В течение трёх месяцев вновь было приказано всем евреям кроме обитателей Рима и Анконы уйти в изгнание. В булле от 03.04.1593г. подтверждалось запрещение Талмуда и раввинистической литературы.

В XVII и XVIII в.в. происходила такая же смена пап, но три «гнусных буллы» 1555, 1569 и 1593г.г. в течение двух последующих веков, несмотря на то, что применение их колебалось, определяли закон внешней жизни евреев, и если не регулировали их внутреннюю жизнь, то нависали над ней как непрекращающийся кошмар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: